Уровень развития личности и психологические границы

Автор статьи: Асель Борисовская

Уровень развития личности и психологические границы


По тому, как человек воспринимает рамки, можно судить о степени его зрелости.

Нарциссический этап

Часто мы слышим восторженное: «Все ограничения – только в нашей голове!» Так видят мир нарциссически организованные личности: ограничений нет, возможно все, нужно лишь захотеть. Для этих людей характерны (бессознательные) фантазии о собственном всемогуществе, которое с одной стороны, очень воодушевляет их (Пришел, увидел, победил!), а с другой – очень пугает (ведь если мои способности безграничны, я могу создать целый новый мир, но могу и разрушить этот, могу нанести непоправимый ущерб людям). Эти люди отчаянно нуждаются в рамках (ставят себе сложные цели, проверяя свои возможности; часто они ищут партнера, который был бы умнее, сильнее, в чем-то лучше них, который по сути показывал бы предел их собственных возможностей). Но получив какие-то границы, они тут же изо всех сил стараются их нарушить, проверяя на прочность (очень стремятся добиться поставленных целей; ищут слабое место у партнера), часто им это удается, и тогда приходит опустошение, т.н. депрессия победы, партнер разочаровает и обесценивается. 


И только найдя достаточно надежное пространство с крепкими границами, которые не под силу нарушить, и достаточно принимающее, способное выдержать все его неприятные чувства, психика человека сможет выйти на новый уровень развития.

 

Постнарциссический этап


После этого мы приходим к тому, что рамки становятся для нас опорой и ориентирами в развитии. Где нет рамок – там нет развития (или оно существенно ограничено). Рамки - это то, что нас защищает, обозначает предел наших возможностей, где начинается наше бессилие (ведь, как известно, выше головы - не прыгнешь) и таким образом показывает и другую область - где наши усилия могут привести к успеху.


Рамки можно разделить на горизонтальные и вертикальные. 

Горизонтальные – это система, связанная с дисциплиной (будь то система питания, режим дня, осознанные ритуалы, занятия и проч.) Чем яснее эти рамки, и чем чётче они соблюдаются, тем больше свободны внутри них. Например, человек, который соблюдает режим сна и бодрствования, более эффективен, чем тот, который не соблюдает. Все, что делается систематически, через время даёт стойкие результаты (зарядка, занятия языком, написание текстов, ...).  Система дает опору, фундамент для привнесения нового, творческого развития, она регулирует процесс.


 


Вертикальные рамки регулируют результат – это наши желания, цели, запросы, это вехи в разных направлениях развития. Если нет четко поставленной цели (граница размыта), то и развитие будет идти стихийно. Чтобы управлять своей жизнью, нужно формулировать запросы, загадывать желания. При этом выполнение желания – это всегда и радостно, и немножко страшно; это одновременно и успех, но и расставание прежней определенностью, столкновение с неизвестностью на новом этапе развития. Коучи, занимающиеся целеполаганием, часто говорят о том, что у человека должны быть не только ближние и отдаленные цели, но и мечта или миссия – нечто глобальное, недостижимое – то, что будет давать ориентир, останется неизменным всегда, и тем самым сделает возможным выполнение самых дерзких целей.


 


Есть границы, которые - лишь в голове.



Это мешающие развитию ограничения, которые неосознанно используют люди, чтобы не сталкиваться с новым. Как правило, в основе этого лежат бессознательные цели, например, не сталкиваться аффектами (ненависть, ужас), или не обнаружить в себе неприятные черты (зависть, жадность, ...), справиться с которыми и интегрировать психика пока не может. В этом случае со стороны может казаться, что человек сидит в болоте, но тащить его оттуда (что обычно делают спасатели, не признающие ни своих, ни чужих границ), как известно, нелегкая и неблагодарная работа. Он выйдет оттуда или обратится за помощью сам, когда достигнет своего дна, т.е. опять же обнаружит свою границу.




Просмотров: 522
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мечта - что это и для чего? (отличия от фантазии и цели)
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • «…Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями» или Чем мечта отличается от цели.
  • Дуальность мышления или рамки в которые ставят нас.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Наши ограничения - что это, оковы или ресурс?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Все ищут счастье. А что это такое?
  • Наши границы: что это и как работает
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Все богатые люди делают это. Выполняйте эти 4 правила ежедневно, чтобы стать миллионером
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Где взять силы идти к намеченной цели или нет сил жить
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь