Когда вы пытаетесь донести до подростка ошибочность его образа жизни или мышления, то, как бы это парадоксально ни звучало, вам нужно перестать переубеждать его длинными скучными нравоучительными диалогами, а научиться внимательно его слушать. Только так вы сможете выяснить истинную причину того, почему ребёнок ведёт себя, так или иначе. Нет смысла убеждать подростка фразами "так нельзя, потому что это плохо/не принято/ненормально/и т. д. Такие фразы лишены реальных аргументов, а исключительно тот факт, что так "не принято" будет иметь на бунтующего подростка прямо противоположный эффект. Внимательно посмотрите на то, что стоит за ложным убеждением ребёнка, и тогда вы сможете указать ему на противоречия в его образе мышления, выводы, скорее всего, он сможет сделать сам.
Например, в своей книге "Подростковая депрессия" автор Дуглас Райли рассказывал о девочке-подростке, злоупотребляющей наркотиками, восхищающейся "уличным" образом жизни и т. д. Автор обратил её внимание на то, что если уличная жизнь так прекрасна, то почему тогда основатель её любимого музыкального жанра сам живёт в шикарном особняке за высокими воротами? Конечно, для того, чтобы вести такой диалог вы сами должны быть хотя бы немного в курсе того, что нравится вашему ребёнку.
Для подростка бунт представляет неотъемлемую часть его жизни и становления личности. Не стоит пытаться удержать его, это, опять же, будет иметь обратный эффект. Но если подросток выражает бунт через асоциальное поведение – злоупотребление наркотиками, алкоголем, воровством и т. д., то есть смысл обратить его внимание на противоречие в его потребности бунтовать и том, что он делает со своей жизнью.
Если кто-то из известных тебе великих, "крутых" людей, употреблял наркотики и стал классным музыкантом/художником/etc, то это не благодаря наркотикам, а вопреки. Крутым его сделали его способности, а не наркомания, и только благодаря первому, ты вообще о нем знаешь.
Зачастую, успех великих людей, которые страдали алкоголизмом/наркоманией/анорексией и т. д. был достаточно непродолжительным, если они во время не спохватились и не изменили свой образ жизни – они, либо умирали, либо сходили с ума, либо оказывались в тюрьме.
Алкоголь, наркотики, воровство и т. д. не сделают тебя великим революционером, а алкоголиком, наркоманом ли зеком. Или трупом. Анорексия сделает тебя не красивой, а в лучшем случае больной, в худшем – мертвой. Ты уверен, что хочешь этого?
Бунт может действительно полезным. Но он заключается не в асоциальном образе жизни, а в том, что такого необычного ты делаешь и какие у тебя есть нестандартные идеи. Многие великие люди были такими бунтарями, они шли против привычных стандартов и правил науки или искусства и добились больших высот и признания. Но, ни наркотики, ни алкоголь, ни асоциальное поведение в этом не помогут, на самом деле в этом нет ничего сверхъестественного и необычного, чтобы за это заслужить признание. Для того чтобы стать таким, настоящим бунтарем, нужно развивать свой интеллект и творческие способности.
То, какую роль играют твои кумиры на экране, очень часто не соответствует их реальной жизни. То, что привлекательно в фантазии, на деле может оказаться очень печальным.
Стремления подростков могут выглядеть достаточно противоречиво. Стремясь всячески показать свое альтернативное взрослому видение мира, они в тоже время пытаются добиться того, чтобы их воспринимали как взрослых. Будучи нонконформистами для старшего поколения и бунтуя против их правил, они одновременно остаются очень конформными в среде своих сверстников и против их правил не каждый решится восстать. Мы должны одновременно уважать эти стремления, и указывать на их несоответствие действительности в критических ситуациях.
Ничего страшного нет в том, что подросток хочет себе модную современную одежду, и если он еще не отстоял свою индивидуальность (а это, все же, удается не каждому), то при несоответствии его внешнего вида современным подростковым стандартам, он может даже стать изгоем. И это реальность сурового подросткового мира, которую под силу изменить только изначально очень уверенным в себе подросткам. Но это крайне не простой путь и не факт, что ваш ребенок захочет по нему идти. Но для того, чтобы соответствовать модным в подростковой среде стандартам на самом деле не нужно много денег, достаточно нескольких вещей, но "трендовых". В тоже время, подросток может быть нонконформистом для одной группы сверстников и вполне конформным для другой – например, "неформалом" среди любителей "гламурного стиля" и вполне "формальным" в неформальной среде – ведь он полностью вписывается в их стандарты.
Для подростка крайне важна принадлежность к группе, и он выбирает либо ту, что ближе ему по интересам, либо ту, которая хотя бы не отвергает его. Многое в этих группах может выглядеть для родителей странным, но не спешите впадать в панику – бунт и эпатаж, как я уже писала – естественная и нормальная потребность подростка. Тревогу стоит бить в том случае, если это не просто что-то необычное, не вписывающееся в рамки вашего привычного восприятия, а когда это представляет собой реальную угрозу жизни вашего ребенка или других. В этом случае, кстати, конформные подростки более подвержены риску попасть под "плохое влияние", так как боятся отстаивать свою точку зрения и сильно зависят от группы, в отличии от тех, кто является нонконформистами среди сверстников. Наша задача – задать подростку вопрос, чтобы он сам задумался и смог для себя понять, чего он хочет вообще для себя в будущем, каким он себя видит, и как то, что он делает может этому способствовать. Очень часто как раз в этом месте всплывают противоречия в ментальной программе подростка и тогда можно начать с ними работать.
Например: ✔"Я хочу классную тачку, поэтому я угоняю машины" – У тебя не будет классной тачки, если ты будешь угонять машины, а если и будет, то недолго. Но что более вероятно – тебя посадят и ни на машине, ни на велосипеде ты там уже не погоняешь. ✔"Я прогуливаю школу, потому что там скучно. В будущем я бы хотел интересную работу. Но что мне интересно я не знаю". – Как ты узнаешь обо всем, что может быть тебе интересно, если ничего не изучаешь и не пробуешь? ✔"Я хочу всю жизнь тусить и веселиться, остальное меня не интересует" – За какие средства ты будешь тусить, если ничего помимо этого не будешь делать? (Если подросток говорит, что будет продавать наркотики на тех же вечеринках, то см. вариант с угоном машин)
За день мы можем уловить миллион противоречащих друг другу утверждений подростка, при условии, что мы с ним, конечно, достаточно общаемся. А в его голове их еще больше. И проблема не в том, что они есть, а в том, что подросток зачастую не осознает их противоречивости, что в итоге оборачивается тем, что то, как он живет совсем не похоже на то, как ему бы на самом деле хотелось жить. Он восхищается теми, кто "забил" на мнение одноклассников и отстаивает свою индивидуальность, но сам боится проявить свою. Он хочет одновременно "быть как все" и получить признание своей "уникальности". Он хочет взрослых прав, но уклоняется от взрослых обязанностей. И, конечно, по этому он в итоге не получает того, чего хочет. Но мы можем помочь ему осознать свои противоречия и сделать его жизнь лучше.
Конечно, важно не только говорить об этом, но и показывать возможные последствия, устанавливать правила и ограничения там, где это необходимо. Подростку одновременно важно обеспечить потребность в чем-то нарушать правила, бунтовать, и создать надежный тыл, где все же есть определенность, правила, права и обязанности.
Напоследок, приведу отрывок из книги известного рок-музыканта Ди Снайдера, где он рассказывает потрясающую историю про куртку:)
Когда я в шестидесятых учился в начальной школе, все слушали одну и ту же музыку и одевались одинаково. И выбор был невелик. Помню, особым "писком" тогда была КФС – "куртка флотского старшины": она похожа на рубашку, только с разрезом сзади и непременно синего или темно-бордового цвета. И у каждого была такая куртка. Кроме меня. Я мечтал об этой куртке, потому что без нее как я мог "вписаться"? Весь год я всячески намекал на это родителям, и вот на рождество, дрожа от нетерпения, в клочья раздираю коробку с подарком.! Это была НЕ ТА КУРТКА! "Ты извини, я обошла полдюжины магазинов, и все такие куртки уже распроданы", – полуизвиняясь, объясняет мама. Естественно, распроданы: ведь тысяча мальчишек хотели утвердиться именно таким образом. Я разревелся от обиды – сейчас я понимаю, что поступил весьма эгоистично, ведь мама действительно обошла все магазины, чтобы найти мне эту чертову КФС. Но меня буквально переворачивало от жалости к себе – еще бы, жизнь не состоялась! Но каким-то образом она уговорила меня надеть подарок и подтащила к зеркалу: "Гляди (хлюп-хлюп), какая шикарная куртка!" И, правда, я раньше никогда такой не видел. Это была куртка вроде той, что носили солдаты армии южан во времена Гражданской войны – с золотыми пуговицами, стоячим воротником и петлицами. Это было нечто. Я перестал реветь. На следующий день я надел куртку в школу, и впервые люди назвали меня "шикарным". Все хотели знать, где это я раздобыл такую клевую вещь. Я создал свой собственный имидж, и, скажу вам откровенно, носил куртку, пока она не разлезлась в клочья. Я тогда получил очень важный урок того, что значит быть индивидуальностью, и с этого момента во мне стало расти желание быть отличным от других.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.