Общение в подростковом возрасте

В каждом возрасте существуют свои задачи. Задача младенчества, например, сформировать доверие к миру. Только в этот, относительно короткий период жизни, ребенок преодолевает путь от комочка с рефлексами до ребенка, способного управлять своим телом. Ни в один другой промежуток времени человек не развивается так стремительно! При гармоничном развитии, внимании родителей к потребностям ребенка, примерно к 1 году в подкорке формируется «базовое доверие к миру», что позволит ребенку в дальнейшем «не сбавлять скорости в развитии». Если же, что-то пошло не так и у ребенка не сформировано это доверие, это будет всю жизнь «откликаться в психике».

Не стоит недооценивать возрастные задачи развития. С младенцами в норме все идет само собой: молодая мама чувствует своего малыша, приходит к нему, когда от «настаивает», различает по крику чего же он хочет и т.д. – это биологическая программа.

А вот с подростками все несколько иначе обстоит. В подростковом возрасте ведущая деятельно – это общение, а основная задача подросткового возраста – это освоить социальный мир, дружить, знакомиться, отстаивать свое мнение и главное понять какой он (подросток), какими качествами наделен, что хорошо получается, а что не очень и т.п.

В тоже время меняется и социальная ситуация в жизни ребенка. Например, в России подростковый возраст у многих детей совпадает с переходом в среднюю школу. И ребенку приходится с удвоенной силой учиться социализации. Объясню, что я имею в виду. В начальных классах ребенок уже привык к требованиям и критериям оценки своего учителя, к порядку (где раздеваться, где находится кабинет, какая его парта, где туалет и т.п.). А в среднем звене детям обычно приходится быстро учиться понимать расписание, расположение кабинетов. Подросткам приходится приспосабливаться к каждому учителю, т.к. у каждого свои требования и критерии оценки по предмету. Хочешь – не хочешь приходится подстраиваться под меняющиеся условия. Подросткам постарше нужно еще и с профессиональным выбором определяться, выбирать предметы, думать о ЕГЭ.

Однако, все эти действия разворачиваются на фоне развития своего Я. Если у подростка все отлично с общением: у него есть друзья, он умеет договариваться с детьми и учителями, его мнение учитывают и уважают одноклассники, то подросток выполняет задачу возраста. Следующей задачей (выпадает на конец школы и далее) должна быть личностная и профессиональная ориентация: чего хочу в жизни добиться, кем хочу работать и когда хочу создать свою семью – примерные очертания жизненных планов. Если подростковые задачи выполнены, и подросток научился дружить, понимать чувства другого человека, умеет ссориться, имеет мириться и т.д., то включается новая задача возраста.

Однако, если ребенок не имеет друзей, его словно не замечают в классе, он все тянет задачу младшего школьника «учебную» (научиться учиться), то такой подросток не выполнил задачу возраста. Конечно, эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания, но это при условии, что ему есть с кем это разделить. Всему свое время и когда подросток учится знакомиться, дружить это одно, а когда парню 25, а он живет с родителями и не умеет знакомиться с девушками – это уже печально. Важно понимать, что выполненные возрастные задачи не гарантируют успешную карьеру, но невыполненные возрастные задачи гарантируют сложности в личной жизни.

Зачем подростку этот этап? Дело в том, что Я подростка еще совсем не уловимо, его самооценка зеркальна – то есть он думает о себе то, что слышит в свой адрес. Поэтому обычно подросток ищет в друге сходства, понимания и принимая свои собственные переживания и установки.  Такой друг может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью: «Счастье — это когда тебя понимают». Подростки отстаивают право на дружбу со своими сверстниками, не терпят никаких обсуждений по поводу недостатков и достоинств друга, т.к. все комментарии воспринимается как покушение на право выбора, на свободу подростка. Происходит постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, повышается способность к их оценке, возможность оценить самого себя.

Подростковый возраст сложный и для самого подростка, и для его семьи, но он проходит. Ему уже не нужно упражняться в своих силах, конфликтуя со взрослыми, наступает новый этап в отношениях с родителями – теперь они не «надоедливые предки», а взрослые, носители всего человеческого опыта. Поддерживайте ребенка в освоении возрастной задачи развития, принимайте все ценность дружбы и общения подростка, это отличная инвестиция в счастливое будущее ребенка.

 

Если Вы столкнулись с проблемами переходного возраста Вашего ребенка и настроены решать её при помощи профессионального детского психолога - приглашаю ко мне на консультацию.

Ваш детский психолог, Татьяна Отт.



Просмотров: 497
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Какие задачи, кроме учебных приходится решать ребенку?
  • Если подросток не хочет учиться
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а сидит в гаджетах?
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Подросток и современный подросток. Есть ли разница?
  • Когда подросток режет себя и специально делает себе больно
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Как реагировать, если ваш ребенок (подросток) залипает в телефоне, гаджетах?
  • 3-й этап возрастной периодизации. Задачи и сложности
  • Пять способов научиться лучше понимать своего ребенка
  • Быть родителями подростка - этому нужно учиться!
  • Подросток. Ритуалы, помогающие подросткам и родителям в жизни.
  • Если подросток Вас не слышит.
  • Подросток не хочет учиться. Зачем это семье?
  • Подросток, бунт, возвращение блудного ребенка
  • Как научиться понимать своего ребенка?
  • Важные этапы развития ребенок - подросток - взрослый по 7 летним циклам.
  • Отношения. В семье есть подросток, трудный возраст. Ч 6
  • Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах.
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Почему подросток не хочет учиться?!
  • Подросток не хочет учиться. При чем тут родители?
  • Подросток: когда «Хорошо» — хуже, чем «Плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь