Особенности саморегуляции в подростковом возрасте

Проблема психической саморегуляции является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Это связано с тем, что при взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей взаимодействующих с ним людей. В ситуации выбора уменьшение неопределенности возможно лишь средствами регуляции, а в случае психологической регуляции - средствами саморегуляции в том смысле, что человек сам исследует ситуацию, программирует свою активность и контролирует и корректирует результаты. [4, В.И. Моросанова, Е.М. Коноз]

Проблема особенностей саморегуляции в подростковом возрасте заслуживает особого внимания. Так как, именно в подростковом возрасте начинают формироваться особенности осознанной саморегуляции произвольной активности и во многом определяют поведение и деятельность подростка. Особенности саморегуляции, формирующиеся в подростковом возрасте, очень противоречивы.

В подростковом возрасте наблюдается рассогласованность развития умений осознанной саморегуляции.  Осознанная саморегуляция проявляется через активность субъекта по организации и управлению своей деятельностью, общением и поведением, которая  часто остается скрытой от наблюдателя и не всегда специально и отчетливо осознается самим субъектом, но которая вместе с тем является выражением субъектности деятельности и поведения, их целенаправленности и произвольности. [6, Прохоров]

Индивидуальные особенности саморегуляции характеризуются тем, как человек планирует и программирует достижение цели, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов.

Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется стилевыми особенностями целостной системы саморегуляции, (степенью ее индивидуальной развитости и взаимосвязанности реализующих ее регуляторных процессов), а также стилевыми особенностями ее звеньев. К индивидуальным особенностям саморегуляции относят: особенности планирования целей; особенности моделирования; особенности программирования; особенности контроля, оценивания и коррекции своей активности. К индивидуально-стилевым особенностям саморегуляции относят такие особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности.  [3, В.И. Моросанова]

Для выявления особенностей саморегуляции в подростковом возрасте было проведено эмпирическое исследование, в котором принимало участие 45 человек - учащиеся 8-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа  № 94».

Исследование проводилось с использованием следующих методик: опросник В.И Моросановой «Изучение стиля саморегуляции»; опросник «Уровень субъективного контроля», авторами которой явля­ются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд, и личностный опросник Г.С. Прыгина, предназначенный для выделения типологических групп "автономных" и "зависимых", в способах осуществления осознанной саморегуляции деятельности.

Для выявления взаимосвязей параметров саморегуляции был проведен корреляционный анализ, с помощью программы «Statistica», использовался  критерий Пирсона.

Корреляционный анализ показал, что в подростковом возрасте сформирована потребность выделять значимые условия достижения  целей в зависимости от развитости и адекватности оценки результатов своей деятельности и поведения, а также от способности  перестраивать, вносить коррективы в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Подростки полагающие, что большинство событий их жизни являются результатом случая или действия других людей, не считают себя ответственным за свое здоровье, но ответственны в построение межличностных отношений с окружающими. Подростки, действующие импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу действий, они часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок, это обусловлено  недостаточной самостоятельностью и недостаточной готовностью к реализации своих жизненных планов.

В подростковом возрасте, чем в большей степени сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, тем больше потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей,  но при этом отличительной чертой подростков является неадекватность оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, они не всегда замечают изменения ситуации, это обусловлено отсутствием индивидуального опыта и неадекватной самооценкой подростка, то есть, преувеличением своих возможностей, достоинств и  преуменьшением недостатков.

Чем более выражена у подростков потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, тем они более зависимы от ситуации  и мнения окружающих людей, а также  склоны приписывать важное значение внешним обстоятельствам. Это связано с отсутствием  иерархией мотивов в подростковом возрасте, слабостью цели, а также отсутствием устойчивых увлечений подростка. В подростковом возрасте проявляются такие качества личности как настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности, способность к целенаправленной волевой деятельности, но сами цели часто не имеют личностного смысла, они ситуативны и заимствованы. Так, Л.С. Выготский подчеркивал, что для подростков характерно «слабость цели», подростки могут с легкостью отказываться от поставленной цели, из-за того что она перестала быть значимой для него. Нередки также случаи, когда подросток ставит перед собой какую-то цель и даже начинает что-либо делать по ее достижению, но  столкнувшись с трудностями или потеряв к этому делу интерес по какой-то причине, он меняет цель или вообще отказывается от постановки каких-либо целей.

Подростки, которые характеризуются пластичностью регуляторных процессов, склонностью обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и считать, что большинство важных событий в их жизни, это результат их собственных действий, считают во многом себя ответственными за своё здоровье.

Результаты исследования показали, что в подростковом возрасте  жизненное планирование носит противоречивый характер, особенности саморегуляции рассогласованы и непостоянны, но они начинают приобретать контур осознанной саморегуляции произвольной активности.

 

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А., Воловикова, М. И., Елисеев, В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания: [Текст] / К. А. Абульханова-Славская, М. И. Воловикова, В. А. Елисеев // Психологический журнал. 1991. № 4. С. 27-40.
  2. Конопкин, О. А. Психология саморегуляции произвольной активности человека: [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии . – 1995. – № 1. – С. 5-12.
  3. Конопкин, О. А., Моросанова, В. И. Стилевые особенности саморе-гуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 18-26.
  4. Моросанова, В.И., Коноз, Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 118-127.
  5. Моросанова, В. И. Стилевые особенности саморегуляции личности: [Текст] / В. И. Моросанова. // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 121 –127.
  6. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1991. №5.

 



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте
  • Особенности нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте
  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Особенности развития в подростковом возрасте. Рекомендации по взаимодействию
  • Особенности представления о смерти в подростковом возрасте
  • Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. Часть V.
  • Работа со зрительными образами в саморегуляции психических состояний; анализ психотерапевтических практик
  • Способы саморегуляции или как успокоиться
  • Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности
  • О саморегуляции, зависимости и освобождении)
  • Влияние оценки на процесс саморегуляции молодежи
  • О психической саморегуляции.
  • Способность к здоровой саморегуляции* - залог счастливой жизни
  • Лоскутное одеяло – «ручная работа» души (Способы саморегуляции...).
  • Одиночество как результат саморегуляции численности населения
  • Казацкая Бура – народный метод психической саморегуляции
  • Памятка по саморегуляции
  • Техники саморегуляции
  • Обучение саморегуляции
  • Философия саморегуляции
  • Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляции
  • Урок по саморегуляции: неуверенность перед выступлением в аудитории.
  • Медитации как способ саморегуляции
  • Приемы психофизиологической саморегуляции
  • Мандала как интструмент саморегуляции
  • Процессуальные и трансовые методы как способ саморегуляции и психологической помощи.
  • Научитесь быть счастливым. Практикум эмоциональной саморегуляции
  • Практики саморегуляции при посттравматическом расстройстве
  • Этапы формирования адаптивной саморегуляции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь