|
Мир эмоциональных переживаний, как топливо активности личностиАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
«Сегодня я тихонько плакала…» «Я словно окаменел…» «У меня такое произошло! Мне обязательно нужно выговориться…» Чувства можно выражать разными способами – напрямую – в виде отреагирования – плача, крика, дрожи, напряжения, соматическими сигналами (симптомами)… – телесно, на организменном уровне. И можно – символично, социально-психологически – посредством слова – называя то, что переживаешь, и в том числе и метафорично, в частности, в виде рисунка, скульптурирования, танца, поступка – социального акта общения, невербального сообщения, обращённого к конкретному значимому лицу (лицам), реже – группе людей, иногда – всему обществу и всей социальной жизнедеятельности человека. А понимать надо? По сути, называя переживаемое, мы уже делаем шаг к пониманию, проясняем эмоциональное переживание, выводя его на свет сознания. Вопрос – насколько глубокому пониманию? И тогда мы задаёмся вопросами – а точно ли, а полно ли? Начинается всё с опознавания самих переживаний. Их надо назвать точно. Для этого в психотерапии существует такой вопрос, в контексте обсуждения неких текущих или произошедших ситуаций, событий, и фантазий, представлений о будущем – «И что Вы в связи с этим чувствуете?» Нередко люди «психуют» – раздражаются на этот вопрос – «Неужели непонятно, ЧТО может чувствовать человек в ТАКОЙ ситуации?! Да, что вы вообще за психолог, если ТАКОГО не понимаете?!» – вскипает человек. А ведь, сколько людей, столько и видений одних и тех же ситуаций, и это так, именно в силу личностных особенностей, набор которых у каждого свой, что и определяет уникальность восприятия и переживания, и понимания, и активности человека! Например, в случае смерти близкого человека, разные люди исполняются разными переживаниями – чувства утраты, горя, а кто-то хранит спокойствие, перекрестится и скажет: «Мир праху…». А бывает и реакция шока, и состояние агрессии к умершему, что оставил здесь, а сам ушёл… и чувство вины перед ним за сделанное или не сделанное… И это чувство вины может быть, как рациональным, так и иррациональным, что определяет в каждом случае свою реактивность/активность личности человека. И в ситуации насилия переживаемые состояния, чувства так же не столь однозначны… И беременность может вызывать различные переживания… И через эти особенности переживания лежит путь к пониманию и особенностей личности человека – системы его отношений. Т.е. мы открываем такие характеристики переживаний, как осознаваемость/неосознаваемость, соответственно осознанность/неосознанность личности и раскрываем сложный мир её отношений с действительностью, в том числе, и прежде всего, с самой собою, и лишь затем отношений к другим её сторонам – значимым людям, социальным общностям, предметам и объектам, событиям своей жизни, Родины, в меру своей причастности к социальному и его феноменам… Далее, возьмём другие характеристики эмоциональных переживаний. Переживания могут быть различными по уровню – сила/слабость уровня напряжения переживаний. И люди могут быть разной чувствительности к этим сильным/слабым переживаниям. Чувствительный человек реагирует и на слабые, тоже довольно субъективный критерий. Отсюда мы приходим к такой характеристике личности человека, как переносимость им уровня напряжения переживаний, к оценке его эмоциональной устойчивости в ситуации повышенного напряжения (стрессоустойчивость). Эмоциональные переживания различны и по длительности своего протекания, что определяет их иерархию: - краткие, их мы называем эмоциональными реакциями, - средней продолжительности, их мы называем эмоциональными состояниями, - продолжительные, длящиеся, относительно устойчивые, их мы называем чувствами (эмоциональными отношениями) – они хоть и довольно стабильны, но всё же изменчивы. Четвёртое, направленность переживаний – эта характеристика широко известна, но не полностью: они могут быть, как положительными, нейтральными, так и отрицательными, но не только. Всеми этими эпитетами мы их наделяем сами, в связи с тем, как мы осмысливаем их, а чаще – в силу того, как они нам нравятся: приятные – положительными, неприятные – негативными. Эта оценка определяет наши реактивные действия – приятные переживания мы склонны переживать и далее, т.е. пребывать в ситуации, вызвавшей их, продлевать их, повторять... И избегать тех ситуаций, в которых мы переживаем негативные переживания. И здесь всё понятно, без особого размышления, осознавания. И последнее, по направленности переживания могут быть противоречивыми. И вот здесь начинается самое интересное – как тут быть, как себя вести, что делать?! Не понятно! И вот в этом месте, где и когда уже нельзя, как прежде, здесь и сейчас требуется ясность, осознанность, включённость. И она-то и порождает активность личности. Потому следующий психотерапевтический вопрос такой – «И что Вы в связи с этими переживаниями думаете, намереваетесь, решаетесь делать? На что Вы готовы? Что для Вас было бы важным изменить, несмотря на цену этого?» Это вопрос о мотивации личности к изменениям, её активности, готовности к волевым усилиям по выстраиванию нового позитивного опыта! И по ответу на него можно судить о силе и устойчивости активности человека. Активности поисковой, творческой, конструктивной, реалистичной и деятельной, продуктивной, созидательной. Оценить всё это в психотерапии представляется критичным! Т.е. не столько и не только выспросить у человека – что он переживает, какие эмоции, дать ему поговорить об этом... А и какие переживания осознаны, какие неосознанны, в каком соотношении находятся эмоции, состояния и отношения (чувства), и какого уровня достигает напряжение переживаний. Оценить это важно, ибо так мы можем понять, как личность справляется или не справляется с тем или иным уровнем напряжения переживаний и какие ресурсы для саморегуляции ей доступны. В этом моменте появляется возможность оценить предпринимаемые усилия и их ценность и значимость для жизни человека, в контексте развития его личности. Переживания становятся болезненными вследствие нарушенных взаимоотношений людей. Нарушается иерархичность, связанная с доминантностью и значимостью. Возникает высочайшее напряжение внутри системы отношений, поддерживаемое противоречивостью, нарушенной иерархичностью, которое стагнирует всю систему отношений личности человека и приостанавливает развитие его личности. Противоречивость переживаний, вкупе с неразрешимостью противоречия – это то, что делает их болезненными, вплоть до непереносимости. Это то, что повышает уровень напряжения до психического сбоя, в определённых обстоятельствах: - когда проблема затрагивает центральное, значимое место в системе отношений личности; - противоречие находится между целями и возможностями их достижения, между потребностями и возможностями их удовлетворения; - когда противоречие (проблема) не разрешается продуктивным образом. Понятно, что есть ещё и факторы, которые создают условия для развития патогенности переживаний. Т.е. таких переживаний, которые развиваясь во времени, вызывают невротическое расстройство личности. Этих факторов 4: - личностные особенности; - ресурсы человека (его организм, психические ресурсы, личностные и социальные – био-психо-личностно-социальная модель); - активность (давление) среды; - превышение силы объективных жизненных обстоятельств возможностей личности, которая создаёт неразрешимость противоречия, цели недостижимыми, потребности неудовлетворимыми. В зависимости от того, как складываются обстоятельства конкретного человека, его способности противостояния давлению среды, его ресурсов, его особенностей личностного склада, уровня напряжения его эмоциональных переживаний (который связан со значимостью нарушенных взаимоотношений, глубиной противоречия, возможностью продуктивной переработки противоречия между целями и их достижением…), можно судить о возможностях личности по совладанию с трудной жизненной ситуацией. Далее можно выделять ещё несколько аспектов воздействия напряжения переживаний на человека – такие как: - длительность воздействия; - сила воздействия; - точка приложения воздействия, место сбоя; - масштабность разрушений. Как видно, при определённом стечении обстоятельств, может сломаться любая, прежде устойчивая личность, какой бы крепкой она ни была. Это позволяет оценить потенциал и тенденции развития личности, масштаб и глубину разрушений в личности человека, вызванных болезненностью его переживаний и его возможности восстановления – какого времени и каких усилий будет стоить процесс реконструкции, развития личности. С этого момента и начинается психологическая работа в личностно-ориентированной психотерапии, направленная на реконструкцию системы отношений личности к действительности (включая самое себя и прежде всего, к самой себе). И зачем этим заниматься – тоже понятно – чтобы развиваться, чтобы стать и быть тем, кем, каким стать и быть можешь, достичь и исследовать пределы своих возможностей в этой жизни и при этих конкретных социальных взаимоотношениях – стать и быть реализованной личностью, здоровой личностью. Очевидно, что если у человека другие цели, он может выбрать и другой путь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|