|
Детская вина, или когда ребенок виноватАвтор статьи: Галина Зарипова
Обычная психологическая консультация. Обычная – значит запланированная, не первая встреча. Передо мной мальчишка, ему 9-10 лет. Он строит песочный мир, создает место, где ему хорошо, самое лучшее место на свете. В процессе создания мальчик перебирает игрушки, предметы, что-то спрашивает, что-то рассказывает. Находит игрушку-трансформер, исследует, вращает руки/ноги, пробует приставить к ней голову от другой игрушки. Это получается и тут… Я слышу тихий треск и «Ой!» Мальчик опускает голову и, продолжая держать игрушку в руках, пытается восстановить ее целостность. Отвалилась нога, сломано место соединения. Подхожу ближе, понимаю – не восстановить. Мальчишка снова и снова прикладывает детали друг к другу. Кладет ее на стол и несется за рюкзаком: «Я склею!» Клей ПВА, я знаю, что он не поможет, но не мешаю ему. Я вижу, как наливаются цветом щеки, розовеют уши, а голова не поднимается. Он не смотрит меня, повторяя: «Я виноват, я принесу другую игрушку» Принимаю извинения, соглашаюсь на обмен. Рассказываю о том, что так бывает, что игрушки ломают. «А кто? А что они говорят? А они приносят другие игрушки?» - засыпает вопросами, по-прежнему не поднимая головы. «Ты чувствуешь свою вину?» «Да» - и голова опускается еще ниже. «Расскажи, что делают, когда виноваты в чем-то?» «Исправляют» «Ты сделал это?» «Нет» - мое удивление безгранично. Я вижу ребенка, покрытого виной как Я рассказываю мальчику о том, как уважаю его поступок, как горжусь им самим, а не верит( Мне грустно от его опущенной голову, от его краснеющих щек, от его вины и капельки стыда. У меня поднимается злость на тех, кто винит мальчишку и не прощает. Казалось бы, что сложного в прощении? Но есть нюансы. Для человека, испытывающего вину, важно обозначить, в чем именно он виноват, найти шаги, приведшие к ошибке и раскаяться, исправить ее. Любой этап может быть трудным. 1) Из-за несправедливых обвинений, страха перед наказанием дети могут отрицать содеянное: «Это не я! Оно само! Меня вообще тут не было!» 2) Детей порой не учат искать причины и анализировать последствия своих поступков, ожидая при этом: «Когда же он/она сам поймет, что так делать нельзя?!» 3) Для родителей важнее устранить последствия проступка, чем дать шанс и возможность раскаяться. Раскаяние - это возможность простить себя, искупить вину, закрыть гештальт. Мальчик долго сидел с опущенной головой, и мне стало так жаль его, что я разрядила обстановку, пискляво-восторженно сказав: «Ты классный!» Смех, переходящий в хохот до слез – так мы закончили нашу работу и разошлись с миром. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|