|
Как формируется созависимость?Автор статьи: 404
Как формируется созависимость?
Традиционно под словом «созависимость» подразумевается зависимость членов семьи от человека, употребляющего алкоголь или наркотики. Однако такое понимание слишком узко и в широком смысле слова под созависимостью понимают эмоциональную зависимость одно человека от другого, сверхзначимого для него.
Ребёнок полностью зависит от взрослого. Сначала он физически соединён с телом матери, затем удовлетворение его базовых потребностей в еде, питье, безопасности полностью лежит на взрослом.
Несмотря на то, что без взрослого ребёнок выжить не сможет, он уже проявляет самостоятельность. У него появляются собственные желания, познавательный интерес, которые он хочет удовлетворить. Если эта инициатива подавляется сверхконтролем и излишней опекой, то это может стать первым шагом к формированию созависимой личности.
Формируется понимание своего «Я», принадлежности «мне». Активно развиваются познавательные интересы, изучаются собственные возможности. Ребёнок пытается прощупать, где кончаются его границы и начинаются границы другого человека. Если родители не считаются с границами ребёнка: проламывают их или, наоборот, оставляют его без всякой заботы, то впоследствии такой человек не сможет самостоятельно разграничивать свою зону и зону другого человека. Он будет бесцеремонно вторгаться в чужую сферу либо полностью растворяться сам, позволяя совершать над собой насилие, не сможет сформировать свою «Я»-концепцию, определиться со своими желаниями, потребностями, целями. Возможен другой вариант: человек наденет «броню», социальные контакты будут затруднены, его будет преследовать страх неудачи, конкуренции.
С одной стороны у ребёнка появляется желание создать свой собственный мир со своими «тайнами», больше общаться со сверстниками. С другой стороны, ему чрезвычайно важно чувствовать поддержку со стороны взрослых. При агрессивном вторжении родителей на территорию ребёнка, они теряют его доверие. Он пока ещё не может открыто бунтовать против вторжения, поэтому огораживается внутри.
Происходит процесс самоидентификации, постепенно уменьшается авторитет родителей. Подросток переосмысливает свои цели, желания, ценности, отделяя их от родительских. Начинается «подростковый бунт», когда ребёнок пытается отстоять каждый сантиметр своих границ, активно уничтожаемых родителями. Тут возникает конфликт: подросток всё ещё материально зависим от взрослых. К тому же под свободой он понимает и свободу от ответственности в том числе, оставляя эту зону родителям.
Если психологические границы не удалось отстоять будучи подростком, то в этом возрасте борьба достигает своего апогея. Лучше когда на эмоциональную агрессивность родителей подросток или юноша так же агрессивно обороняется – это означает, что понятие личных границ у него всё ещё не стёрлось. Если же реакции на проламывание границ нет, или юноша переживает всё внутри себя, замыкаясь от внешних контактов, то можно говорить о том, что психологические границы практически уничтожены. Если родители не хотят отступать, то часто они сами культивируют зависимость, решая все бытовые вопросы (уборка, готовка, стирка) и другие проблемы своего ребёнка. Они хотят получить за это благодарность, но взамен не получают ничего. Для юноши такое поведение родителей привычно, он не осознаёт, что может быть по другому, а за привычную работу благодарности не испытывает. Ответственность даже за принятие своих собственных решений он перекладывает на взрослых. Всё детство вторгаясь в личные границы своего ребёнка, родители теперь получают обратную ситуацию: им придётся защищать свои границы от повзрослевшего ребёнка, который не желает отдавать им контроль, но навязывает ответственность за себя.
В здоровых детско-родительских отношениях устанавливается атмосфера партнёрства, взаимоподдержки и взаимопомощи. Если же на каком-то этапе произошла блокировка развития личности, то в итоге вырастает человек, который не способен нести ответственность – ему никогда не давали почувствовать себя самостоятельным. Он не способен вступать в здоровые отношения – он не знает, как строить отношения, в которых будут две суверенные личности. Он не может самостоятельно справляться с проблемами – ему никогда не давали такой возможности. Или наоборот, он может стремиться к сверхконтролю и проламливанию чужих границ, чтобы снять внутреннюю тревожность и поднять самооценку. Так рождается личность, склонная к созависимым отношениям.
С другими моими статьями вы можете ознакомиться здесь vk.com/tzuganova
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|