|
Подростковый кризис? Подростки и родители. Как строятся отношения? Как изменить?Автор статьи: Наталия Владимировна Ковалёва
В статье не буду сегодня изобретать велосипед. О прекрасном периоде отрочества, который позже стали называть подростковым кризисом, написано очень много. Проявление спонтанных эмоций, нежелание подчиняться, игра во всемогущество, истовые вспышки вырваться из под влияния родительской опеки и игра в смерть. У Франсуазы Дольто есть фраза: «В этом периоде умирает ребёнок, чтобы вновь родится взрослым». Конечно, умирает символически. Одни, чтобы чувствовать себя живыми режут себя, делают пирсинг, татуировки, слушают очень громкую музыку и проживают запредельные нагрузки, испытывая тело на прочность. По сути бегут от смерти. Те, кто со смертью смирился – ждёт конца. Играют в страшные игры: наркотики, алкоголь, для них жизнь боль, постоянная чёрная полоса неприятностей. Эти готовы на суицид. Третьи, кто желает себе наказания за то, что не такие всемогущие, не имеющие возможности остановить это взросление, становятся антисоциальными. Наказание от других даёт лишь временное облегчение.
Чего хочет подросток? Любви, преданной дружбы до гробовой доски, справедливости, свободы, уважения, быть признанным героем, быть заметным…. Продолжите этот список дальше. А если не получают этого прямо сейчас – пускаются в провокации. − У нас такая хорошая семья! Где набрался таких фантазий? – слышу я очень часто от отчаявшихся родителей. И верно. Где подросток получил инструкцию на такое разрушительное поведение? Поиграем в игру «Загадка». Отгадайте, из какого произведения или фильма эти «инструкции»: 1. Чтобы добиться принятия родителями моей любви, надо умереть отравившись. 2. Чтобы добиться справедливости, надо выбирать жить или нет. 3. Если хочешь получить признание, жениха и дорогие подарки, надо прислуживать чужому пожилому человеку, выполнять его желания и даже хорошо стелить ему постель. 4. В начале перехода во взрослую жизнь, подумай, кем ты будешь – жертвой или преследователем. 5. Чтобы совершать геройские поступки, спасти мир, нужно не иметь лица. И вот отгадки. 1. Ромео и Джульетта, фильм «Вам и не снилось» (сколько подростков покончили или пытались покончить с собой от безответной любви, от протеста против этой любви у родителей) 2. Гамлет (жизнь боль, кругом одни предатели, остаётся выбрать, тут ты или умереть) 3. фильм «Морозко» (найди себе богатого пожилого «папочку», и он осчастливит он тебя богатством) 4. фильм «Чучело» (когда подростки смотрят фильм, они встают на сторону жертвы. У взрослых в фильме жизнь серая, нервная и однообразная. Фильм даёт подростку пример, КАК выйти из жертвы – дать себя символически убить, побриться наголо и уйти, оставив после себя портрет. Могильная фотография, чтобы помнили и винили себя. Это фантазия подростка «Вот умру и посмотрю, как будете плакать на моей могиле». 5. фильмы «Фантомас», «Агент 007», «Человек паук» и др. (шпион, это человек как все, но в тайне, глубоко, он имеет собственную уникальность, выполняет тайную миссию, ему хочется добиться значимости. Такой, как была у Фантомаса или Джеймса Бонда. Эта значимость позволяет вершить судьбы мира).
Как помочь себе, родителю, пережить период взросления своего ребёнка? Как помочь подростку?
Ответ кроется в понимании механизма. Он, например, есть в сказке «Конёк Горбунок»: Должен челядь ты заставить Три котла больших поставить И костры под них сложить. Первый надобно налить До краёв водой студёной, А второй - водой варёной, А последний - молоком, Вскипятя его ключом. Вот, коль хочешь ты жениться И красавцем учиниться, - Ты без платья, налегке, Искупайся в молоке; Тут побудь в воде варёной, А потом ещё в студёной, И скажу тебе, отец, Будешь знатный молодец!
Итак, родители уже успокоились: ребёнок учится, ходит в секции, позади бессонные ночи, пелёнки, тревоги, ребёнок не тащит в рот всякую дрянь, его можно оставить одного, что-то поручить сделать… Родители наконец могут спать по ночам, планировать свою жизнь, то есть находятся уже в периоде воды студёной. И тут на тебе – подросток стал вести себя как маленький. Период взросления начинается с того, что у ребёнка активируются все страхи, агрессия, протесты, он телом и поведением проживает заново те психологические травмы, которые были в период молока. И если посмотреть на поведение и переживания подростка, то легко можно построить линию поведения родителей, в то время, когда ребёнок был во младенчестве: родители были молоды, посещали компании друзей, лгали, подстраивались под других, ругались друг с другом и родителями, сплетничали, отвергали и переживали… в общем, жили своей обычной жизнью. «Ребёнок маленький, ничего не понимает» - часто говорят. Да, пока не понимает, он принимает без анализа мастер-класс, как надо жить в этом мире. Родители с началом этого периода замечают, что вдруг подросток ведёт себя как трёхлетка, пишет как попало, как будто он вообще никогда не писал, не может выучить урок, эмоции через край, начинает болеть, и как будто назло не выполняет поручений по дому. И уже вместо игрушек он разбрасывает одежду и превращает комнату в свинарник. Если двигаться дальше по стихотворению, то наступает период воды варёной. В этот период у подростка в теле происходят неимоверно интенсивные изменения. Их он чувствует каждой клеточкой своего тела. Что хочется вам сделать, когда находитесь на жаре? Лечь. На пляже мы не стоим, не учим, не занимаемся активной деятельностью. Мы раздеваемся, лежим и развлекаемся. Внутренний жар чувств, желаний, мыслей у подростка – жаркий пляж. Подросток потеет, лежит, раздевается. В этот период он как варёный, либо ничего не делает, либо ищет развлечения. И особенно раздевается, показывая своё тело. Но пляжем выступают социальные сети, в которые подросток выкладывает свои фото в обнажённом виде.
Попробуйте ощутить себя в воде варёной. Как там? А выдержит только подросток. Почему? Потому что, если бы он осознавал до конца ВСЁ что происходит в его внутреннем мире, то никаких психических сил и сил центральной нервной системы не хватит это всё переработать. Поэтому сознание подростка притупляется. Ноги сами по себе, Руки сами по себе, Голова то ли там, то ли тут. Пока руки догоняю, Пока руки догоняю, Ноги песенку поют…
Помните? Эту песню пел Иннокентий из фильма «Усатый нянь». Точное описание состояния подростка в периоде воды варёной.
А родители как же? Они из воды студёной вновь возвращаются в кипяток. Вы когда-нибудь прыгали из горячей бани в холодную воду? Как ощущения? Вспомните их. А теперь представьте, что произойдёт, если наоборот – из холодной воды вы попали в кипяток. Какие чувства? Страх, боль, ожоги, крик, желание вернуться в холод…. Как поменяется поведение родителей? Вариант 1 – вернуть своё чадо в период молока. Эдакий беспомощный ребёнок, которому я скажу что надо делать, что чувствовать, как себя вести. (посмотрите фильм «Мой сын для меня») Вариант 2 – охладить! И чем скорее, тем лучше. И родители становятся бесчувственными буратинами, дистантными, холодными, осуждающими, ворчливыми, отвергающими, обесценивающими, избегающими (как пан Тыбурций в «Дети подземелья») Вариант 3 – кипеть вместе. Это из желания «Я хочу быть другом своему ребёнку». Подросток орёт и я ору, подросток дерётся и я дерусь, подросток с друзьями и я ищу себе друга… Мы вместе, и в тоже время врозь. Каждый отыгрывает свой подростковый кризис, у кого он круче (посмотрите фильм «Это пройдёт. Но когда?»). В любом случае, родители в этом периоде подбрасывают дровишек, сами того не осознавая.
Счастливцы подростки выплывают в воду студёную. Проходит кризисный период, с холодной головой подросток выбирает свой жизненный путь, находит себе занятие, и в его душе наступает период гармонии. А где в это время родители? Они чувствуют себя отвергнутыми, беспомощными, ненужными. От этого рождаются фразы: «Ты наша опора!», «Ты наша надежда!» Они попадают в период молока: «Мы тебя кормили, мы тебя поили, крышу над головой давали, а ты… свои решения принимаешь!» Почему родители переместились в этот период? Они ведут себя как новорожденные. Орут, бастуют, требуют быть накормленными (психологически, конечно) своим подростком (как обращение к маме). Родители вступают в новый для них период жизни – Семья без ребёнка. Ребёнок вырос, он уходит из семьи. Новое рождение семьи в другом качестве. Ох, как это не просто принять! И… родители идут в кипяток. Ведь там была жизнь! И уже тянут в этот кипяток своего выросшего ребёнка. Каково этому юноше или девушке, уже пережив период кипятка, вернуться туда? Как быть? По терапии подростков практически нет литературы на русском языке. В переводе есть Питер Блос, Антонино Ферро, Анастосопулос. Техники работы с подростком отличаются от техник работы с детьми или взрослыми, потому что во время сессии у психотерапевта, с подростком происходят метаморфозы: то он в младенчестве, то вдруг осознаёт как взрослый, то впадает в агрессию или неожиданно вскакивает, протестует. Работа с подростком напоминает серфинг и рыбалку. Поймать состояние, помочь осознать, минуя затопление. Работа с подростком для знающего специалиста неимоверно интересная. Очень жаль, что знания о современных техниках работы не востребованы педагогами психологами. Они не приходят на обучающие семинары и мастер-классы, не приглашают специалиста для прохождения обучения.
Работа с родителями не меньше трудоёмкая. Из литературы на русском языке есть работа Анастосопулоса «Работа с родителями подростков» - это труд, из которого созданы разные направления. Есть техники быстрой кризисной помощи. Однако для родителей и подростка целесообразнее проходить терапию и не торопиться из неё уходить.
Как быть родителю до визита к психотерапевту? Во-первых, отслеживать свои порывы и сохранять спокойствие. Не вступайте в конфликт, лучше выйти из комнаты молча обидевшись, чем орать. Не идти на конфликт. Не включаться в систему приказов. Проговаривайте чувства подростка: "Сейчас ты злой, это нормально злится", "Тебе стыдно, это нормально" Отслеживайте свои привычные реакции и поступайте иначе. Во вторых, для того, чтобы стать другом нужны доверие и ответственность. Давайте подростку задания и следите, чтоб он их выполнял. Ищите моменты, где подросток может проявить самостоятельность. Пусть сам выбирает себе одежду, даже с риском, что он будет выглядеть не так, как вам хотелось бы. Старайтесь беречь себя от определения рельс, по которым поедет ваш подросток, даже в мелочах. Задания – это шпионская миссия. Шпион – это человек, которому кто-то доверил ответственную миссию. Эти миссии оканчиваются либо победой, либо провалом. И в том и в другом случае не надо пускаться в эмоции. Достаточно скупого неодобрения или скупой мужской похвалы. В третьих, запретный плод всегда хочется получить, во что бы то ни стало. Например, из практики случай: родители подростка в разводе. Подросток, несмотря на крики матери и запреты, ездит к отцу. Как быть? Разрешить! И включиться в жизнь такие вопросы: «Ты отцу звонил? Обязательно позвони!», «Ты не забыл, что ты едешь к отцу на выходные?» «Эту неприятность ты решишь, поделившись с отцом. Позвони ему сейчас!» И постепенно подростку не нужно было спорить с матерью и делать то, что она ему запрещала. Или подросток не желает идти в школу. Согласитесь! Скажите ему: «Я тебя понимаю, ты устал, замучился. Отдохни, конечно. Не ходи сегодня в школу!» Поверьте, пойдёт!
Я не думаю, что сегодня написала что-то оригинальное. Я желаю вам видеть подростковый кризис не как наказание, а как нечто творческое.
Для чего ребёнку подростковый кризис: http://www.psyoffice.ru/article/65954/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|