|
Переживания чувства одиночества в структуре адаптационного потенциала личностиАвтор статьи: Радмила Либертас
Аннотация. Статья посвящена проблеме адаптационных возможностей человека, которая является системообразующей для предмета «Клиническая психология». Рассматривается юношеский возраст, где одной из основных задач развития является нахождение идентичности, которое в современном мире усложняется из – за темпа и масштаба перемен, хаоса возможностей и многовариативности путей самоопределения. Исследуются характер взаимосвязи уровня психического здоровья человека, личностного адаптационного потенциала и субъективного переживания одиночества. Полученные результаты корреляционного анализа сталкивают с актуальной ситуацией развития нашего общества и с дуализмом имеющихся в настоящее время эталонов здоровья – адаптационного и антропоцентрического, а также с проблемой разграничения аллопластической и аутопластической адаптации. Ключевые слова: одиночество, юношеский возраст, личностный адаптационный потенциал, аллопластическая адаптация, аутопластическая адаптация, здоровье, адаптационный эталон здоровья, антропоцентрический эталон здоровья. Постановка проблемы. Одиночество – это одна из наиболее серьезных социальных проблем современности, не знающее классовых, расовых или возрастных границ. Проблема одиночества возникла не сегодня, однако в условиях современного постиндустриального общества она стала одной из наиболее актуальных для человечества в глобальном масштабе. В наиболее общем виде одиночество можно определить как осознаваемое, добровольное или вынужденное психологическое состояние переживания себя как не вовлеченного в связи с другими людьми [2, с. 108]. Для адекватного понимания феномена одиночества необходимо различать болезненное переживание одиночества как проблемы и переживания, связанные с уединением, которые могут быть позитивными [6, с.19]. В частности, способность находится наедине с собой – то есть способность к уединение – в юношеском возрасте позволяет решить основные задачи развития данного периода. От того как пройдет решение этих задач зависит степень адаптации юношей в обществе. Следует отметить, что адаптация является одним из критериев психического здоровья, которые были выделены Всемирной организацией здравоохранения, а, следовательно, проблема адаптации является и системообразующей для предмета «Клиническая психология» [1]. Сегодня взросление происходит в существенно изменившихся условиях. С одной стороны, общество предъявляет высокие требования к взрослеющему поколению, с другой стороны, происходит удлинение периода юности, которое связано с поиском своей идентичности. Социальная ситуация развития заметно усложняется – условия неопределенности, размытости и неустойчивости ценностных ориентиров общества, хаос возможностей и как следствие многовариативность путей самоопределения [8, с.130]. Адаптация к новым условиям, переживание периода неопределенности неизбежно влечет за собой психологический стресс у индивида, так называемый стресс адаптации. Если одиночество переживается как проблема, то это еще больше усугубляет адаптацию, так как человек избегая переживания одиночества убегает и сам от себя [3, с. 202]. В этом бегстве заключается невозможность осознать и понять себя, а, следовательно, определить в каком направлении и как необходимо действовать именно ему [5, с.38]. Здесь вспомним, что К. Роджерс определял одиночество как проявление слабой приспособляемости личности, а причиной его называл феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я» [7]. Цель статьи. Исследование особенностей переживания одиночества учащимися юношеского возраста с разным уровнем личностного адаптационного потенциала проходило в 2017 году среди студентов Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также среди студентов Амурского государственного университета. В исследовании приняли участие 68 человек – это студенты технической и гуманитарной направленности очной формы обучения в возрасте от 17 до 20 лет. Результаты исследования. Для определения уровня позитивного и проблемного переживания чувства одиночества был использован «Дифференциальный опросник переживания одиночества». Для определения личностного адаптационного потенциала (ЛАП) и дезадаптационных нарушений – многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», который был разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным. Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Для изучения уровня психического здоровья использовался тест нервно – психической адаптации И.Н. Гурвич. По своему содержанию категории шкалы психической адаптации в данном тесте соответствуют группировке состояний психического здоровья С.Б. Семичова, модифицированной для придания континууму «здоровье – болезнь» необходимой однонаправленности [10, с.151]. Для оценки взаимосвязи между определенной группой здоровья и уровнем личностного адаптационного потенциала респондентов использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Корреляционный анализ показал статистически значимую связь r = -0,605 (при p = 0.05 и n = 68, отвергается). Следует отметить, что эта связь обратно пропорциональной зависимости, то есть чем выше показатель личностного адаптационного потенциала, тем ниже группа здоровья (Рисунок 1). психического здоровья (по Гурвич И.Н.) В целом, можно отметить, что респонденты с высоким уровнем личностного адаптационного потенциала (хороших адаптационных способностей) относятся к первой группе психического здоровья, то есть здесь предполагается абсолютное здоровье и эту группу составляют 20,59 % из всех исследуемых. Респонденты с низким показателем личностного адаптационного потенциала относятся к пятой группе психического здоровья, то есть это студенты, у которых имеются существенные признаки патологии или вероятно болезненное состояние – психическая дезадаптация – 23,53 % респондентов. Далее, используя коэффициент ранговой корреляции Спирмена, мы получили высокий показатель достоверности взаимосвязи общего переживания чувства одиночества и группой психического здоровья у испытуемых – статистически значимая положительная связь r = 0,578 (при p = 0,01 и n = 68, отвергается) (Рисунок 2). Рисунок 2 – Взаимосвязь общего переживания одиночества с уровнем психической дезадаптации (по Гурвич И.Н.) В целом, анализируя полученный график, можно отметить, что чем выше показатели общего переживания одиночества, тем более выражены показатели психической дезадаптации. То есть чем более выражены переживания изоляции, нехватка эмоциональной близости или контактов с людьми, в целом осознание респондентом себя как одинокого, тем вероятнее возникновение предболезненых состояний и самой болезни [9, с. 9]. Всё это свидетельствует о том, что когда человек осознает себя как одинокого, это влияет в целом на его функционирование, то есть это затрагивает все сферы его жизни. Далее, следует отметить важность дифференцированной психологической диагностики не только самого переживания одиночества, но и отношения личности к одиночеству, то есть переживание одиночества как проблемы либо позитивное переживание одиночества как радость и ресурс уединения [4, с. 43]. Поэтому следующим шагом было выявление взаимосвязи между разным отношением к одиночеству и группой психического здоровья. Корреляционный анализ показал статистически значимую положительную связь r = 0,442 (при p = 0,01 и n = 68, отвергается), что является высоким показателем достоверности взаимосвязи позитивного переживания одиночества и группой психического здоровья у испытуемых. Корреляция между переживанием одиночества как проблемы и группой психического здоровья не достигает уровня статистической значимости r = 0,069 (при p = 0,05 и n = 68, принимается) (Рисунок 3). Рисунок 3 – Структура переживания одиночества и выраженность ЛАП в группах психического здоровья (по Гурвич И.Н.)
Анализируя рисунок, можно отметить, что чем выше уровень позитивного переживания одиночества, тем ниже показатели личностного адаптационного потенциала, а, следовательно, и группа психического здоровья выше. Полученные данные могут свидетельствовать о проявлении психологической защиты: «мне сложно адаптироваться в обществе, зато мне одному хорошо». Тем не менее, здесь важно разграничивать два эталона здоровья и соответствующие им виды адаптации. Адаптационный эталон здоровья - здесь нет четкого определения, что же такое «здоровье», скорее адаптационная модель больше объясняет патологические феномены, которые основаны на конфликте биологического и социального. И здоровый человек здесь – это тот, кто смог приспособиться к окружающей среде, подстроиться под нее, то есть изменить себя, в ответ на воздействия внешнего мира – аутопластическая адаптация. Часто, стремясь сохранить безопасность в социальном (внешнем) мире, человек утрачивает связь со своим внутренним миром. Когда теряется эта связь, появляется страх переживания одиночества, а следовательно одиночество переживается как проблема[3, с.201]. Антропоцентрический эталон здоровья рассматривает здоровье как всестороннюю самореализацию или раскрытие творческого и духовного потенциала личности, что соответствует термину самоактуализации в гуманистической психологии. Люди с высоким уровнем самоактуализации не бояться остаться наедине с собой, так как одиночество воспринимается как позитивный аспект, возможность для уединения. И здесь проявляется другой вид адаптации – аллопластическая адаптация, под которой подразумевается тип приспособления к окружающей среде с помощью ее изменения. Выводы. Это разграничение видов адаптации позволяет по-другому взглянуть на полученные результаты. Следует отметить, что все психологические тесты на выявление уровня адаптации и, в частности на выявление личностного адаптационного потенциала, измеряют именно первый вид адаптации, то есть аутопластическую адаптацию, то насколько человек готов подстраиваться под воздействия окружающего мира. Степень готовности и способности изменять себя показывает уровень адаптации человека в обществе, а, так как адаптационные возможности выступают в качестве меры здоровья, то показывает и уровень психического здоровья. Следовательно, если человек вместо аутопластической адаптации выбирает второй вариант – аллопластическую, то он по результатам тестов будет считаться нездоровым и имеющим проявления дезадаптации в обществе. Согласно концепции И.Н. Гурвич здоровые люди – это люди, которые аутопластически адаптируются. В юношеском возрасте задачей данного возраста является аллопластическая творческая адаптация с поиском нового места в жизни. И это определяет слом старых адаптивных механизмов и развитие новых, что мы и видим на рисунке 3. То есть кризис юношеского возраста кризис самоопределения сопровождается поворотом на себя что определяет увеличение выраженности позитивного переживания одиночества, однако мы видим в данном исследовании, что ЛАП при этом снижается, что является неожиданным для нас. Вспоминаем о том, что ЛАП это параметр аутопластической адаптации, и соответственно адаптационного эталона здоровья, а позитивное переживание одиночества – это термин который был введен гуманистическими психологами и психотерапевтами, отражает аллопластическую модель адаптации и соответственно принадлежит антропоцентрическому эталону здоровья. Таким образом, в нашей работе столкнулись два эталона, которые в принципе несовместимы, и это послужило основанием тех результатов, которые мы получили и это действительно новые результаты. Мы сталкиваемся с актуальной ситуацией развития нашего общества и с дуализмом имеющихся в настоящее время эталонов здоровья – адаптационного и антропоцентрического, а также с проблемой разграничения аллопластической и аутопластической адаптации, которая до настоящего времени не рассматривалась, но требует решения для получения достоверных результатов исследования.
Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|