Переживания чувства одиночества в структуре адаптационного потенциала личности

Автор статьи: Радмила Либертас

Аннотация. Статья посвящена проблеме адаптационных возможностей человека, которая является системообразующей для предмета «Клиническая психология». Рассматривается юношеский возраст, где одной из основных задач развития  является нахождение идентичности, которое в современном мире усложняется из – за темпа и масштаба перемен, хаоса возможностей и многовариативности путей самоопределения. Исследуются характер взаимосвязи уровня психического здоровья человека, личностного адаптационного потенциала и субъективного переживания одиночества. Полученные результаты корреляционного анализа сталкивают с актуальной ситуацией развития нашего общества и с дуализмом имеющихся в настоящее время эталонов здоровья – адаптационного и антропоцентрического, а также с проблемой разграничения аллопластической и аутопластической адаптации.

Ключевые слова: одиночество, юношеский возраст, личностный адаптационный потенциал, аллопластическая адаптация, аутопластическая адаптация, здоровье, адаптационный эталон здоровья, антропоцентрический эталон здоровья.

Постановка проблемы. Одиночество – это одна из наиболее серьезных социальных проблем современности, не знающее классовых, расовых или возрастных границ. Проблема одиночества возникла не сегодня, однако в условиях современного постиндустриального общества она стала одной из наиболее актуальных для человечества в глобальном масштабе.

В наиболее общем виде одиночество можно определить как осознаваемое, добровольное или вынужденное психологическое состояние переживания себя как не вовлеченного в связи с другими людьми [2, с. 108]. Для адекватного понимания феномена одиночества необходимо различать болезненное переживание одиночества как проблемы и переживания, связанные с уединением, которые могут быть позитивными [6, с.19].

В частности, способность находится наедине с собой – то есть способность к уединение – в юношеском возрасте позволяет решить основные задачи развития данного периода. От того как пройдет решение этих задач зависит степень адаптации юношей в обществе. Следует отметить, что адаптация является одним из критериев психического здоровья, которые были выделены Всемирной организацией здравоохранения, а, следовательно, проблема адаптации является и системообразующей для предмета «Клиническая психология» [1].

Сегодня взросление происходит в существенно изменившихся условиях. С  одной  стороны,  общество  предъявляет  высокие требования  к  взрослеющему  поколению, с  другой  стороны,  происходит удлинение  периода  юности, которое связано с  поиском  своей  идентичности. Социальная ситуация развития заметно усложняется – условия неопределенности, размытости и неустойчивости ценностных ориентиров общества, хаос возможностей и как следствие многовариативность путей самоопределения [8, с.130].

Адаптация к новым условиям, переживание периода неопределенности неизбежно влечет за собой психологический стресс у индивида, так называемый стресс адаптации.  Если одиночество переживается как проблема, то это еще больше усугубляет адаптацию, так как человек избегая переживания одиночества убегает и сам от себя [3, с. 202]. В этом бегстве заключается невозможность осознать и понять себя, а, следовательно, определить в каком направлении  и как необходимо действовать именно ему [5, с.38].  Здесь вспомним, что К. Роджерс определял одиночество  как проявление слабой приспособляемости личности, а причиной его называл феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я» [7].

Цель статьи. Исследование особенностей переживания одиночества учащимися юношеского возраста с разным уровнем личностного адаптационного потенциала проходило в 2017 году среди студентов Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также среди студентов Амурского государственного университета.  В исследовании приняли участие 68 человек – это студенты технической и гуманитарной направленности очной формы обучения в возрасте от 17 до 20 лет.

Результаты исследования. Для определения  уровня позитивного и проблемного переживания чувства одиночества был использован «Дифференциальный опросник переживания одиночества». Для определения личностного адаптационного потенциала (ЛАП) и дезадаптационных нарушений  – многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», который был разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным. Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Для изучения уровня психического здоровья использовался тест нервно – психической адаптации И.Н. Гурвич. По своему содержанию категории шкалы психической адаптации в данном тесте соответствуют группировке состояний психического здоровья С.Б. Семичова, модифицированной для придания континууму «здоровье – болезнь» необходимой однонаправленности [10, с.151].

Для оценки взаимосвязи между определенной группой здоровья и уровнем личностного адаптационного потенциала респондентов использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Корреляционный анализ показал статистически значимую связь r = -0,605 (при p = 0.05 и n = 68,  отвергается). Следует отметить, что эта связь обратно пропорциональной зависимости, то есть чем выше показатель личностного адаптационного потенциала, тем ниже группа здоровья (Рисунок 1).

 Переживания чувства одиночества в структуре адаптационного потенциала личности
Рисунок 1 – Личностный адаптационный потенциал в разных группах

психического здоровья (по Гурвич И.Н.)

 В целом, можно отметить, что респонденты с высоким уровнем личностного адаптационного потенциала (хороших адаптационных способностей)  относятся к первой группе психического здоровья, то есть здесь предполагается абсолютное здоровье и эту группу составляют 20,59 %  из всех исследуемых. Респонденты с низким показателем личностного адаптационного потенциала  относятся к пятой группе психического здоровья, то есть это студенты, у которых имеются существенные признаки патологии или вероятно болезненное состояние – психическая дезадаптация – 23,53 % респондентов.

Далее, используя коэффициент ранговой корреляции Спирмена, мы получили высокий показатель достоверности взаимосвязи общего переживания чувства одиночества и группой психического здоровья у испытуемых – статистически значимая положительная связь r = 0,578 (при p = 0,01 и n = 68,  отвергается) (Рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Взаимосвязь общего переживания одиночества с уровнем психической дезадаптации (по Гурвич И.Н.)

 В целом, анализируя полученный график, можно отметить, что чем выше показатели общего переживания одиночества, тем более выражены показатели психической дезадаптации. То есть чем более выражены переживания изоляции, нехватка эмоциональной близости или контактов с людьми, в целом осознание респондентом себя как одинокого, тем вероятнее возникновение предболезненых состояний и самой болезни [9, с. 9]. Всё это свидетельствует о том, что когда человек осознает себя как одинокого, это влияет в целом на его функционирование, то есть это затрагивает все сферы его жизни.

Далее, следует отметить важность дифференцированной психологической диагностики не только самого переживания одиночества, но и отношения личности к одиночеству, то есть переживание одиночества как проблемы либо позитивное переживание одиночества как радость и ресурс уединения [4, с. 43]. Поэтому следующим шагом было выявление взаимосвязи между разным отношением к одиночеству и группой психического здоровья.

Корреляционный анализ показал статистически значимую положительную связь r = 0,442 (при p = 0,01 и n = 68,  отвергается), что является высоким показателем достоверности взаимосвязи позитивного переживания одиночества и группой психического здоровья у испытуемых. Корреляция между переживанием одиночества как проблемы и группой психического здоровья не достигает уровня статистической значимости r = 0,069 (при p = 0,05 и n = 68,  принимается) (Рисунок 3).



Рисунок 3 – Структура переживания одиночества и выраженность ЛАП

в группах психического здоровья (по Гурвич И.Н.)

 

Анализируя рисунок, можно отметить, что чем выше уровень позитивного переживания одиночества, тем ниже показатели личностного адаптационного потенциала, а, следовательно, и группа психического здоровья выше. Полученные данные могут свидетельствовать о проявлении психологической защиты: «мне сложно адаптироваться в обществе, зато мне одному хорошо».  Тем не менее, здесь важно разграничивать два эталона здоровья и соответствующие им виды адаптации.

Адаптационный эталон здоровья - здесь нет четкого определения, что же такое «здоровье», скорее адаптационная модель больше объясняет патологические феномены, которые основаны на конфликте биологического и социального. И здоровый человек здесь – это тот, кто смог приспособиться к окружающей среде, подстроиться под нее, то есть изменить себя, в ответ на воздействия внешнего мира – аутопластическая адаптация. Часто, стремясь сохранить безопасность в социальном (внешнем) мире, человек утрачивает связь со своим внутренним миром. Когда теряется эта связь, появляется страх переживания одиночества, а следовательно одиночество переживается как проблема[3, с.201].

Антропоцентрический эталон здоровья рассматривает здоровье как всестороннюю самореализацию или раскрытие творческого и духовного потенциала личности, что соответствует термину самоактуализации в гуманистической психологии. Люди с высоким уровнем самоактуализации не бояться остаться наедине с собой, так как одиночество воспринимается как позитивный аспект, возможность для уединения. И здесь проявляется другой вид адаптации – аллопластическая адаптация,  под которой подразумевается тип приспособления к окружающей среде с помощью ее изменения.

Выводы. Это разграничение видов адаптации позволяет по-другому взглянуть на полученные результаты. Следует отметить, что все психологические тесты на выявление уровня адаптации и, в частности на выявление личностного адаптационного потенциала, измеряют именно первый вид адаптации, то есть аутопластическую адаптацию, то насколько человек готов подстраиваться под воздействия окружающего мира. Степень готовности и способности изменять себя показывает уровень адаптации человека в обществе, а, так как адаптационные возможности выступают в качестве меры здоровья, то показывает и уровень психического здоровья.  Следовательно, если человек вместо аутопластической адаптации выбирает второй вариант – аллопластическую, то он по результатам тестов будет считаться нездоровым и имеющим проявления дезадаптации в обществе.

Согласно концепции И.Н. Гурвич здоровые люди – это люди, которые аутопластически адаптируются. В юношеском возрасте задачей данного возраста является аллопластическая творческая адаптация с поиском нового места в жизни. И это определяет слом старых адаптивных механизмов  и развитие новых, что мы и видим на рисунке 3. То есть кризис юношеского возраста кризис самоопределения  сопровождается поворотом на себя что определяет увеличение выраженности позитивного переживания одиночества, однако мы видим в данном исследовании, что ЛАП при этом снижается,  что является неожиданным для нас.

Вспоминаем о том, что ЛАП это параметр аутопластической адаптации, и соответственно адаптационного эталона здоровья, а позитивное переживание одиночества – это термин который был введен гуманистическими психологами и психотерапевтами, отражает аллопластическую модель адаптации и соответственно принадлежит антропоцентрическому эталону здоровья. Таким образом, в нашей работе столкнулись два эталона, которые в принципе несовместимы, и это послужило основанием тех результатов, которые мы получили и это действительно новые результаты.  

Мы сталкиваемся с актуальной ситуацией развития нашего общества и с дуализмом имеющихся в настоящее время эталонов здоровья – адаптационного и антропоцентрического, а также с проблемой разграничения аллопластической и аутопластической адаптации, которая до настоящего времени не рассматривалась, но требует решения для получения достоверных результатов исследования. 

 

Список литературы

  1. Алехин, А.Н. Актуальные проблемы клинической психологии в условиях инновационных преобразований общества и задачи профессиональной подготовки специалистов [Электронный ресурс] / А.Н. Алехин // Cyberleninka.ru: офиц. сайт. – 24.07.2014. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru /article/n/aktualnye-problemy-klinicheskoy-psihologii-v-usloviyah-innovatsionnyh-preobrazovaniy-obschestva-i-zadachi-professionalnoy-podgotovki. – 24.10.2017.
  2. Леонтьев, Д.А Экзистенциальный смысл одиночества / Д.А. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. – 2011. – № 2. – С. 101-108.
  3. Либертас, Р.Н. Переживание одиночества – шанс быть собой / Р.Н. Либертас, С.В. Смирнова // Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире. – 2017. – № 21. – С. 199-204.
  4. Либертас, Р.Н. Позитивное переживание чувства одиночества и возможности его развития / Р.Н. Либертас, С.В. Смирнова // Научно-практический журнал «Аспирант». – 2016. – № 7. – С. 41-44.
  5. Лэнгле, А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенииальный феномен / А. Лэнгле // Московский психотерапевтический журнал. – 2002. – № 2. – С. 34-58. 
  6. Неумоева, Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: диссертация / Е.В. Неумоева. – Самара: Вектор-Бук, 2005. – 42 с.
  7. Перлман, Д. Теоретические подходы к одиночеству [Электронный ресурс] / Д. Перлман // Lib.rin.ru: офиц. сайт. – 11.08.2016. – Режим доступа: http://lib.rin.ru/doc /i/16474p.html. – 10.11.2017.
  8. Поливанова, К.Н. Новое детство: вызов культурно-исторической теории? / К.Н. Поливанова. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2011. – 134 с.
  9. Рождественский, Д.С. Цивилизация и «болезни одиночества» /
    Д.С. Рождественский. – Новосибирск: НГПУ, 2006. – 304 с.
  10. Смирнова, С.В. Здоровье студентов; медицинские, социальные и психологические аспекты / С.В. Смирнова // Физическая культура, спорт, здоровье: проблемы, ценности, решения: материалы международной научно-практической конференции. – 2003. – № 18. – С. 150-153.


Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Позиционирование психолога: эталон психического здоровья?
  • Качество идентичности как критерий психического здоровья личности
  • Проблема критериев психического здоровья
  • Связь уровня эмпатии чувство субъективного одиночества в юношеском возрасте
  • 16 признаков психического здоровья. Проверь себя!
  • Постоянство себя и объекта. Признаки психического здоровья по Нэнси Мак-Вильямс.
  • О двух способах переживания одиночества
  • Эмоциональные особенности переживания одиночества
  • Идентичность как интегративный критерий психического здоровья личности
  • Родительские послания, которые ведут к нарушениям психического здоровья
  • Особенности переживания одиночества после развода у мужчин и женщин
  • Современная психологическая модель психического здоровья.
  • Обоснование психологической модели психического здоровья
  • Виды социального воздействия как проявления личностного здоровья и личностной патологии
  • Способность восстанавливаться после стресса. Признак психического здоровья.
  • Условия существования понятия психического здоровья
  • Нормы психического здоровья
  • Формула психического здоровья
  • Континуум психического здоровья
  • Психологическая модель психического здоровья как средство мышления практического психолога
  • Онтологическая безопасность, как фундирующий компонент психического здоровья
  • Онтологическая безопасность, как фундирующий компонент психического здоровья
  • Лечить или адаптировать к жизни. Норма психического здоровья
  • Польза садоводства для психического здоровья
  • 16 составляющих психического здоровья (по Н. Мак Вильямс).
  • Всемирный День психического здоровья
  • Топ-5 средств Аюрведы для психического здоровья
  • Мандала на страже психического здоровья
  • Залог психического здоровья ребенка - ...
  • Всемирный день психического здоровья



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь