|
Психологические границы и личное пространство ребенка.Автор статьи: Светлана Полякова
Ребенок в возрасте трех лет научается самостоятельной деятельности методами проб и ошибок – это известный факт. Формируется построение границы «Я-Другие». Малыш радуется и гордится своими новыми способностями и стремится делать все сам. Если ребенку предоставлять возможность делать, то на что он способен и не торопить появляется ощущение, что он владеет своими мышцами, побуждениями, самим собой и своей микросредой. В этот период дети и научаются самообслуживанию, и быть самостоятельными. Проявляя нетерпение, мы спешим сделать за ребенка то на что он способен в соответствии своему возрасту. В последствии у него развивается стыдливость и не решительность, неуверенность в себе. В подростковом возрасте, а затем уже и у взрослого человека неблагоприятно отразится на самостоятельности. Наибольший вклад в формирование личности ребенка в младшем возрасте вносит ближайшее окружение, включающее не только родительские фигуры, но и другие члены семьи, а если малыш часто находится в социуме, например, детский садик или детская площадка, где он может взаимодействовать с другими детьми или же взрослыми. А отсутствие самостоятельной возможности в установлении социальных отношений к отчужденности, либо к сложности в установлении социальных границ. Формирование идентичности в подростковом возрасте происходит непосредственно во взаимодействии с социумом. Отношения с родными и близкими, являются ведущим фактором для развития физических, психологических и социальных границ, которые необходимы для формирования личности и ее социализации. Специфика взаимоотношений в семье приводит к систематическим нарушениям психологического пространства личности ребенка и затрудняет самостоятельное формирование устойчивых и гибких межличностных границ у ребенка. В свою очередь затруднения в межличностных и социальных границах могут приводить к отвержению со стороны социума и наоборот отстранение от социума. У тинейджера должно быть личное время как минимум час в день, которое он сможет самостоятельно распланировать. В подростковом возрасте самореализация выражается в выборе оформления своей комнаты, рабочего пространства, одежды. Не менее важно иметь карманные деньги, которыми он сможет распорядиться как пожелает. Попытки подростка быть самостоятельным чаще всего пресекаются и уничтожаются на корню такими словами как «У тебя нет не чего своего, ты не заработал. Все куплено на мои деньги». Отсюда и возникают конфликты непонимания, и ребенок начинает поиски своего личного пространства вне дома в местах сбора плохих компаний, в виртуальном мире т.к. компьютерные игры позволяют создавать цивилизации, командовать армией, создавать планеты. Но не только запреты, а и, как ни странно, полное доверие может нарушить личное пространство ребенка. Речь о семьях, где взрослые втягивают детей в конфликты, посвящают в нюансы личных отношений. Родители должны вести себя деликатно: не стоит вторгаться на территорию детства. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|