Особенности эмоциональных переживаний трансгендерных людей

Автор статьи: Марина Коваль

Эмоции - это переживания, которые возникают у человека под влиянием общего состояния организма и степени удовлетворения актуальных потребностей. Эмоции сопровождают поведение человека и характеризуют его отношение как к себе лично, так и к окружающей действительности. Говоря об эмоциональных переживаниях мы подразумеваем как и собственно эмоции, так и:

 - аффекты (кратковременные интенсивные  эмоциональные реакции);

- чувства (длительные и стойкие психические состояния);

- настроения (длительные эмоциональные состояния, связанные со слабо или умеренно выраженными эмоциями);  

- эмоциональный стресс (состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания в связи с ограничением возможности удовлетворения потребностей).

Особенности эмоциональных переживаний трансгендерных людей

         Классификации эмоций и чувств разнообразны, единого утвержденного списка базовых эмоций нет, поэтому я выделю те, которые, на мой взгляд, являются основными, а так же те, которые являются актуальными для трансгендерных людей.

         Радость - эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворения потребностей.

         Страх - эмоциональное состояние в результате ощущения или знания о реальной или вероятной опасности. Самая сильная эмоция, которая в своих крайних точках или мобилизирует все силы человека и служит пусковым механизмом активных действий ("бей или беги"), или же парализует ("замри"). В последнем случае, если такое происходит регулярно (основная или единственная реакция на страх) или произошло "застревание" - стоит обратиться к специалисту.    

         Гнев (агрессия, злость) - эмоциональная реакция на возникшее существенное препятствие на пути удовлетворения потребности. В агрессии много силы и энергии, и направив ее в нужное русло можно многого достичь. Важно помнить, что в состоянии аффекта (вспышка агрессии, приступ ярости) не стоит принимать важных решений. Это лучше делать в состоянии, когда вы можете контролировать злость, а не она вас.

         Грусть (печаль, скорбь)- эмоциональная реакция на реальную или кажущуюся таковой невозможность (частичную или полную) удовлетворить потребности. Лучшее, что можно сделать с грустью - признать и прожить ее. Буквально, погрустить грусть, проститься с надеждами на то, чему не суждено свершиться и затем появятся силы начать сначала, приняв тот факт, что ситуация изменилась. Если есть ощущение, что грусть невыносима или затягивает все больше, а тем более, если объективно никаких трагических событий не случилось (или кажется, что нет повода так грустить) - стоит обратиться к специалисту.

         Интерес - эмоционально окрашенное внимание человека к чему-либо.

         Дисфория - злобно-гневливый настрой.

         Отвращение - эмоциональное состояние вызванное контактом с чем-либо, что вступает в резкое противоречие с нравственными, эстетическими установками человека.

         Презрение - эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях в результате рассогласования жизненных взглядов, поведения субъекта с жизненными взглядами и поведением объекта чувства.

         Страдание (переживание боли) - сильная эмоциональная реакция на реальную или кажущуюся таковой невозможность удовлетворить свои потребности. Боль рассматривается как сочетание грусти и злости.

         Зависть - это комбинация злости, интереса и стыда. От преобладания тех или иных компонентов можно охарактеризовать зависть как "белую" (продуктивную) и "черную" (деструктивную). В "белой" зависти преобладает интерес. "Я хочу то, чем не обладаю, то, что есть у другого. Интересно, как он смог это заполучить?" или "Интересно, а что я могу сделать, чтоб у меня это было?". В процессе достижения желаемого человек остается в контакте с реальностью. К примеру, приняв решение о медицинском переходе, такой человек будет искать соответствующих специалистов. В "черной" же зависти преобладает злость, которая может быть направлена на внешний мир, а может быть направлена на самого себя. В таком состоянии человеком движет стремление обладать желаемым любым способом. Так, человек может начать принимать гормоны самостоятельно, не проконсультировавшись с врачом. Это опасно в ситуации с подростками, особенно, если они в группе риска по развитию серьезных осложнений в результате применения гормонов.

         Стыд и Вина занимают особое "почетное" место в жизни трансгендерных людей. И то, и другое состояние возникает в результате осознания несоответствия своих поступков, убеждений, внешнего вида не только ожиданиям окружающих, но и своего собственного предоставления о том, каким человеком следует быть. Чувство вины отягощено ощущением собственной ответственности. К примеру, трансмужчина чувствует вину перед родителями за то, что "лишил" их дочери, которую они родили. Ему кажется, что он несет ответственность за то, чтоб соответствовать ожиданиям тех людей, которые дали жизнь, воспитали. В этом случае важно осознать, что это "ложная" ответственность. Рожая детей родители и правда имеют свои ожидания и надежды, но это не значит, что ребенок несет за это ответственность. Более здоровой реакцией в этом месте будет грусть. "Мне жаль, что я не стал тем ребенком, которого хотели бы видеть родители". После грусти придет принятие того, что да, у родителей были свои ожидания, и да, я имею право чувствовать себя по-другому и выражать себя по-другому.

В работе со стыдом так же важно определить имеются ли реальные основания стыдиться.

         Далеко не всегда на вопрос "Какая эмоция преобладает?" человек способен дать конкретный ответ. Это может касаться как эмоции, которую человек испытывает в данный момент, так и эмоций, связанных с осознанием (или исследованием) своей трансгендерности, принятием того или иного решения касательно совершения трансперехода или детранзишна (обратного перехода к своему биологическому полу).

         Беспокойство (тревога) - внутренняя напряженность, связанная с ожиданием угрожающих событий. Неконтролируемая тревога приводит к тому, что со временем человек начинает тревожиться не о какой-то конкретной проблеме/ситуации, а тревожиться по поводу тревоги.

         Апатия, подавленность, "пофиг" - состояния сниженного настроения, отсутствие внешних выражений эмоций, вплоть до безразличия.

         Вышеуказанные состояния важно отслеживать, так как это могут быть симптомы тревожного расстройства или депрессивного состояния. Если не обратиться за помощью, то последствия могут быть тяжелыми.

         Ведение "Дневника эмоций" поможет познакомиться с собой, своими эмоциями, развить собственный эмоциональный интеллект, проследить динамику и даже сформулировать запрос на работу с психотерапевтом. Записи можно вести по будильнику "каждый час" или "каждые два часа" или же ситуационно, по наплыву эмоций. Тем, кому сложно идентифицировать эмоции, помогут таблицы с названиями и описанием эмоций. Кому совсем тяжело, могут начать с опоры на 4 базовые эмоции: страх, гнев, грусть, радость. То, что я чувствую, на какую из этих эмоций похоже больше и какую степень от 0 до 10 я бы мог дать этой эмоции сейчас. Также, можно подойти к эмоциям через ощущения в теле, дав ответ на вопросы "Что я чувствую в теле? Про какую это эмоцию?". К примеру, сжатые кулаки - про злость, дрожащие колени - про страх. Важно описывать ситуации в результате которых возникали те или иные эмоции. К примеру, человек проследил, что страха становится больше, но реальных критических ситуаций не возникало. Это повод проконсультироваться у специалиста. Людям, которые подавляют свои эмоции, такой дневник может помочь "раскрасить палитру серых эмоциональных будней". Их может удивить тот факт, что все же в их жизни присутствуют разные эмоции, которые не были замечены или не выражались ярко (скажем, эмоция на 3 бала из 10). Или же наоборот, человек удостовериться, что кроме апатии в его настроении ничего  нет. Это сигнал о том, что нужно обратиться за помощью. И захватить с собой этот дневник.

         Литература:

  1. Губенко І.Я. Основи загальної і медичної психології, психічного здоров’я та міжособового спілкування: підручник / І.Я. Губенко, О.С. Карнацька, О.Т. Шевченко. - 2-е вид., переробл. і допов. - К. ВСВ "Медицина", 2018. -   312 с.
  2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д.Менделевич. – 5-е изд. – М. : МЕДпресс-информ, 2005. – 432 с.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2003 — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
  4. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
    В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,- Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

 



Просмотров: 268
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Культура или секс? "Это прилично" или "я хочу"...
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Как распознать сигнал о стрессе? или Что такое "alarm-реакция"?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь