|
Различение: главная движущая сила развития личности подросткаАвтор статьи: Попов Юрий Алексеевич
Данная статья первоначально планировалась как психологическая основа построения личностно-развивающих программ для подростков, ориентированных на максимально интенсивную стимуляцию психоэмоциональных состояний, мотивирующих подростков к личностному росту. Работа в данном направлении привела меня к убеждению, что главный акцент в них должен быть сделан на усвоении ребенком навыка различения двух аффективно-побудительных начал поведения и жизнедеятельности. Именно через призму этого навыка я вижу возможность повысить эффективность личностного развития детей. Название статьи вытекает из значимости данного пункта в построении подобных программ, его способности как повысить эффективность других ныне используемых средств развития личности, так и внести существенный собственный вклад. Развитие личности я понимаю как рост участия Второй психики (эмоций сопровождающих мышление, подробнее в статьях «Ключ» и «Два чувства») в поведении и жизнедеятельности. Достижение перевеса активности Второй психики над Первой и есть цель личностного развития. Момент достижения перевеса знаменует переход личности на самодвижение, саморазвитие, самоактуализация. Основной движущей силой ее активности и дальнейшего роста становится доминирующее Второе удовольствие. С этого момента роль активного и целенаправленного участия общества в развитии личности можно считать выполненной. Попытаемся найти главные факторы, способные тем или иным образом вызвать активность Второй психики. Я вижу пять таких факторов: 1) Барьеры. К ним относится внешний контроль, т.е. система поощрений и наказаний, правила, договоренности, замечания и т.д.; 2) Оснащение. Сюда входит наращивание потенциала личности для преобразования окружающего мира. Это освоение имеющегося в обществе культурного багажа: овладение знаниями, умениями и навыками по предметам, культурой взаимоотношений, поведения, общения и т.п. Профессиональное становление также относится к этому пункту. В современном обществе за этот пункт отвечает вся система основного и дополнительного образования; 3) Настраивание - педагогическое и психологическое искусство взаимодействия с ребенком, педагогический такт, психологическая поддержка, дружеский доброжелательный тон, индивидуальный подход и т.п. 4) Различение - обучение навыкам узнавания двух типов переживаний, что необходимо для осуществления самоконтроля за действиями Первой и Второй психик. 5) Способности. Там, где нет способностей, Вторые переживания и побуждения актуализируются с большим трудом, а там, где они есть, - с меньшим. Поэтому ориентация на поиск и реализацию способностей также является существенным фактором стимуляции Второй психики и в конечном итоге развития личности. Итак, в статье кратко обозначены 5 выходов на актуализацию Второго побуждения. Каждый из них при тех или иных условиях способен вызвать активность Второй психики. Ни один из них сам по себе в отдельности от других не способен обеспечить развитие Второй психики до такого уровня, когда ее активность становится преобладающей. Таким образом, обеспечить эффективное развитие личности возможно лишь с привлечением и постоянным совершенствованием одновременно всех пяти факторов. Узнавание, или различение, также не может быть единственным фактором. Без полноценного вовлечения в работу, направленную на развитие личности, всех пяти факторов различение становится бессмысленным и невозможным. Однако при наличии всех компонентов различение усиливает вклад каждого компонента и привносит свой собственный. Сутью личности является оснащение. Уровень оснащенности фактически и есть уровень личности. Все оставшиеся компоненты работают на него. Но если его оставить единственным, эффективность развития личности и ее уровень будут ничтожно малы. Главной направленностью фактора «оснащение» должен быть выход на способности личности и профессиональное приложение этих способностей. В данной статье считаю важным поговорить о всех пяти названных выше факторах. Почти все они имеются в культуре и опыте, в педагогике и психологии и нуждаются лишь в дальнейшем совершенствовании. Поле для поиска и проявления способностей представлено дополнительным образованием. В общем-то, в том или ином масштабе встреча выбора сферы интересов и способностей происходит. Поэтому фактор способностей в той или иной мере присутствует в развитии многих детей и так же, как и другие, лишь нуждается в дальнейшем совершенствовании. Только одного фактора на уровне педагогической практики нет. По большому счету нужно признать, что его нет и в науке. Речь, разумеется, идет о различении. Что делает различение, каков его смысл, каким образом оно работает на развитие личности? Различение вместе со знанием логики поведения и последствий каждого типа побуждений понижает интенсивность возникающих Первых переживаний в силу понимания возможного вреда для себя от следования их указаниям. Человек, не умеющий различать переживания и не знающий их настоящей ценности, чаще доверяется Первым переживаниям при их возникновении и начинает вести себя в их логике. Человек, умеющий узнавать Первые переживания, напротив, перестает им доверять, их ценность в его глазах резко уменьшается и влияние на поведение ограничивается. Итак, сосредоточимся на формировании у детей навыка различения двух типов аффектов как одного из 5 факторов воспитательной системы. Что может представлять собой программа, способная сформировать данный навык? Основой такой программы необходимо сделать школьный предмет, значительную долю содержания которого должно составить знание характеристик каждого из типов аффектов, их природы, логики проявления в поведении и т.д. В следующую и наиболее важную часть данного предмета следует включить умение воспроизводить Вторые переживания путем саморегуляции. Что касается возраста, с которого данный курс возможно вводить, то здесь все нужно отрабатывать на практике. Важно то, что курс этот должен быть продолжением работы системы, создающей и поощряющей Вторые переживания, которая в своем активном действии может давать плоды уже начиная с трехлетнего возраста и даже ранее. В данной статье намереваюсь уделить внимание как созданию воспитательной или развивающей системы, направленной на развитие Второй психики, так и собственно созданию курса или школьного предмета с названием «различение». Какие-то отдельные элементы ознакомительного характера, касающиеся формирования навыка различения двух типов переживаний, возможны и в начальных классах и даже в дошкольном возрасте. Однако более полное погружение в предмет с названием «Различение», по-видимому, нужно вводить начиная примерно с 11 лет, т.е. с 5-го класса. Продолжаться данный предмет должен до 11 класса. Итак, вначале сосредоточимся именно на создании данного курса. Главная цель курса - формирование у учащихся навыка различения двух типов аффекта. Задачи курса: - дать учащимся знания о происхождении двух типов переживаний; - дать знания о логике и последствиях действий двух типов побуждения; - дать знания о характеристиках двух типов переживаний, их проявлениях в самых разнообразных жизненных ситуациях; - научить их видеть различия между двумя типами переживаний и побуждений непосредственно в поведении; - научить их сознательно воспроизводить интенсивные Вторые переживания. Навык произвольного воспроизведения интенсивных Вторых переживаний является фактически главной задачей курса, на выполнение которой работают все остальные. Именно сформированный навык произвольного воспроизведения интенсивных Вторых переживаний и есть главный критерий успешности прохождения курса. Для формирования этого навыка нужны специальные упражнения. О том, что это за упражнения, нужно поговорить отдельно. Ранее в статье «Воля – это удовольствие» я упомянул о том, что среди характеристик каждого из двух типов аффектов голосу принадлежит особая роль. Именно по интонациям голоса наиболее быстро можно различать тип аффекта. Голос является наиболее ярким и наиболее непосредственным из доступных внешнему наблюдению признаков. Поэтому главный тип упражнений я связываю именно с голосом. Итак, что же это за упражнения? В качестве таких упражнений очень хорошо подходит интонационная работа со стихами. Как может выглядеть работа со стихами? Подбирается база стихов, наиболее подходящих для данных упражнений. Главный критерий отбора стихов – насыщенность смыслом, отражение логики поведения, управляемого Вторым побуждением. Отобранная база стихов должна быть озвучена профессиональными психологами или актерами, записана на аудионосители и проверена экспертами на соответствие искомым интонациям, отражающим Вторые переживания и Вторые побуждения. От педагога также требуется умение на высоком уровне воспроизводить нужное состояние и передавать его при помощи интонаций голоса. В противном случае он не сможет контролировать рост данного умения у учащихся. Педагог показывает учащимся нужное состояние как при помощи аудиозаписи исполнения стихов мастерами, так и при помощи своего голоса, собственного озвучивания стихов. Слушая стихи с нужными интонациями голоса, ребенок начинает чувствовать нужное состояние. Далее, воспроизводя стихи, он ставит перед собой задачу показать искомое состояние (переживание Второго удовольствия/неудовольствия) при помощи собственных интонаций голоса. Чем обосновывается важность произвольного воспроизведения Второго аффекта? Что происходит во время произвольного воспроизведения Второго аффекта? Во время воспроизведения Второго аффекта человек (ребенок) испытывает интенсивное Второе удовольствие (Вторые переживания). Вторые переживания являются единственным средством развития личности. Все указанные выше факторы (барьеры, оснащение, настраивание и т.д.) направлены на то, чтобы вызвать Вторые переживания. Но ни один из них не гарантирует, что Вторые переживания возникнут. Успех же в освоении навыка произвольного воспроизведения интенсивных Вторых переживаний дает гарантию того, что ребенок испытывает искомые переживания. Ребенок направляет свое внимание непосредственно на них, сам активно способствует их возникновению. Все другие факторы предполагают главным образом работу педагога над тем, чтобы обеспечить возникновение у детей Вторых переживаний. Произвольное воспроизведение интенсивных Вторых переживаний основывается на работе ребенка, его собственной направленности в сторону актуализации Второй психики (развития своей личности). Какова должна быть пропорция занятий, направленных на формирование навыка произвольного воспроизведения интенсивных Вторых переживаний? Так как умение воспроизводить Второй аффект – наиболее важная часть предмета и главный критерий успешности его прохождения, то время, отводимое на усвоение данного навыка, должно быть достаточно продолжительным. Обоснование той или иной пропорции в зависимости от возраста должно опираться на практический опыт. Предположительно доля занятий, отводимых на отработку воспроизведения Вторых переживаний, должна расти от 5 к 11 классу и составлять в 5-м классе примерно 10-15% в 11-м - до 50-70 % от общего учебного времени, выделенного на данный предмет. Итак, школьный курс различения двух типов переживаний должен состоять из двух главных частей: 1) освоение знаний, касающихся характеристик двух типов аффектов; 2) формирование навыка произвольного воспроизведения интенсивных положительных Вторых переживаний. Поговорим о каждой из этих частей подробнее. Характеристика содержания курса. Включенные в данный предмет знания, разумеется, имеют свою специфику. Это определенная часть психологических знаний, т.е. знаний о психике. Психика как предмет познания отличается от других частей окружающего мира тем, что имеет нематериальное содержание. Эти знания более трудны как в области их приобретения, так и в области их понимания и усвоения. Тем не менее это знания, которые усваиваются теми же самыми учебными способами, что и любые другие знания. И в этом отношении никаких особых трудностей или особой специфики они не имеют. Основная тематическая направленность данного курса знаний помимо непосредственно характеристики двух аффективно-побудительных процессов может быть связана с психологией взаимоотношений, психологией успешной жизнедеятельности, психологией профессионального самоопределения и др. Все темы выстраиваются таким образом, чтобы в различных жизненных ситуациях и сферах показать две главные линии поведения, определяемые двумя типами переживаний и побуждений. Воспроизведение. Для каждого класса должна быть создана база аудиозаписи определенного объема стихов. С этой базой идет работа в течение года. Тексты стихов размещаются в приложении к учебнику, их аудиозаписи, показывающие состояния Вторых переживаний, - на звуковых носителях (компакт-дисках, или на странице в Интернете). В программу по предмету вписывается определенный объем работы со стихами. Учащимся объясняется суть этой работы, ее ценность, показываются и разъясняются образцы, и далее начинаются упражнения. Учащиеся 5-х классов, по-видимому, достаточно большое время должны тратить на одновременное чтение с учителем или голосом мастера, записанным на звуковом носителе. Далее, когда ребенок понимает, что от него нужно, он делает попытки воспроизводить нужное состояние самостоятельно, без помощи учителя или голоса мастера на аудиозаписи. Какое время нужно на освоение данных упражнений, необходимо установить опытным путем. В любом случае эти упражнения должны проходить регулярно для поддержания данного навыка. Подытоживая пункт о различении как элементе воспитательной системы или системы развития личности в образовательном учреждении необходимо отметить, что создание и отработка такого элемента в виде школьного предмета требует усилий многих специалистов и до 10 лет апробации в условиях общеобразовательных учреждений. Настраивание. Следующий элемент личностно-развивающей программы - настраивание. Остановимся на нем более подробно. Что такое настраивание как элемент личностно-развивающей программы? Что включает в себя данный элемент? Каким образом он может присутствовать в образовательном учреждении? Что это за элемент как таковой, в чем его суть? Главная задача этого компонента - создание психологической атмосферы, стимулирующей возникновение Вторых переживаний у детей. Суть данного компонента состоит в том, чтобы через внешние стимулы поощрять активность Второй психики. Что это за стимулы? Это доминирование у взрослых (педагогов, родителей) Вторых переживаний в общении с учащимися. То есть, общаясь с детьми, педагог (родитель) отслеживает, какие переживания сопровождают его общение и в каком состоянии (состоянии каких переживаний) находится ребенок. Стимуляции у ребенка активности Вторых переживаний способствуют два источника: 1) своими переживаниями педагог «заражает» ребенка (человеку свойственно чуствовать состояния окружающих, ориентироваться на них и самому перенимать эти состояния); 2) через убеждения или другие формы общения и взаимодействия (психотерапевтическую игру, психотерапевтическую сказку, направленную на решение той или иной проблемы, психотерапевтическую театральную постановку и т.д.) педагог дает ребенку понимание его личной заинтересованности в преодолении тех трудностей, с которыми он столкнулся сам или которые он создает для окружающих. То есть настраивание - это общение педагога (взрослого) с учащимися в состоянии Вторых переживаний, имеющее целью настроить ребенка на состояние Вторых переживаний в случае, если они охвачены Первыми переживаниями. Настраивание – это фактически и есть педагогика, педагогическое мастерство, педагогичность, педагогическая культура и т.д. Словом, это тот элемент, который имеется в современном образовании. Он может быть лишь усилен и усовершенствован при помощи опоры педагога на состояние Вторых переживаний, активное их присутствие во время педагогического общения с учащимися. Оснащение. Суть оснащения – приобретение и умножение возможностей ребенка в преобразовании окружающего мира. Этот пункт включает освоение необходимого культурного багажа, получение базовых знаний о мире, природе, человеке и т.д. Данный пункт очень тесно связан с пунктом «способности», способствует выявлению способностей, включает подготовку к выбору и освоению профессии, непосредственно само овладение профессией, подготовку к совместной жизнедеятельности и созданию семьи и т.д. На решение всех этих задач и должна быть направлена система образования. Каждый из этих пунктов является необходимым, имеет большую ценность для достижения личностной зрелости. Для реализации каждого из этих пунктов нужна соответствующая программа. Выявлению способностей и подготовке к освоению профессии служит система общего и дополнительного детского образования. Все это довольно развитая система, являющаяся хорошим полем для пробы сил ребенка. Ей не хватает только профессиональной помощи в поиске и обнаружении способностей, знаний, необходимых для полноценного профессионального самоопределения. Барьеры. Что мы имеем исходно, т.е. в настоящее время, по поводу барьеров? Они являются единственным естественным стимулом Второй психики. Именно благодаря барьерам она возникла и развивалась. Барьеры и в настоящее время активно существуют и выполняют свою функцию. Для взрослых система барьеров представлена в виде государства, законодательства, полиции и т.д. В системе образования и воспитания барьерам уделяется меньше времени, но они есть. Они представлены главным образом в двух видах: профессионально-педагогическом и индивидуально-личностном. В первом случае это разъяснение системы правил и отслеживание их исполнения. Данный способ выставления барьеров сочетается обычно с настраиванием. В дружеском тоне заранее с разъяснениями учащимся сообщается система правил, а затем в таком же дружелюбном и разъяснительном стиле происходит контроль за их исполнением. Во втором случае это интонационно-доминантный стиль общения (повышение голоса и т.п.) в сочетании с всевозможными манипуляциями личностью учащихся, то, что принято называть авторитарным стилем общения. Первый способ хорошо вписывается в ту систему развития личности, которая освещается в данной статье. Однако ей не хватает обязательности для исполнения, строгого оформления (она существует лишь в виде рекомендаций), развития. Она недостаточно экономна в плане использования временных ресурсов педагога. Ей не хватает развития, ясности. Ей также не хватает мотивации учащихся, их внимания к своему поведению и заинтересованности в ее контроле. Все эти проблемы начинают преодолеваться, когда поощряемые и порицаемые формы поведения получают четкое звучание и балльное выражение. В конечном итоге, пребывая на уроке, учащиеся получают две количественные (балльные) характеристики. Оценку по предмету и вторую за проявленные на уроке личностные качества. Назвать поведенческую шкалу можно «волей», «силой воли», «саморегуляцией», «самоконтролем». Возможны и другие варианты. Можно ли обойтись без балльной шкалы? Аргументы за и против. За: - наличие педагогов, в том числе и с большим стажем, не умеющих устанавливать дисциплину; - классы (или отдельные дети), с которыми не справляются даже опытные педагоги; - частота реакции педагога, выражающаяся в повышении голоса, переходе на крик. Фактически данная реакция является типичной для подавляющего числа педагогов на нарушения дисциплины; - значительные потери времени на постоянные разъяснения и увещевания по поведению даже у опытнейших педагогов; - низкий показатель качества в усвоении знаний по всем трудным предметам; - наличие личностно-развивающего потенциала за счет стимуляции самоконтроля у учащихся. Против: - наличие ощущения обмана учащихся (ложное впечатление, многие учащиеся приветствуют баллы); - дополнительная документация (ее тоже можно довести до необходимой простоты); - отвлечение от урока (тоже ложный тезис, т.к. потери времени на баллы вообще не происходит). Макет балльной шкалы. За присутствие дается 20 баллов. В журнале отмечается количество вычтенных баллов за те или иные замечания. Прибавлять баллы, наверное, тоже нужно (за опрятность, за спокойствие и доброжелательность). На день дается три клетки: одна большая и две маленькие. В большой написана цифра 20. Если учащегося нет на уроке, она зачеркивается. В одной из маленьких отмечаются плюсы, в другой - минусы. Барьеры есть. Им уделяется много внимания. Но они не есть система, они не есть предмет совершенствования, осмысления и т.д. Во-первых, барьеры слабо ориентированы на самоконтроль воспитанников. Они не используют их личную заинтересованность. Во-вторых, барьеры не имеют единого теоретически обоснованного и обязательного для исполнения стандарта. Они стихийны, несмотря на их высокую частоту. Они часто однообразны, негибки, требуют большой эмоциональной нагрузки, а по результату её не оправдывают. Они слабо связаны и слабо согласованы с действием других факторов (оснащения, настраивания). Как может выглядеть система барьеров в случае, если она будет удовлетворять всем высказанным критическим замечаниям: - все недопустимые формы поведения должны быть выделены и обоснованы, а также представлены воспитанникам. Список недопустимых форм поведения может изменяться; - за проявления недопустимых действий (поведения) должны следовать санкции (снятие баллов); - желанные (положительные) действия необходимо поощрять (прибавление баллов). Система правил, сопровождаемая или выраженная в балльной системе. Всё поведение ребенка за определённый период времени должно иметь количественную (возможно, и качественную) характеристику. Количественная характеристика может быть обеспечена системой прибавления баллов за поощряемое поведение и вычитания баллов за недопустимое поведение. Для ведения учёта баллов необходима удобная индивидуальная и наглядная для учащегося форма презентации баллов. Общая оценка ставится в журнале и в дневнике. Она имеет предельно простую систему подсчёта баллов. Здесь излишнее усложнение системы баллов приводит всю балльную систему к невозможности осуществления. Значит, количество оцениваемых параметров должно быть минимальным. Например, отвлечение от урока. Общий принцип - накопление и потеря баллов при изначальном наличии какой-то суммы баллов. Итак, по барьеру ясно одно: это система баллов. Остаётся решить задачу по конструированию балльной системы. Потерю и накопление баллов, возможно, следует сделать неограниченным. Хотя эти моменты должны отрабатываться на практике. Возможно и отрицательное значение баллов. Хотя нужно понимать, что излишняя потеря баллов может привести к потере мотивации, доверительного отношения к действиям педагога и неприятию его последующих действий, т.е. возникновению устойчивого противостояния. Для того чтобы знать размер объекта, его нужно измерять. Для того чтобы видеть путь, выбранный ребёнком, детали этого пути нужно фиксировать, как качественно, так и количественно. Итак, какие главные моменты мы можем выделить в содержании данной статьи. Учебный предмет (курс психологических занятий) «Различение» (умение различать два типа переживаний и воспроизводить интенсивные Вторые переживания) является центральным и наиболее важным элементом развития личности в условиях общеобразовательного учреждения. Переломный момент в развитии личности ребенка может быть связан только с ним. Он делает видимым Второе полюсное переживание и задает ориентир на него. Без него невозможно ожидать выхода на Второй этап развития личности у детей (при их взрослении) как массового, а не единичного явления. Для того чтобы программа развития личности ребенка была полноценной, она должна иметь пять элементов: различение, настраивание, оснащение, поиск способностей и барьеры. Отказ от любого элемента несет в себе существенные потери вплоть до потери эффективности всей программы в целом. Барьеры не должны быть стихийным неорганизованным элементом, происходящим по индивидуальным предпочтениям педагога. Они должны иметь стандарты, научно развиваться и по мере необходимости совершенствоваться. Настраивание – важнейший элемент программы. Он создает атмосферу стимуляции Вторых побуждений, формирует положительное отношение к другим ее элементам, в том числе к различению. Его отсутствие все остальные элементы может сделать искусственными, ненастоящими, задать формальное отношение к ним. Оснащенность – база личности. Чем меньше она оснащена, тем меньше вероятность возникновения ВПП и выхода на Второй этап. Однако напрямую уровень оснащенности не определяет уровень развития личности в целом. Рост оснащенности должен быть направленным и тоже может быть разделенным на два этапа: 1) поиск способностей, 2) профессиональный рост. Поиск и реализация своего призвания является одной из двух главных задач этого элемента. Второй задачей является приобретение навыков взаимоотношений. Поиск способностей должен быть выделен в отдельный элемент. Данный элемент задаст цельность, направленность и осмысленность всей системе. Наличие данного элемента как отдельного комплекса системы будет стимулировать всех участников образовательно-воспитательного процесса на решение данной задачи. В противном случае эта задача будет решаться не общими усилиями, а индивидуально, в результате чего ее эффективность будет минимальной и эффективность всей системы в целом будет под вопросом. Основное поле этого элемента – развитие системы дополнительного образования и ее интегрирование с общим образованием. Кроме того, необходима вариативность общего образования, т.к. в нем также могут проявиться те или иные способности (например, к естественным наукам - физике, химии, биологии и т.п.). Профессия и способности должны стать почти синонимами, вещью само собой разумеющейся для каждого взрослого и ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|