Вопрос: Кто должен садиться в общественном транспорте на 1 свободное место: сын или мама (возраст от 3 до 6)? Интересно, будет ли внутренне принята как модель поведения, если ребенка не заставлять говорить спасибо, а показывать только своим примером, выражая действительно искреннюю благодарность другому человеку при ребенке. Общий вопрос по этим двум примерам можно прописать так: где грань между тем, чтобы формировать, и тем, чтобы позволить формироваться?
Здравствуйте! Меня зовут Полина Черкас, я – психолог и психоаналитический психотерапевт. Вы задали очень интересный вопрос с ярким жизненным примером. Давайте попробуем вместе подумать сначала о той ситуации, которую вы описали, а затем о второй части вашего вопроса.
Мне кажется, очень сложно дать однозначный ответ на описанную вами ситуацию про место в общественном транспорте. Мало того, сама я неоднократно видели и как ребенок занимает это место, и как садится мама, и как мама занимает место и сажает ребенка к себе на колени. Здесь, мне кажется, нет единственно верного ответа. Каждый из вариантов имеет довольно логичное и рациональное объяснение. Так, когда сажают ребенка, можно объяснить это тем, что ребенок более непоседлив, ему тяжело стоять на одном месте долгое время, а, сев на место и чаще всего еще и получив в руки смартфон или игрушку, он ведет и чувствует себя спокойнее. Когда садится мама, это кажется логичным – она, скорее всего, устала ничуть не меньше ребенка, а возможно и больше. Ну и, когда садятся двое, это тоже кажется вполне объяснимым – оба утомились, оба хотят сесть и находят некий компромисс. В целом мне кажется, что в этой ситуации очень много факторов, на которые стоит обратить внимание при принятии решения. Если вы устали и хотите сесть, так и скажите, возможно он сам вас усадит на место. Если считаете это приемлемым, предложите ему сесть к себе на коленки. Если вы видите, что ребенок устал стоять, вы долго гуляли с ним и он плохо себя ведет из-за усталости – дайте сесть ребенку или опять же сядьте вместе, ведь для маленьких детей часто длительные прогулки так насыщены впечатлениями и событиями, что они действительно чувствуют себя измотанными. Но всегда помните о том, что можно просто обсудить эту ситуацию с ребенком. Послушайте, что он вам скажет, хочет ли он вообще садиться на это место или хочет, чтобы вы сели, а он бы стоял напротив и что-то вам рассказывал. Мне кажется, самое главное – быть гибкими и стараться обсуждать это с ребенком, чтобы он понимал, что и почему вы делаете.
Так мы плавно перешли ко второй части вопроса. Прежде всего, мы очень сильно недооцениваем то, насколько дети хорошо впитывают и запоминают то, что их окружает. И, конечно, на всех уровнях (сознательных и бессознательных) ребенок всегда смотрит на родителя и на то, как он себя ведет. То есть вы можете хоть миллион раз повторять своему ребенку, что надо всегда говорить «спасибо», но, если сами вы этого не делаете, почему он должен? Поэтому, если вы озвучиваете ребенку какое-то правило, проследите за тем, чтобы вы сами его исполняли. Если же вы его не исполняете, объясните ему - почему. Например, если вы говорите ребенку, что курить плохо и вредно, а сами курите, скорее всего у него это вызовет непонимание. И если вы просто отмахнетесь от его вопросов «а почему тогда ты куришь» - это будет иметь мало толка. Разговоры с детьми о правилах приличия тоже формируют мораль и нормы, но только если это не превращается в чтение нотация и длительные нравоучения. Я бы советовала разбирать с детьми такие вещи на примерах из мультиков или из жизни. Например, просто в какой-то момент обратить его внимание на то, что вы всегда благодарите тех, кто вам помогает, потому что признательны этому человеку и ему будет приятно об этом узнать.
Ответ на ваш вопрос получился довольно объемным, но вы затронули очень важные аспекты в воспитании детей. Я постаралась как можно более кратко обрисовать свою позицию по этому вопросу. Надеюсь, мой ответ был вам полезен.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.