|
Общение в подростковом возрастеАвтор статьи: Отт Татьяна Олеговна
В каждом возрасте существуют свои задачи. Задача младенчества, например, сформировать доверие к миру. Только в этот, относительно короткий период жизни, ребенок преодолевает путь от комочка с рефлексами до ребенка, способного управлять своим телом. Ни в один другой промежуток времени человек не развивается так стремительно! При гармоничном развитии, внимании родителей к потребностям ребенка, примерно к 1 году в подкорке формируется «базовое доверие к миру», что позволит ребенку в дальнейшем «не сбавлять скорости в развитии». Если же, что-то пошло не так и у ребенка не сформировано это доверие, это будет всю жизнь «откликаться в психике». Не стоит недооценивать возрастные задачи развития. С младенцами в норме все идет само собой: молодая мама чувствует своего малыша, приходит к нему, когда от «настаивает», различает по крику чего же он хочет и т.д. – это биологическая программа. А вот с подростками все несколько иначе обстоит. В подростковом возрасте ведущая деятельно – это общение, а основная задача подросткового возраста – это освоить социальный мир, дружить, знакомиться, отстаивать свое мнение и главное понять какой он (подросток), какими качествами наделен, что хорошо получается, а что не очень и т.п. В тоже время меняется и социальная ситуация в жизни ребенка. Например, в России подростковый возраст у многих детей совпадает с переходом в среднюю школу. И ребенку приходится с удвоенной силой учиться социализации. Объясню, что я имею в виду. В начальных классах ребенок уже привык к требованиям и критериям оценки своего учителя, к порядку (где раздеваться, где находится кабинет, какая его парта, где туалет и т.п.). А в среднем звене детям обычно приходится быстро учиться понимать расписание, расположение кабинетов. Подросткам приходится приспосабливаться к каждому учителю, т.к. у каждого свои требования и критерии оценки по предмету. Хочешь – не хочешь приходится подстраиваться под меняющиеся условия. Подросткам постарше нужно еще и с профессиональным выбором определяться, выбирать предметы, думать о ЕГЭ. Однако, все эти действия разворачиваются на фоне развития своего Я. Если у подростка все отлично с общением: у него есть друзья, он умеет договариваться с детьми и учителями, его мнение учитывают и уважают одноклассники, то подросток выполняет задачу возраста. Следующей задачей (выпадает на конец школы и далее) должна быть личностная и профессиональная ориентация: чего хочу в жизни добиться, кем хочу работать и когда хочу создать свою семью – примерные очертания жизненных планов. Если подростковые задачи выполнены, и подросток научился дружить, понимать чувства другого человека, умеет ссориться, имеет мириться и т.д., то включается новая задача возраста. Однако, если ребенок не имеет друзей, его словно не замечают в классе, он все тянет задачу младшего школьника «учебную» (научиться учиться), то такой подросток не выполнил задачу возраста. Конечно, эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания, но это при условии, что ему есть с кем это разделить. Всему свое время и когда подросток учится знакомиться, дружить это одно, а когда парню 25, а он живет с родителями и не умеет знакомиться с девушками – это уже печально. Важно понимать, что выполненные возрастные задачи не гарантируют успешную карьеру, но невыполненные возрастные задачи гарантируют сложности в личной жизни. Зачем подростку этот этап? Дело в том, что Я подростка еще совсем не уловимо, его самооценка зеркальна – то есть он думает о себе то, что слышит в свой адрес. Поэтому обычно подросток ищет в друге сходства, понимания и принимая свои собственные переживания и установки. Такой друг может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью: «Счастье — это когда тебя понимают». Подростки отстаивают право на дружбу со своими сверстниками, не терпят никаких обсуждений по поводу недостатков и достоинств друга, т.к. все комментарии воспринимается как покушение на право выбора, на свободу подростка. Происходит постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, повышается способность к их оценке, возможность оценить самого себя. Подростковый возраст сложный и для самого подростка, и для его семьи, но он проходит. Ему уже не нужно упражняться в своих силах, конфликтуя со взрослыми, наступает новый этап в отношениях с родителями – теперь они не «надоедливые предки», а взрослые, носители всего человеческого опыта. Поддерживайте ребенка в освоении возрастной задачи развития, принимайте все ценность дружбы и общения подростка, это отличная инвестиция в счастливое будущее ребенка.
Если Вы столкнулись с проблемами переходного возраста Вашего ребенка и настроены решать её при помощи профессионального детского психолога - приглашаю ко мне на консультацию. Ваш детский психолог, Татьяна Отт. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|