Формирование социальных, этических и моральных норм у ребенка

Вопрос: Кто должен садиться в общественном транспорте на 1 свободное место: сын или мама (возраст от 3 до 6)?
Интересно, будет ли внутренне принята как модель поведения, если ребенка не заставлять говорить спасибо, а показывать только своим примером, выражая действительно искреннюю благодарность другому человеку при ребенке.
Общий вопрос по этим двум примерам можно прописать так: где грань между тем, чтобы формировать, и тем, чтобы позволить формироваться?


Здравствуйте!
Меня зовут Полина Черкас, я – психолог и психоаналитический психотерапевт. Вы задали очень интересный вопрос с ярким жизненным примером. Давайте попробуем вместе подумать сначала о той ситуации, которую вы описали, а затем о второй части вашего вопроса.

Мне кажется, очень сложно дать однозначный ответ на описанную вами ситуацию про место в общественном транспорте. Мало того, сама я неоднократно видели и как ребенок занимает это место, и как садится мама, и как мама занимает место и сажает ребенка к себе на колени. Здесь, мне кажется, нет единственно верного ответа. Каждый из вариантов имеет довольно логичное и рациональное объяснение. Так, когда сажают ребенка, можно объяснить это тем, что ребенок более непоседлив, ему тяжело стоять на одном месте долгое время, а, сев на место и чаще всего еще и получив в руки смартфон или игрушку, он ведет и чувствует себя спокойнее. Когда садится мама, это кажется логичным – она, скорее всего, устала ничуть не меньше ребенка, а возможно и больше. Ну и, когда садятся двое, это тоже кажется вполне объяснимым – оба утомились, оба хотят сесть и находят некий компромисс. В целом мне кажется, что в этой ситуации очень много факторов, на которые стоит обратить внимание при принятии решения. Если вы устали и хотите сесть, так и скажите, возможно он сам вас усадит на место. Если считаете это приемлемым, предложите ему сесть к себе на коленки. Если вы видите, что ребенок устал стоять, вы долго гуляли с ним и он плохо себя ведет из-за усталости – дайте сесть ребенку или опять же сядьте вместе, ведь для маленьких детей часто длительные прогулки так насыщены впечатлениями и событиями, что они действительно чувствуют себя измотанными. Но всегда помните о том, что можно просто обсудить эту ситуацию с ребенком. Послушайте, что он вам скажет, хочет ли он вообще садиться на это место или хочет, чтобы вы сели, а он бы стоял напротив и что-то вам рассказывал. Мне кажется, самое главное – быть гибкими и стараться обсуждать это с ребенком, чтобы он понимал, что и почему вы делаете.

Так мы плавно перешли ко второй части вопроса. Прежде всего, мы очень сильно недооцениваем то, насколько дети хорошо впитывают и запоминают то, что их окружает. И, конечно, на всех уровнях (сознательных и бессознательных) ребенок всегда смотрит на родителя и на то, как он себя ведет. То есть вы можете хоть миллион раз повторять своему ребенку, что надо всегда говорить «спасибо», но, если сами вы этого не делаете, почему он должен? Поэтому, если вы озвучиваете ребенку какое-то правило, проследите за тем, чтобы вы сами его исполняли. Если же вы его не исполняете, объясните ему - почему. Например, если вы говорите ребенку, что курить плохо и вредно, а сами курите, скорее всего у него это вызовет непонимание. И если вы просто отмахнетесь от его вопросов «а почему тогда ты куришь» - это будет иметь мало толка. Разговоры с детьми о правилах приличия тоже формируют мораль и нормы, но только если это не превращается в чтение нотация и длительные нравоучения. Я бы советовала разбирать с детьми такие вещи на примерах из мультиков или из жизни. Например, просто в какой-то момент обратить его внимание на то, что вы всегда благодарите тех, кто вам помогает, потому что признательны этому человеку и ему будет приятно об этом узнать.

Ответ на ваш вопрос получился довольно объемным, но вы затронули очень важные аспекты в воспитании детей. Я постаралась как можно более кратко обрисовать свою позицию по этому вопросу. Надеюсь, мой ответ был вам полезен.



Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если вам кажется, что в жизни нужно что-то менять, то вам не кажется.
  • Памятка: как помочь себе, если кажется, что все плохо
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Ребенок плохо ведет себя в общественном месте. Что делать?
  • Если вы упорно будете биться головой об стену, то, скорее всего, вы просто окажетесь в соседней комнате.
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Если вам кажется, что ваш муж стал меньше любить вас.
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Если вам кажется, что вы вкладываете в отношения гораздо больше, чем ваш мужчина…
  • Что делать, если у меня депрессивный МЧ? ответ на вопрос
  • Если страдание всегда рядом. Как помочь близкому человеку в депрессии? И как поддержать себя?
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Если мир для вас – слишком жестокое место
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь