"Чувство взрослости" подростка: бороться или поддерживать?

«Я взрослый», «Я самостоятельный», «Что хочу, то и делаю!» «Вы мне не указ!» «Сам разберусь!» Часто именно с этих фраз родители понимают, что у их ребенка начался подростковый возраст. 

В норме начало подросткового возраста приходится на промежуток с 11 до 13 лет. Есть половые различия: у девочек этот процесс начинается раньше, у мальчиков позже. Есть индивидуальные различия: подростковый кризис может начаться и в 10, и в 18 и даже в 25 лет. Но в каком бы возрасте не начинался подростковый кризис, он начинается одинаково: с заявления о своей «взрослости» и «автономии»

То глубинное чувство, которое появляется у подростка, в психологии получило название «чувство взрослости»Часто родители пытаются подавить это чувство и говорят: «Вот когда станешь действительно взрослым и самостоятельным, тогда и будешь говорить об этом, а пока молчи и слушай, что тебе говорят». Это может привести лишь к усугублению подросткового кризиса. Подробнее читайте в этой статье.

Для того, чтобы понять, почему чувство взрослости так важно для полноценного развития подростка, важно перечислить основные задачи развития подростка:

  • научиться самому принимать решения за свою жизнь и нести за них ответственность;
  • научиться отстаивать свои личностные границы и уважать границы других;
  • научиться равноправно общаться с миром взрослых (в первую очередь — с родителями и учителями);
  • научиться собственные ставить перед собой цели и достигать их;
  • сформировать свою собственную систему ценностей.

Эта система ценностей может быть похожа на систему ценностей родителей, а может отличаться. Важно, чтобы она была именно личной системой ценностей подростка, а не набором чужих ценностей. Человек может считать чужие ценности своими. Такие чужеродные ценности называются интраектами. Только самостоятельное осмысление всех ценностей, их оценка и последующее принятие или отвержение может обеспечить внутреннюю целостность человека. Наличие собственной системы ценностей и свобода от интраектов — залог спокойствия, уверенности, стрессоустойчивости и успешности.

Стать действительно автономным человеком можно только постоянно оценивая ситуацию, принимая самостоятельные решения и поступая в соответствии с ними. Такие решения и поступки часто идут вразрез с мнением родителей, учителей и других вышестоящих лиц. Совершая самостоятельные поступки, добиваясь успеха, совершая ошибки и исправляя их последствия, подросток получает незаменимый опыт. Этот опыт делает его независимым и ответственным уверенным в собственных силах, в том, что автономия — это безопасно.

Автономное поведение подростка бывает неудобно для родителя, как и вызвавшее его «чувство взрослости». Часто родители хотят видеть своих детей уверенными и самостоятельными во внешнем мире и при этом послушными и покладистыми в общении с родителями. Но так не бывает: либо одно, либо другое.

Итак, «чувство взрослости» — очень важное новообразование подросткового возраста, которое целесообразно всячески поддерживать.

Для того, чтобы ужиться с подростком, который чувствует себя взрослым, родителю придется изменить стиль общения со своим подросшим ребенком. Важно научиться общаться с подростком на равных, как «взрослый со взрослым» вместо привычного общения «сверху вниз». 

Подростку очень важно общение с родителями, их поддержка, но он не принимает того общения, которое унижает как-то его чувство взрослости. Если родитель продолжает общаться с подростком как «родитель с ребенком» (приказывать, читать нотации, стыдить и так далее) то развитие отношений и личности подростка может пойти двумя путями:

  • Подросток может начать крайне активно противодействовать родителям, начать искать ту поддержку, которую не получил у родителей на стороне. Этот путь развития относительно благоприятен, потому что он приводит к решению подростком возрастных задач развития, однако при этом родитель практически теряет возможность принимать участие в формировании системы ценностей подростка. При таком варианте развития событий велика вероятность совершения «ошибок юности»самого разного характера.
  • Подросток может вообще отказаться от автономии и начать выполнять то, что от него требуют родители. Развивается так называемый «подростковый кризис зависимости» вместо нормативного «кризиса независимости». Следствием кризиса зависимости является отсутствие во взрослости уверенности в себе, самостоятельности, спокойствия, решимости, способности самостоятельно ставить перед собой жизненные цели и спокойно их достигать. Этот вариант развития событий чаще всего – самый худший.

Общение родителя с подростком, как «взрослого со взрослым», то позволяет родителю оставаться включенным в жизнь подростка и оказывать ему посильную помощь в формировании самостоятельности, уверенности в себе и других важных качеств. Подростковый кризис при таких отношениях с родителями протекает гораздо более спокойно. У подростка формируются все личностные качества, о которых мы говорили, а сформировавшиеся при этом теплые отношения родителей и детей останутся навсегда. 

Общаться с подростком так, чтобы укрепить его «чувство взрослости» и сформировать доверительные отношения – целое искусство. Научиться этому искусству можно на тренинге для родителей подростков «Отношения с подростком. Полный upgrade». Жмите на ссылку и читайте отзывы!

Успехов!

© Благовещенский В.Н.



Просмотров: 599
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сексуальные отношения подростка со взрослым: что предпринять родителю и как разговаривать с ребенком?
  • "Мнимая система ценностей подростка".
  • Сексуальные отношения подростка со взрослым: что предпринять родителю? (продолжение)
  • Часть 4. Кризис взрослости. Отношения с Другим – как путь к индивидуации.
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Самоубийство подростка. Что важно знать родителю?
  • Как общаться с подростком, чтобы он понял, что от него хотят?
  • Может ли подросток изменить отношения родителей?
  • Подростковый возраст. Кто защитит подростка?
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.
  • Учимся общаться. Как пирамида логических уровней может помочь родителю в общении со своим ребенком.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Кризис ценностей. Как выйти из кризиса.
  • Часть 1. Кризис взрослости. Зачем?
  • Жизнь подростка без родителей – это путь в никуда.
  • Как научиться понимать подростка?
  • Быть родителями подростка - этому нужно учиться!
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Границы подростка: о том, что не касается родителей
  • Почему после первой встречи психолога и подростка родители говорят:"Спасибо!"
  • Различение: главная движущая сила развития личности подростка
  • О чём может рассказать Ваше чувство вины?
  • Осторожно — подросток. Как общаться с подростком
  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • Может ли подростковый конфликт оказывать негативное воздействие на развитие Дела?
  • Подростковый кризис? Подростки и родители. Как строятся отношения? Как изменить?
  • Что "бесит" подростка при общении с родителями.
  • Переходный возраст: ошибки родителей в общении с подростком
  • Как вести себя с подростком, чтобы сохранить с ним доверительные отношения?
  • Всего одно чувство, которое подскажет - Ваш это человек или нет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь