Психологические границы личности

Автор статьи: 404

Интенсивность социально-исторических процессов в современном обществе предъявляет особые требования к личной автономии, свободе и ответственности каждого человека. В связи с этим важно говорить о психологических границах личности, их устойчивости, динамизме.

Проблема формирования и развития психологических границах личности - это проблема самоопределения и соотнесенности «мира Я» с миром «не - Я».

В нашем исследовании мы рассматриваем границы как источник движения. В своем бытие человек стремиться ощутить себя на границе контакта с окружающей средой, приближаясь к ней, выходя за нее, расширяя возможности для творчества. Но граница также есть предел, мера для каждого человека.

Анализ философской, психологической литературы показывает, что проблема психологических границ не рассматривалась учеными до начала 20 века, исследовались либо пограничные состояния между нормой и патологией в психиатрии, либо границы обитания, жизнедеятельности в биологии.

Первым вводит «границу» в свои теоретические размышления К. Левин. Граница в его теории выступает в значении раздела областей «психологического поля» индивида – поля реализации его возможностей в данном жизненном пространстве. По мнению автора, функция границы заключается не только в том, что последняя изолирует одну область психологического поля от другого, но и в том, что она обеспечивает связь между соседними областями. Прочность границы определяется такими характеристиками пространственно различенных областей, как их напряженность (детерминированность давлением потребностей момента») и «близость к Я» (число областей, отделяющих данную область от Я). Сохранность психологических границ переживается человеком как состояние внутреннего равновесия и гармонии и проявляется в толерантности к другим людям. Нарушения границ личности проявляется как нарастание агрессии, тревоги и страха.

Проблема психологических границ лежит в контексте многих психологических исследований относительно человеческого «Я». Этот феномен занимал значительное место в трудах гуманистических и экзистенциальных психологов

В отечественной психологии С.К. Нартова-Бочавер рассматривает границы личности в структуре ее психологического пространства.

Идея существования «пограничной зоны» становится ведущей в современных «гештальт – ориентированных» разработках; в частности, эта идея воплощается в представлениях о «границе контакта» - места двухстороннего опыта «организм-среда» (Ф. Перлз, Робин и др.). Граница контакта - необходимое условие процесса контакта, т.е. взаимодействия между субъектом и всем остальным, включая объекты внешнего мира, других субъектов и части организма или психики субъекта, воспринимаемые им в данный момент как «не Я».

В гештальт - психологии постулируется, что граница контакта – первичная и единственная психологическая реальность. Исходя из этого, доступна исследованию лишь ориентировочная деятельность организма и образ, на основе которого производится ориентировка. Все остальное - предмет других наук.

Граница-контакт - это ориентировочная деятельность, и начинается она в стадии преконтакта, разворачивается в стадии контактирования. Граница-контакт существует в той части среды и организма, где происходит ориентировка. Всю жизнь человек колеблется между свободой или разделением, с одной стороны, и вторжением или объединением – с другой. Граница контакта является неотъемлемым органом конкретного взаимодействия со средой. Контакт становится пунктом, в котором "Я" вступает в отношения с тем, что не является "Мной". Контакт – это подвижные отношения, которые происходят на границе двух областей интереса.

В нашей работе мы исходим из того, что границы человеческого существа – границы "Я" – определяются всем его жизненным опытом и возможностями принять новые или усиленные переживания. Граница человеческого "Я" – это граница того, что он допускает при контакте. Она состоит из целого спектра границ контакта и определяет действия, идеи, людей, ценности, установки, образы, воспоминания – все, что он свободно выбирает, чтобы быть полностью вовлеченным в окружающую действительность и одновременно откликаться на свои внутренние реакции. Граница "Я" включает и риск, на который человек готов пойти ради личного

совершенствования. Когда границы "Я" устанавливаются прочно, человек опасается посягательства на них, потому что для него это может быть сопряжено с перегрузками и волнением, которое он не сумеет контролировать. С одной стороны, его страх взаимодействия с границей "Я" – это страх ощутить пустоту, ничтожность или слабость перед давлением извне. С другой стороны, человек боится разрыва привычной границы "Я". Он может чувствовать, что этот разрыв ставит под угрозу его существование. Опасность такого расщепления вызывает у него мгновенную реакцию. Она может проявляться в виде сильного волнения или, наоборот, подавленного волнения, которое воспринимается как тревога.

Мы можем говорить о том, что развитие личности – это развитие ее границ.

Впервые именное Г. Гегель обращается к идее границы в качестве ключевой при интерпретации категории «развитие». Границы определяют поле возможностей, потребностей, поведения человека.

Мы исходим из понимания того, что психологически здоровый, зрелый индивид обладает одновременно устойчивыми и динамичными границами Я, способен гибко строить отношения с другими и обладать качеством автономности. Это может проявляться в таком свойстве зрелой личности как способность к одиночеству.

Построение границ Я начинается с самого рождения и происходит в раннем детстве. Далее мы обратимся к онтогенезу психологических границ человека.

В первые месяцы жизни младенец не осознает наличия внешнего мира и других людей вокруг себя, не дифференцирует «Я» и «не-Я», хотя и жизненно нуждается в другом, который выступает скорее не конкретным человеком, а тем, кто кормит. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, и при самом лучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации. При отсутствии матери ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать. Когда у него появляется возможность двигаться, он предпринимает попытки отделяться от матери. Он учится «иметь собственную жизнь», несмотря на то, что она еще такая крошечная. Телесные движения являются огромной помощью в этом процессе. Когда ребенок получает способность двигаться, он может все дальше и дальше уходить от матери, у него появляется возможность самостоятельно исследовать новое. Впервые отдельность вызвана не матерью, а им самим. Она получена благодаря его желанию передвигаться и самому, без помощи матери исследовать окружающий мир.

В норме границы выходят за пределы тела. Границы должны быть достаточно гибкими, что обеспечивает психологическое равновесие человеку в разнообразных условиях.

Мы в работе опираемся на понятие «флексибильные границы», которое вводит Н. Браун, подразумевая под этим собственно психологические границы Я.

Такие границы потенциально отражают психологический статус человека среди людей и безусловность самоприятия, осознание собственной ценности и позитивное уважение к себе и другим. Речь идет о способности личности принимать психологическую помощь и поддержку, или держать людей на расстоянии.

О важности и необходимости расширения психологических границ писали представители гуманистической психологии. В моменты наибольшей полноты жизни, значимых переживаний психологические границы человека расширяются, помогают выйти в иное измерение (Марцинковская Т.Д., 2008).

Эти идеи находят продолжение у основателя логотерапии В.Франкла, который представляет внутренние психологические границы как способность человека понять себя и смысл своей жизни. Именно адекватность представлений о себе позволяет раздвинуть психологические границы (Марцинковская Т.Д., 2008).

Анциферова отмечает, что истинное бытие человека отражает сфера его выхода за пределы себя.

Итак, можно сказать, что в философской  и психологической литературе границы представляются как категории человеческого бытия.

С помощью психологических границ  личность регулирует степень доступности и открытости собственного психического содержания (Польстер И., 2003).

Также можно говорить о том, что  психологические границы  выполняют функцию поддержки стабильности и устойчивости образа Я.

Границы могут быть повышенно проницаемы, и тогда мы говорим о невротически организованной личности, когда проявляется неспособность к автономии, и в силу этого формирование зависимости от другого, что приводит к симбиотическим отношениям.

         Границы могут быть помещены вовнутрь и быть очень жесткими, ригидными и слабопроницаемыми, и человек не способен к реальному контакту. Такая личность отрицает действительность, свои чувства, желания, представления о мире и о себе. Отношения характеризуются как обесценивающие. (Малейчук Г., )

         Таким образом, можно говорить о том, что Я существует на границе контакта, и границы контакта и есть психологические границы личности.

Если мы говорим о психологически здоровой личности, то выделяем способность гибко регулировать свои границы и выходить за их пределы.

Если же границы становятся жесткими, ригидными и не позволяют творчески приспосабливаться к окружающей действительности, а взаимодействие с людьми сводится на минимальный уровень, тогда мы можем говорить о патологической организации личности.

Итак, человек пребывает в безграничном мире, в котором важную роль приобретает способность простраивать границы собственной личности, и мы можем говорить о границах как общезначимом феномене который раскрывает конкретность человеческого бытия.

 

Список литературы

1. Марцинковскаяя, Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние / Т.Д. Марцинковская // Мир психологии. – 2008. - № 3.

2. Польстер, И. Интегрированная гештальт-терапия / И. Польстер, М. Польстер. М.: КЛАСС, 2003. – 326 с.

3. Робин Ж. М. Экологическая ниша / Ж.М. Робин // Сборник материалов Московского Гештальт института. Минск, 1995. – С. 10-31.

4. Малейчук, Г. Использование феномена «границы Я» для диагностики уровней организации личности Электронный ресурс. / Г. Малейчук. Режим доступа – http: // www/gestalt.by.



Просмотров: 627
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Гештальт-терапия. Контакт. Контактирование. Границы личности в контакте.
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Психологические границы. Часть 5. Как правильно устанавливать и соблюдать границы.
  • "Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".
  • "Визуализация границы" - техника диагностики актуального состояния личных границ
  • Психологические границы личности.
  • Психологические границы личности
  • Психологические границы личности
  • Психологические границы личности
  • Психологические границы личности
  • Психологические границы. Часть 2. Как и где формируются наши границы.
  • Психологические границы. Часть 1. Что такое личные границы?
  • Границы личности: иллюзия, "игра ума" или объективная реальность?
  • Психологические границы личности. Что это и зачем нужны?
  • Психологические границы. Как сохранить суверенитет личности
  • Завуалированные вторжения в психологические границы личности
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?
  • Психологические границы. Часть 6. Психологические техники отстаивания границ.
  • Про "предательство" и границы личности.
  • Границы личности – то, что позволяет сказать «Я – есть!».
  • Как научиться говорить "Нет" и выстроить свои личные границы!
  • Личность и границы личности.
  • Границы психического пространства личности
  • Сказка-упражнение "про зАмок". Метафорично про свои границы и отношения с другими.
  • Территория заблуждений. "Психологические границы": что это и зачем
  • Психологические границы человека, что это такое?
  • Границы личности устанавливаются через НЕТ… (Ч.1. Отказ)
  • Взаимосвязь психологической границы с тревожностью и депрессивностью личности
  • Взаимосвязь психологической границы с эмоциональными состояниями личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь