|
Хотите воспитать: инициативного, уверенного ребенка или послушную игрушку в руках манипуляторов?Автор статьи: Зезик Ангелина Валериевна
Фундаментальные Дошкольные возрастные кризисы (по Эриксону) 0-2 Младенческий возраст Полюса Кризиса: Базисное Доверие - Недоверие Первый кризис связан с Мамой, которая обеспечивает потребность ребенка в безопасности и привязанности. Важно, чтобы любящая мать интуитивно чувствовала и удовлетворяла потребности ребенка. Привязанность может быть: спокойной и тревожной. У ребенка формируется недоверие к миру, если мать постоянно: а) жестока в обращении, б) холодна и дистантна, в) нервничает и тревожится. Ребенок, ощущая это, начинает капризничать и болеть. Если у младенца нет привязанности к маме - он не может ей доверять. А как же тогда доверять миру? Ведь для младенца Мать – это целый Мир. Так и формируется Базисное недоверие к миру. 2-4 Игровой возраст Полюса Кризиса: Автономия - Стыд, сомнение Ребенок ходит, бегает, достает. Его самостоятельность растет и крепнет. Часто настаивает: «Я сам». Это - «отцовский возраст». Папа знакомит ребенка с границами. Как у Маяковского: «Кроха-сын к отцу пришел и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо». За нарушение пределов дозволенного - наказывают или стыдят. И благо, если это Нормативный стыд – за содеянный плохой поступок. Такой стыд регулирует поведение, помогает осознать и исправиться. Существует еще Токсический стыд, который атакует не действие, а личность ребенка. Ребенок начинает стыдиться себя, если его: а) критикуют и стыдят, б) негативно сравнивают с другими детьми, в) не поддерживают в неудачах. - Ребенок думает, что папа никогда не выводил каракули и буквы у него сразу выстраивались в стройный ряд. Если в этом возрасте сформируется Токсический стыд – растущая Автономия ребенка зачахнет. Токсический стыд подтачивает силы и самооценку ребенка. Дитя чувствует себя плохим и грязным. 4 -6 Дошкольный возраст Полюса Кризиса: Инициатива - Вина В этом возрасте ребенок активно движется в сторону окружающего мира. У него появляются собственные интересы и устремления, которые важно поддержать. Иногда инициатива ребенка натыкается на запреты. Запреты должны быть, но если их много – Активность ребенка блокируется и поселяется Вина. Виды Вины: а) реальная – за поступки, б) токсическая – когда виноват за все на свете. Когда Вины много – она рождает иррациональные страхи. Ребенок начинает бояться самого себя: «Если я так сильно виноват, значит, плохой и меня накажут. Или унесет бармалей». Гремучая смесь Стыда, Вины и Страха бомбят хрупкую личность ребенка. Ребенок становится управляемым и ведомым, инициатива и воля покидают его, опора и вера в себя - отсутствуют. Во взрослой жизни он становится послушной игрушкой в руках меркантильных манипуляторов и мошенников. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|