Психологические границы. Часть 2. Как и где формируются наши границы.

Формирование границ происходит у нас в первые годы жизни. Пока ребенок маленький, он находится в слиянии с мамой, он не может ощутить себя как отдельную личность. Если мама угадывает его желания: вовремя кормит, переворачивает, меняет памперс и т.д., то у ребенка складывается впечатление, что мир исполняет его желания. По мере взросления, у ребенка происходит процесс сепарации  и развивается понимание того, что он – отдельное существо и «мир не крутиться вокруг него». Некоторые направления психология первым сепарационным моментом считают отрыв ребенка от груди. Но самый важный этап происходит приблизительно в трехлетнем возрасте. Начиная с этого возраста, ребенок, при помощи родителей, учится что-то делать без посторенней помощи, контролировать свои чувства, брать на себя ответственность и постепенно обретает свою независимость. Если сепарация была затруднена или осложнена, то и личные границы ребенка будут нарушены. Также, если «здоровые» личностные границы отсутствуют у самих родителей, то есть все шансы того, что они передадут эти трудности детям, их модели поведения будут искажены. Дети из таких семей часто склонны нарушать границы других людей, и молчат, когда нарушаются их границы: они попросту не понимают этого. Они могут систематически брать чужие вещи без разрешения, перебивать взрослых, обижать животных, постоянно опаздывать, занимать чужое место – в общем, причинять другим психологическую и физическую боль, ведь для них это может быть нормой общения.

Учитывая, какое влияние на нас оказывают границы внутри семьи, давайте подробно рассмотрим, какие бывают границы в семейной структуре.

Внешние и внутренние границы семьи.

Границы семейной системы могут быть здоровыми, жесткими (ригидными) или размытыми. На внешнем и внутреннем уровне могут быть разными.

Здоровые или нормальные границы семьи:

  • Внутренние границы семьи – границы внутри семьи для каждого члена. В норме способствуют структурированию здорового психологического пространства семьи. В нормальных, здоровых семьях границы остаются ясно очерченными и проницаемыми. Создаются условия для полноценного развития детей и эффективного взаимодействия как внутри, так и за пределами семейной системы.
  • Внешние границы семьи способствуют формированию идентичности семьи. В норме границы должны быть взаимопроницаемы, когда нужно, они открываются.

Жесткие (ригидные) границы в семейной системе:

  • Жесткие границы на внутреннем уровне. Члены такой семьи относительно мало контактируют друг с другом, предпочитая компанию сверстников, друзей и знакомых. Семья становится похожей на постояльцев гостиницы, просто делящих кров между собой.
  • Жесткие внешние границы. Если члены семьи живут замкнуто, редко ходят в гости или редко приглашают гостей к себе, то у ее членов может возникать страх перед окружающим миром, плохо развиваются навыки общения с другими людьми. В противовес этому, внутренние границы размываются, становятся более проницаемыми. Члены такой семьи становятся слишком «слитыми» и утрачивают собственную автономность.

Размытые границы семьи:

  • Размытые границы внутри семьи – ребенку не дают отстаивать свое пространство. Нечеткие границы внутри семьи не только тормозят развитие ее членов, но и способствуют образованию коалиций. Так, мать, чувствуя недостаточную эмоциональную отдачу со стороны отца, может приблизить к себе сына, и будет проецировать на него чувства, в норме адресованные отцу. Такая мать растит мужчину как для себя и потом, когда приходит пора его «отдавать», она очень этому сопротивляется.
  • Размытые внешние границы предполагают, что у членов семьи много связей с окружающими и мало между собой. Такая семья превращается в «проходной двор», где вечно толпится куча народа, где никто надолго не остается один. Семья алкоголиков, например.

Границы семьи могут варьироваться в различных семьях, а также претерпевать изменения в ходе развития семейной системы. Но в целом, должно соблюдаться одно правило: границы должны быть достаточно ясными и понятными, однозначно определяя место каждого члена семьи и правила его взаимодействия с другими членами семьи. А также в меру подвижными, чтобы иметь возможность подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства.

Таким образом, что в здоровой семье родители на собственном примере помогают детям развить чувство границ и соблюдать их неприкосновенность. А если я знаю, где мои границы, то также чувствую, где границы другого человека.

Ваш позитивный психолог, Обухова Ольга.



Просмотров: 558
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Готовимся к семейной жизни: границы вашей семьи
  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Границы семьи.
  • Границы семьи. Почему их нужно оберегать.
  • Границы семьи. Почему их нужно оберегать.
  • Психологические границы. Часть 1. Что такое личные границы?
  • Хроническая усталость и границы семьи
  • Психологические границы. Часть 5. Как правильно устанавливать и соблюдать границы.
  • Наши границы или Мои границы...
  • Границы, границы .... как не следует их защищать?
  • Супервизия для психологов: границы внутренние и внешние в супервизионной практике
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое «личные границы» и для чего они нужны?
  • Ау, где они, твои границы дозволенного?
  • Какими должны быть нормальные личные границы?
  • Ваши внутренние границы. Есть ли они у вас и какие они?
  • Что такое персональные «границы» и какие они бывают? (классификация)
  • На границе тучи ходят хмуро... или границы существуют не для того, чтобы их отстаивать.
  • Повзрослевшие дети и их родители. Свобода и границы, и где их место?
  • Где нет границ, там место страхам. Как связаны родительские границы и детские страхи.
  • Что такое личностные границы и почему они важны?
  • Не слишком мягкие и не очень жесткие: как провести границы в отношениях?
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?
  • Я все смогу... или где заканчиваются мои границы
  • Правила для ребенка. Как устанавливать границы
  • Для каждого возраста свои границы
  • Как сформировать у ребенка здоровые границы?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Границы - какие они бывают?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь