|
Особенности саморегуляции в подростковом возрастеАвтор статьи: Сухотина Елена Викторовна
Проблема психической саморегуляции является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Это связано с тем, что при взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей взаимодействующих с ним людей. В ситуации выбора уменьшение неопределенности возможно лишь средствами регуляции, а в случае психологической регуляции - средствами саморегуляции в том смысле, что человек сам исследует ситуацию, программирует свою активность и контролирует и корректирует результаты. [4, В.И. Моросанова, Е.М. Коноз] Проблема особенностей саморегуляции в подростковом возрасте заслуживает особого внимания. Так как, именно в подростковом возрасте начинают формироваться особенности осознанной саморегуляции произвольной активности и во многом определяют поведение и деятельность подростка. Особенности саморегуляции, формирующиеся в подростковом возрасте, очень противоречивы. В подростковом возрасте наблюдается рассогласованность развития умений осознанной саморегуляции. Осознанная саморегуляция проявляется через активность субъекта по организации и управлению своей деятельностью, общением и поведением, которая часто остается скрытой от наблюдателя и не всегда специально и отчетливо осознается самим субъектом, но которая вместе с тем является выражением субъектности деятельности и поведения, их целенаправленности и произвольности. [6, Прохоров] Индивидуальные особенности саморегуляции характеризуются тем, как человек планирует и программирует достижение цели, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется стилевыми особенностями целостной системы саморегуляции, (степенью ее индивидуальной развитости и взаимосвязанности реализующих ее регуляторных процессов), а также стилевыми особенностями ее звеньев. К индивидуальным особенностям саморегуляции относят: особенности планирования целей; особенности моделирования; особенности программирования; особенности контроля, оценивания и коррекции своей активности. К индивидуально-стилевым особенностям саморегуляции относят такие особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности. [3, В.И. Моросанова] Для выявления особенностей саморегуляции в подростковом возрасте было проведено эмпирическое исследование, в котором принимало участие 45 человек - учащиеся 8-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 94». Исследование проводилось с использованием следующих методик: опросник В.И Моросановой «Изучение стиля саморегуляции»; опросник «Уровень субъективного контроля», авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд, и личностный опросник Г.С. Прыгина, предназначенный для выделения типологических групп "автономных" и "зависимых", в способах осуществления осознанной саморегуляции деятельности. Для выявления взаимосвязей параметров саморегуляции был проведен корреляционный анализ, с помощью программы «Statistica», использовался критерий Пирсона. Корреляционный анализ показал, что в подростковом возрасте сформирована потребность выделять значимые условия достижения целей в зависимости от развитости и адекватности оценки результатов своей деятельности и поведения, а также от способности перестраивать, вносить коррективы в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Подростки полагающие, что большинство событий их жизни являются результатом случая или действия других людей, не считают себя ответственным за свое здоровье, но ответственны в построение межличностных отношений с окружающими. Подростки, действующие импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу действий, они часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок, это обусловлено недостаточной самостоятельностью и недостаточной готовностью к реализации своих жизненных планов. В подростковом возрасте, чем в большей степени сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, тем больше потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, но при этом отличительной чертой подростков является неадекватность оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, они не всегда замечают изменения ситуации, это обусловлено отсутствием индивидуального опыта и неадекватной самооценкой подростка, то есть, преувеличением своих возможностей, достоинств и преуменьшением недостатков. Чем более выражена у подростков потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, тем они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, а также склоны приписывать важное значение внешним обстоятельствам. Это связано с отсутствием иерархией мотивов в подростковом возрасте, слабостью цели, а также отсутствием устойчивых увлечений подростка. В подростковом возрасте проявляются такие качества личности как настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности, способность к целенаправленной волевой деятельности, но сами цели часто не имеют личностного смысла, они ситуативны и заимствованы. Так, Л.С. Выготский подчеркивал, что для подростков характерно «слабость цели», подростки могут с легкостью отказываться от поставленной цели, из-за того что она перестала быть значимой для него. Нередки также случаи, когда подросток ставит перед собой какую-то цель и даже начинает что-либо делать по ее достижению, но столкнувшись с трудностями или потеряв к этому делу интерес по какой-то причине, он меняет цель или вообще отказывается от постановки каких-либо целей. Подростки, которые характеризуются пластичностью регуляторных процессов, склонностью обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и считать, что большинство важных событий в их жизни, это результат их собственных действий, считают во многом себя ответственными за своё здоровье. Результаты исследования показали, что в подростковом возрасте жизненное планирование носит противоречивый характер, особенности саморегуляции рассогласованы и непостоянны, но они начинают приобретать контур осознанной саморегуляции произвольной активности.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|