Для каждого возраста свои границы

Для каждого возраста свои границы
На тему психологических границ личности написано много, но, тем не менее, она продолжает сохранять свою актуальность. Не смотря на обилие информации огромное количество людей по-прежнему либо страдают от того что их границы безжалостно нарушаются, либо от того что получают жесткий отпор за вторжение в чужие. Они настойчиво ищут «своего» человека, который либо позволит хозяйничать на своей территории, либо оккупирует их психологическое пространство. Даже если усилия увенчиваются «успехом», то их результатом становятся зависимые дисгармоничные отношения.

В той статье я хотела бы рассказать о том, как происходит развитие психологических границ, какие задачи должны быть выполнены на каждом из этапов. И к каким неблагополучным последствиям могут привести нарушения на любом из них.

Еще раз вспомнит о том, что представляют из себя психологические границы личности. Это понятие включает в себя субъективное представление человека о себе и своем месте в мире, его истинные цели, потребности и желания и уникальный стиль взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Осознавать свои психологические границы, защищать их и уважать чужие человек учится с первых лет жизни в родительской семье. От того насколько успешно произойдет этот процесс зависит качество его дальнейшей жизни и взаимоотношений с окружающими.

Нарушение психологических границ – это некое воздействие на человека, имеющее своей целью поменять его представление о себе, навязать ему чужие принципы и взгляды на жизнь, цели и способы их достижения.


Обычно человек испытывает неприятные ощущения, когда его психологические границы нарушают. У кого-то этот порог чувствительности очень низкий и он моментально дает отпор на любую попытку вторжения. Но вступая в близкие отношения, мы допускаем соприкосновение своей психологической территории с  психологической территорией другого.  При чрезмерной жесткости психологических границ сделать этого невозможно. А у кого-то наоборот порог чувствительности чрезмерно повышен. Такой человек может не реагировать даже на откровенное нарушение своей территории. Это приводит к тому, что окружающие часто используют его в своих целях.

Далее выделим в развитии человека важные этапы для формирования психологических границ:

до 1 года понятие психологических границ отсутствует, младенец находится в симбиотическом слиянии с матерью.

от 1 до 3 лет возникают первые личные  желания. Они в основном относятся к познанию и освоению мира вокруг. Нарушения в формировании психологических границ могут быть вызваны гиперопекой и чрезмерным контролем, который подавляет инициативу и самостоятельность ребенка. Это может стать предпосылкой для развития невроза.

от 3 до 6 лет увеличивается интерес к познанию окружающей среды и собственных возможностей. Ребенок начинает осваивать свои границы и стремится расширять их территорию. К нарушениям этого процесса приводит недостаточная эмоциональная поддержка родителей и их стремление ограничить его самостоятельность. Это может стать причиной того, что у ребенка просто не сформируется представление о психологических границах. В будущем он не сможет ни защищать свои, ни уважать чужие. Что повлечет за собой проблемы во взаимоотношениях с социумом. Такому человеку станет чрезвычайно сложно отстаивать свои интересы, а окружающие будут с легкостью навязывать ему свое мнение. Он сам того не замечая начнет вторгаться на чужую психологическую территорию и получать за это отпор. В крайнем варианте у него возникнут сложности с пониманием того какой он и каковы его истинные потребности и желания. Именно на этой стадии создаются предпосылки склонности к построению всех форм зависимых отношений. В отдельных случаях человек наоборот формирует слишком жесткие границы, которые ведут к одиночеству и изоляции.


от 6 до 11 лет психологические границы становятся шире и приобретают четкие очертания. Ребенок начинает активнее взаимодействовать со сверстниками, у него могут появиться свои секреты. Увеличивается потребность в приобретении новых знаний и умений, проявляются личные склонности и интересы. Если на этом этапе развития родители проявляют чрезмерную жесткость, то ребенок начинает отстаивать свою психологическую территорию. В этой борьбе они, конечно, победят, но ценой победы станет утрата доверия ребенка. Он станет замкнутым и отстраненным, его внутренний мир будет для родителей закрыт.

от 11 до 13 лет наступает сложный период самоидентификации. Родительский авторитет слабеет перед влиянием социума. Ребенок обращается к собственным порой отличным от родительских интересам и ценностям. Если родители не готовы принять взросление и возрастающую независимость ребенка, то это может привести к открытой конфронтации.

от 13 до 16 лет усиливаются тенденции предыдущего этапа. Подросток становится все более независимым. В качестве протеста может поддерживать любые ценности, лишь бы они отличались от родительских. Возникают размышления о будущем и о профессиональном самоопределении.

к 17 – 19 годам психологические границы уже сформированы. В этот период важно чтобы родители не начинали культивировать у детей зависимость от себя. Например, делать за них то, что они могут сами. Это не вызовет особой благодарности со стороны детей, так как они еще привычны к тому что решением их проблем занимаются родители. Это для них в порядке вещей. Чрезмерная опека на этом этапе может привести к отказу брать на себя ответственность за свою жизнь и поступки. Однако если на предыдущих ступенях развития были серьезные нарушения, то этого уровня может и не наступить.

Чем более ранним было нарушение, тем более травматично оно для установления здоровых психологических границ. Нерешенные задачи ранних периодов препятствуют успешному прохождению более поздних.

Жить с нарушенными психологическими границами очень непросто, потому обнаружив у себя такую проблему лучше не откладывать визит к специалисту в долгий ящик.

СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕС, ПРОЯВЛЕННЫЙ К МОИМ ПУБЛИКАЦИЯМ!

Получить дополнительную консультацию или записаться на прием вы можете по телефону 8-905-798-73-13 или в форме обратной связи на моем сайте niknyuteva.ru

С уважением,

Психолог, Ирина Никнютьева 



Просмотров: 613
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Отстаивать свои и не нарушать чужие. Про личные границы
  • Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 1.
  • Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 2.
  • Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 3.
  • Как обозначать свои психологические границы и не нарушать чужие
  • Защита психологических границ — ответственность самого человека
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?
  • Психологические границы. Часть 6. Психологические техники отстаивания границ.
  • Рычать или кусаться? Как защитить свои личные границы и не нарушать чужие?
  • Психоаналитические подходы к пониманию психологических границ личности
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Развитие психологических границ в онтогенезе.
  • Как использовать эмоциональный интеллект и отстаивать свои интересы. Злость и защита границ.
  • Как сохранять свои психологические границы и ресурсы
  • Упражнение с МАК. Тема психологических границ.
  • Как научиться защищать свои личные границы?
  • Границы-2. Необходимые составляющие для установления границ.
  • Границы-1. Ценность собственных границ.
  • 6 точных критериев ваших психологических границ
  • 2 разных вида защиты психологических границ
  • Круг силы: значимость психологических границ
  • Про формирование психологических границ с точки зрения физиологии.
  • Поддержание психологических границ. Пять способов сказать « да» или «нет»
  • Межкультурные различия в построении психологических границ в психотерапевтических отношениях.
  • И встретились два одиночества. Скрытое проламывание психологических границ в созависимых отношениях
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Границы допустимого в отношениях или когда партнёр начинает диктовать свои условия
  • Психологические границы. Определяем территорию
  • Психологические границы. Часть 1. Что такое личные границы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь