|
Подросток, бунт, возвращение блудного ребенкаАвтор статьи: Галина Гавреева Лилами
Я не люблю смотреть фильмы, они меня захватывают эмоционально, я сенситивная, потом усваиваю информацию долго и старательно, мучительно, иногда с бессонницей. Но посмотрела с мужем фильм «Ghost in the shell» - «Призрак в доспехах». РОЖДЕНИЕ И ОБРЫВ ПУПОВИНЫ - СЕПАРАЦИЯ Начинается фильм в духе 5-го элемента, создаётся тело прекрасной молодой девушки 21 года. Это тело синтетическое, оно сверх-оружие. В искусственной голове есть только живой мозг от когда-то живой девушки. Душа в оболочке, можно ещё перевести название фильма. Сознание девушки находится в искусственной оболочке. Она принимает лекарства для поддержания связи живого мозга с искусственным телом. Родилась та же душа в новой оболочке, но не та же. Она другая. Совсем. Она не имеет воспоминаний, кроме одного, которое ей закачали создатели как на жёсткий диск. В фильме часто идут символы центрические, комната с уютными тёплыми стенами, а внутри героиня и её создательница, потом промышленные центрические постройки, яркий свет в центре кадра и т.п. Меня не покидало ощущение, что я в утробе, что мой мир уютен, понятен, запрограммирован, подконтролен «матерью». Но при этом что-то очень серьёзно и навязчиво тревожит. Что-то в жизни героини, которая как будто не вышла из искусственной утробы, не прервала связь, настойчиво гнетёт. Появляются какие-то глюки, сбои, обрывки воспоминаний из прошлой жизни, той, где не было искусственного тела, была другая жизнь. Но какая? ПОДРОСТКОВЫЙ БУНТ И АВТОНОМИЯ Девочки и мальчики примерно после 7 лет символически уходят под отцовское влияние, чтобы осваивать внешний и социальный мир. А к середине или концу подросткового возраста девочки символически возвращаются к матери, чтобы остаться в женской идентичности навсегда. Это некий идеал. Подростки по своей сути бунтари, они ломают родительские убеждения и установки в хлам, пробуют разные формы сопротивления массовой культуре, они как будто забывают свою до-подростковую жизнь, потому что половое созревание их сделало совсем другими людьми. Они теперь способны любить, враждовать героически, рисковать и совершать необдуманные поступки под влиянием духа сопротивления. Если подросток смог осознать и почувствовать свою уникальность, то его подростковый кризис прошёл плодотворно. Но а если не смог? А если и бунта не было? То как показывает жизнь, подростковый кризис настигнет в другом возрасте. Я сейчас о подростковой ветви фильма расскажу через структуру процессуальной психологии. В первичном психологическом процессе мы про себя знаем конкретные вещи, а во вторичном процессе находится наша неосознанная идентичность, энергия, которые готовы быть интегрированы в личность. Их разделяет краевая фигура, ограничивающие установки, симптомы и прочее, не дают интегрироваться, оставляют человека при его обыденном знании себя. В первичном процессе героиня знает, что она искусственная, знает, что она в подчинении и во власти создателей-родителей. Они не дают ей свободы знания себя, они вливают ей лекарства, чтобы она не помнила,кем она была, они стирают файлы из её кода, чтобы она только выполняла свою работу, ради которой её создали. Узнаёте себя, дорогие мои в подростковом периоде? Героиня фильма по заданию ищет террориста, взламывающего сознание людей, и управляющего ими. Я забыла сказать, что время фильма – будущее, многие люди киборги и роботы, некоторые прокачивают себе разные части тела (печень для буханий без вреда, пальцы рук как сенсорные передатчики информации и пр.). Террорист — фигура в фильме изначально отрицательная, но потом положительная. В структуре процесса эта фигура краевая. Благодаря взаимодействию с террористом, наша героиня переходит во вторичный процесс — вспоминает себя, обретает свою уникальность, отрывается от искусственной матери. Кульминация перехода через край происходит в тот момент, когда террорист подсказывает ей не пить лекарства, чтобы она вспомнила всё. И она вспоминает, что она с ним была когда-то вместе, они убежали от родителей в зону города, называемую «зоной непокорности». Там они отвисали, гуляли, нищенствовали, но дорожили друг другом. Это была их главная ценность – чувство принадлежности к «своим». Подростковая потребность быть в кругу «своих», быть частью сообщества, но при этом чувствовать себя уникальными, бросающими вызов общественному порядку. Благодаря общению с террористом, переход во вторичный процесс проходит у героини болезненно, она осознаёт, что её бунтующую схватили полицейские и убили её тело, оставив только мозг. Жутчайший момент в фильме.Тоже сделали и с другими молодыми ребятами и влюблёнными. Она осознаёт, что у неё есть только ложь о том, кто она, кто её создатели и что она не единственная в своём роде, как ей внушили. Она экспериментальная модель 99 по счёту. Удачная. Начинается подростковый бунт и взлом (так возвращается её Дух, Душа, которая и была в ней до трагедии). Она уходит от компании-производителя киборгов-оружий, её создавшей, и ищет правду. СТЫД КАК ПУТЬ К УНИКАЛЬНОСТИ Такеши Кетано говорит в фильме: наша уникальность – это главная наша добродетель. Путь к уникальности простирается через смену лица, облика, а главный символ – глаза. Бенжамин Килборн, психоаналитик, занимается исследованиями стыда и его динамики, пишет ,что стыд представлен в символе глаз, зрении, видении или невидении. Через глаза мы способны видеть других и фантазировать об их представлениях о нас, но если нам стыдно, то мы закрываем глаза, прячемся от глаз других людей. Это естественные проявления динамики стыда у человека. В фильме партнёр героини, мужчина-человек, явно влюблённый в неё, на опасном задании попадает во взрыв, при котором героиня берёт основной удар на себя, а мужчина теряет глаза. В корпорации ему создают новые глаза-киборга, теперь он видит мир как героиня – через механические программы. Им обоим теперь подвластно сканировать сквозь стены дома, а также видеть людей, насколько они киборги, какое у них оружие. Он символически становится как героиня — у них одинаковый взгляд на мир. Они теперь смотрят вместе. Стыд больше не помеха на пути к уникальности и чувствам. Ещё один символ стыда как ворот к уникальности – героиня создана в оболочке, которая позволяет ей стать совершенно невидимой никому. Она – воин-невидимка. Пока она невидима, она атакует легко любого врага, её ловкость нападения в невидимости. Способность исчезать с глаз окружающих – характерная черта переживания стыда у человека. Без стыда нам никак не обрести личную уникальность, и, вероятно, чем больше в нас стыда, тем больше потребность раскрыть свою индивидуальность. Я как раз работаю с данными темами с клиентами. АРХЕТИП ВОЗВРАЩЕНИЯ БЛУДНОЙ ДОЧЕРИ/СЫНА Когда героиня всё вспоминает, она оказывается во вторичном процессе – у неё есть имя Мотоко. Она заходит к настоящей маме, смутно догадываясь, что это она, мама рассказывает, что год назад у неё умерла дочь, ей было 20 лет. Дочь убежала из дома, где-то пропадала, а потом ей из полиции прислали её прах. Символически показано, что подросток для мамы – почти чужой человек, потому что она и её друг (террорист) ведь убежали из дома, от опёки, значит, их невинная инфантильная часть личности приготовилась погибнуть, чтобы родилась взрослеющая часть личности. Маме очень больно, она в горе, хоть и не верит, что дочь умерла. В конце фильма обе стоят у фиктивной могилы Мотоко, и героиня говорит маме, что ей больше сюда не надо приходить. Мотоко вернулась повзрослевшая, не невинная, с пониманием, кто она на самом деле, раскрывшая уникальность-индивидуальность. Абсолютно другая. Но вернулась. И мама её приняла с теплом. Не в этом ли смысл архетипа блудного ребёнка, возвращающегося домой? Меня трясло от слёз в этом моменте фильма. Мотоко осталась майором в должности, продолжила службу, она супер-совершенное оружие. Мне такое по нраву, к чёрту детские сопли. Если смотрели фильм, расскажите, как вам? Он вышел в прокат два года назад, наверное, многие видели уже) Лайкните, пожалуйста, если понравился пост👍
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|