Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. Часть V.

Подростковый возраст… ах, что может быть прекрасней?! И я сейчас говорю без всякого сарказма. Посудите сами – гормоны бушуют, тело меняется, эмоции бьют фонтаном, учеба отодвигается на второй план, родители не понимают, что происходит в голове у их чад, да и сами подростки не особо понимают, а что, собственно, происходит. Что ж, давайте разберемся.

Подростковый и юношеский возраст охватывают период с 11 до 19 лет. Ключевым, в развитии эмоционально-волевой регуляции подростка, является период с 11 до 14 лет – младший подростковый возраст. Подросток начинает более глубоко переживать все эмоциональные события, эти переживания становятся длительные и устойчивее, а варианты ситуаций, запускающих такие реакции, увеличиваются практически в геометрической прогрессии. Столь яркие и продолжительные эмоциональные реакции оказывают огромное влияние на мотивацию и ценностные ориентации подростка, которые могут сохраняться в таком виде на протяжении всей жизни.

Способность управления своими эмоциями в подростковом возрасте носит довольно интересный характер. С одной стороны, подросток контролирует проявления эмоций гораздо лучше, чем в младшем школьном возрасте, например, скрывая от родителей обиду из-за ссоры с друзьями или тревогу от нападок сверстников. С другой стороны, эмоциональные отклики на субъективно важные ситуации могут принимать форму импульсивных поступков, при которых подросток себя мало контролирует.

Т.к. ведущая деятельность смещается с учебной на общение и формирование «референтных» групп (группы по интересам, в которых подросток чувствует собственную значимость, находится среди «своих»), то общение со сверстниками становится самой актуальной потребностью подростка. Взаимоотношения внутри таких групп, помимо всего, помогают формировать определенные критерии дружеских отношений – умение хранить тайны, прийти на выручку, сопереживать, дать совет и т.д. Именно поэтому дружеские отношения и сами друзья выходят на первый план для подростка, а дружба становится одной из самых актуальных ценностей.

Такие социальные взаимодействия дают не только положительный опыт, но и негативный, в т.ч. переживания из-за того, что кто-то рассказал «страшную» тайну подростка, ссоры, дружеская ревность и т.д.

Весь щедрый набор таких эмоциональных терзаний, а также резкая смена настроения от полного уныния до безудержного веселья носит название «подросткового комплекса». Достаточных и объективных причин для столь резких перемен в эмоциональном фоне может и не быть.

Снова проявляется яркий эгоцентризм, сочетающийся со способностью жертвовать и отдавать себя всего (любимому делу, в помощи другу, любимому человеку). Часто подростки активно включаются в социальную жизнь (спектакли, клубы, выступления в музыкальных группах), в то же время стремясь к уединению и страдая от одиночества.

Получая новый социальный опыт, у подростка развиваются социально ценные стремления и переживания. Он может пожертвовать чем-то ценным для себя во благо другого человека. В этом возрасте ребенок захвачен переживаниями и осмыслением таких понятий как добро, сочувствие, отказ от собственных потребностей во благо другого.

Подросток сталкивается с абсолютно новыми эмоциями, чувствами и переживаниями, о которых он даже не догадывался ранее. Сталкиваясь с трудностями самоидентификации, он обогащает свой социальный и эмоциональный опыт.

Ближе к 15-16 годам на смену напряжению и тревоги от самопознания приходят «юношеская горячность», «юношеская пылкость». Именно поэтому юношеский возраст отличается «специфической эмоциональной сенситивностью (восприимчивостью)». Юноши и девушки переживают не только чувства, направленные на определенные явления или людей – предметные чувства, но и обобщенные чувства – чувство юмора, чувство прекрасного и т.д. Их появление означает, что у человека уже сформировались более или менее адекватные установки личности. Постепенно формируется чувство мужской или женской взрослости.

Друзья и само понятие дружбы в этом возрасте слишком идеализируются юношами. Руководствуясь своей потребностью быть понятыми и принятыми они часто «окунаются в дружбу» с головой, абсолютно не замечая реальных характеристик «друга». Юноши и девушки создают образ идеального друга, перекладывая его на человека из компании, хотя бы немного обладающего теми же характеристиками, что и идеальный образ.

Юношеская любовь заслуживает отдельность статьи на несколько частей, упомяну лишь самое важное. Любовь в этот возрастной период далека от «взрослой» любви, она определяется и руководствуется скорее потребностью в эмоциональном контакте и принятии. Частично потребность удовлетворяется дружеским общением, однако при появлении партнера эмоциональный накал дружбы снижается, и лучший друг/подруга становятся скорее хорошим приятелем/подругой.

Оригинал статьи будет выложен на странице: https://www.facebook.com/profdiag/

Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте Часть V



Просмотров: 506
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Подростковый возраст. Кто защитит подростка?
  • Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)
  • Сложный возраст. Психолог для подростка.
  • Детская сказка для мам и пап у которых дочки находятся в подростковом возрасте.
  • Подростковый возраст. Объективные переживания родителей.
  • Подростковый возраст это время для поиска себя.
  • В каком возрасте учить подростка уважению?
  • Самое ценное, что только может дать общение
  • Что происходит в душе подростка?
  • Что больше всего волнует подростка?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • 7 правил для родителей подростка или как стать ближе к своему ребенку
  • Всё что скрывают от подростка. Кризис 16 - 25 лет.
  • Что значит постоянное «НЕТ!» в устах подростка? И как с этим быть родителю?
  • Потворствующий стиль воспитания, что ожидаем в подростковом возрасте?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Чувство взрослости" подростка: бороться или поддерживать?
  • Что в голове у подростка?
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Общение в подростковом возрасте
  • Собственный жизненный опыт как хорошо усвоенный урок для подростка
  • Что есть наш возраст?....всего лишь цифры...
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Связь уровня эмпатии чувство субъективного одиночества в юношеском возрасте
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • фрустрация любви и дружбы в юношеском возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь