Проблема критериев психического здоровья

Автор статьи: Геннадий Малейчук

 

Возникновение в нашей стране профессии «практический психолог» акцентировало внимание на человеке не как носителе симптомов, а как активном «творце» своего здоровья, что обусловило интерес и практическую необходимость уточнения термина «психическое здоровье» и его критериев.

Понятие психического здоровья, определяемое в рамках существующих  медицинской и патопсихологической модели, выступая в качестве средства мышления в современных теоретических и прикладных аспектах психологии и психиатрии, сегодня уже не соответствуют тенденциям гуманизации, свойственным развитию современного общества, а также запросам психологической практики. В настоящее время происходит постепенный, но уверенный переход от патоцентрической (ориентация на болезнь, патологию, лечение) к современной саноцентрической модели (ориентация на здоровье, оздоровление, профилактику) психического здоровья. В публикациях последних лет по психологии всё настойчивее чувствуется призыв к амплификации понятия «психическое здоровье» в сторону психологической составляющей (В.И. Слободчиков, И.В. Дубровина, А.В. Шувалов, О.В. Хухлаева и др.). Вышеназванные авторы предлагают ввести новый термин – «психологическое здоровье». Однако в отношении данного термина до сих пор сохраняется двусмысленная ситуация: с одной стороны, психологическое здоровье рассматривается как смыслообразующая и системообразующая категория практикующего психолога, как критерий эффективности функционирования личности; с другой – психологическое здоровье остается метафорой, не имеющей определенного научного содержания [1].

Таким образом, можно утверждать, что сегодня в психологии назрела необходимость разработки психологической концепции «психического здоровья» с уточнением как самого этого понятия, так и критериев, определяющих его содержание и качество.

Говоря о феномене психического здоровья, мы будем рассматривать его на двух уровнях проявления: внешнем (объективном) – с точки  зрения наблюдателя (врача, психолога), и внутреннем, или субъективном – с точки зрения самого человека, переживающего себя как здорового или нездорового. Таким образом, мы будем говорить о двух уровнях проявления данного феномена – с позиций исследователя и исследуемого, объективном и субъективном.

Внешний уровень проявления психического здоровья представлен отсутствием проявлений заболевания – симптомов, синдромов, что составляет клиническую картину здоровья. Внутренний уровень представлен в виде комплекса переживаний человека, составляющих его внутреннюю картину здоровья (ВКЗ) и внутреннюю картину болезни (ВКБ). По мнению В.Е. Кагана, «внутренняя картина здоровья» является интегративным, целостным представлением человека о здоровье, «для себя знанием», которое создает условия для сохранения его Я-концепции, а тем самым сохранения его психического здоровья» [2].

В зависимости от того, какой из уровней становится ведущим в определении здоровья, сложились два основных подхода к пониманию проблемы психического здоровья:

1) понимание здоровья «от болезни» (патоцентрическая модель здоровья);

2) понимание здоровья «от здоровья» (саноцентрическая модель).

В рамках первого подхода здоровье человека в целом (тем более, психическое здоровье) определяется отсутствием симптомов и синдромов заболеваний, жалоб и болей, объективных нарушений в функционировании разных систем организма. При этом внимание исследователей уделяется преимущественно описанию и изучению проявлений болезни, нездоровья в психике больных.

В рамках второго подхода понятие здоровья приобретает более «позитивный статус». Оно начинает определяться с учетом наличия индивидуальных ресурсов и возможностей человека, его способности к адаптации и развитию, самореализации и самосовершенствованию. Внимание ученых акцентируется на здоровых проявлениях психики здоровых, творческих людей (например, изучается «внутренняя картина здоровья», способность к самоактуализации и др.). Происходит постепенный, но уверенный переход от патоцентричной (ориентация на болезнь, патологию, лечение) к современной саноцентричной модели (ориентация на здоровье, оздоровление, профилактику) психического здоровья [3].

Ученые, обращаясь к понятию «психическое здоровье», понимают его либо в рамках первого, либо второго, обозначенных выше, подходов, используя при этом один и тот же термин «психическое здоровье». Но при этом вкладывают в этот термин разное содержание. Это является причиной терминологической путаницы, приводит к непониманию между специалистами.

Чаще всего исследователи для определения понятия психического здоровья исходят из определения психического нездоровья, или болезни. Такой подход позволяет, определив содержание понятия психической болезни, уточнять понятие психического здоровья. Однако, как указывал Ю.А. Александровский, "применяемые в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно строятся на негативной, зачастую субъективной основе, подчеркивающей факторы, которых в "норме" быть не должно. Попытки же позитивной оценки "нормальной" психической деятельности крайне редки" [4, с. 36].

В качестве примера приведем несколько определений психического здоровья, данных разными учеными:

  1. Психическое здоровье – состояние индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и адекватные формы поведения [3].
  2. Психическое здоровье – состояние психического благополучия и комфорта, человек адекватно адаптируется к стрессовым ситуациям и хорошо приспосабливается к изменениям окружающей среды [5].
  3. Психическое здоровье – неточный термин, используемый преимущественно врачами и психологами. Этим термином обозначается состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности [6].
  4. Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности [7].
  5.  «Психическое здоровье» – термин противоположный термину «психическая болезнь». Психическое здоровье используется для обозначения того, кто функционирует на высоком уровне поведенческого и эмоционального регулирования и адаптивности, а не того, кто не является психическим больным [8].
  6. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера [9].
  7. Психическое здоровье – понятие, имеющее ряд признаков: нормальная функция организма на всех уровнях его организации; динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой; способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде; способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений, то есть оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения; принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов [4].
  8. Психическое здоровье – это состояние психики, обусловленное генетическими и врожденными особенностями, которое позволяет индивиду как бессознательно, так и осознанно, осмысленно и адекватно познавать, формировать психологические образы нормы поведения определенного социума в соответствии с принятыми в нем ценностями и реагировать на его воздействия в деятельности [10].
  9. Психическое здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, повреждений. Это совершенство организма, жизненная надежность и гармония функций [11].
  10. Психическое здоровье – зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, мера способности человека трансцендировать свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире [12].
  11. Психическое здоровье – зрелость личности, проявляющаяся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность спонтанна и внутренне свободна [13].
  12. Психическое здоровье – состояние благополучия, в котором индивидуум понимает собственные способности, может справляться с нормальными напряжениями жизни, стрессом, может работать продуктивно и плодотворно, и способен внести вклад в развитие общества [14].
  13. Психическое здоровье – универсальная способность, которая объединяет в себе и общие моменты проявления способности как готовности к адаптации, и элементы специальных способностей, которые предопределяют готовность к адаптации к специфическим видам и условиям деятельности. Поэтому психическое здоровье как способность характеризуется динамичностью и может быть развито до определенного уровня или состояния [15].
  14. Психическое здоровье – потребность в самореализации человека как личности. В понятии психического здоровья присутствуют два ключевых слова: сила, или мощность, и гармония. Для психически здоровой личности характерна устойчивая позитивная «Я-концепция» [15].
  15. Психическое здоровье – душевное благополучие, уравновешенность (с собственным «Я» и социальной средой), соответствие субъективных образов и переживаний значению жизненных событий [16].

Анализируя приведенные определения психического здоровья, можно констатировать, что среди исследователей нет единой точки зрения на этот феномен. Приведенные  выше авторы определяют его как:

  •  Состояние (1,2,3,4, 7, 9, 12,13);
  •  Процесс (6, 11)
  •  Потребность (15)
  • Способность (8, 11, 12, 14)
  • Функция (6, 8)
  • Баланс, равновесие, гармония (8, 15, 16)

Часть определений психического здоровья содержат его субъективные показатели (15,16), другая часть – объективные (5,6,8,9,14). Среди объективных показателей чаще всего встречаются: продуктивная и плодотворная работа, адаптация, приспособление к окружающей среде, отсутствие болезни и болезненных состояний и проявлений, полноценное выполнение основных социальных функций, адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Субъективные проявления следующие: душевное благополучие и душевный комфорт.

Большая же часть определений содержит как объективные, так и субъективные показатели и является комплексной (1,2,3,4,7,10,11,12,13). Чаще других встречаются следующие критерии: динамическое равновесие организма, целостность, состояние душевного благополучия, адекватная регуляция поведения, потребность в самореализации и развитии, способность приспосабливаться, потребность в самореализации и развитии.

Исследователи, занимавшиеся изучением психического здоровья и его критериев, чаще всего подходят к его определению комплексно. Рассмотрим некоторые из них.

Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц к критериям психического здоровья относят: адаптацию, социализацию и индивидуализацию, считая при этом внешними критериями – адаптацию и социализацию, а внутренним  критерием – индивидуализацию «как проявление закономерностей индивидуальной жизни человека» [17, с. 168].

З.Н. Гришанова и Е.В. Левченко, опираясь на «концепцию позитивного здоровья», также выделяют ряд критериев психического здоровья человека: принятие ответственности за свою жизнь, самопонимание и принятие себя, умение жить в настоящем моменте (времени), осмысленность индивидуального бытия (собственной жизни), способность к пониманию и принятию других людей [18, с. 91].

Jahoda выделяет следующие критерии психического здоровья: позитивная установка по отношению к собственной личности, самореализация, интегрированная личность, автономность и самодостаточность, адекватность восприятия действительности, компетентность в преодолении требований окружающего мира [19].

И.Н. Гурвич выделяет такие критерии позитивного психического здоровья:

  • аттитюды к «Я»;
  • рост, развитие, самоактуализация личности;
  • интеграция личности, автономия;
  • адекватность восприятия реальности;
  • мастерство и компетентность в отношении окружения [20].

Н.Д. Лакосина и Г.К. Ушаков предлагают следующие критерии психического здоровья:

  • причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  • соответствующая возрасту человека зрелость чувств;
  • постоянство места проживания;
  • максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности;
  • гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;
  • критический подход к обстоятельствам жизни;
  • способность к самоуправлению поведением в соответствии с нормами, установившимися в различных коллективах;
  • адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
  • способность планировать и осуществлять свой жизненный путь [21].

С.Ю. Головин в качестве критериев психического здоровья выделяет следующие:

  • соответствие субъективных образов отражаемыми объектами действительности и характера реакций – внешним раздражителем, значению жизненных событий;
  • адекватный возрасту уровень зрелости личности сфер, эмоционально – волевой и познавательной;
  • адаптивность в микросоциальных отношениях;
  •  способность разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении [22].

Критерии психического здоровья человека (по ВОЗ):

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе, к своей психической деятельности и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте стрессовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную деятельность и реализовывать свои намерения;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств [23].

Рассматриваемые авторы, характеризуя содержание психического здоровья, выделяют наряду с объективными субъективные критерии этого феномена. В этой связи, мы должны говорить не только о внешних критериях психического здоровья, т.е. критериях с точки зрения наблюдателя, проявляющихся в содержании понятия «норма», а рассматривать психическое здоровье с позиции самого человека, субъективной нормы, проявляющихся в переживаниях себя как здорового, или внутренней картины здоровья (ВКЗ). Проблема нормы продолжает оставаться центральной для психологии здоровья, но здесь возникает новое понимание психической нормы как нормы развития.

Таким образом, при оценке психического здоровья необходим комплексный подход, рассматривающий данный феномен в единстве объективных и субъективных проявлений.

Таблица 1 – Проявления психического здоровья

 

Виды здоровья

 

Психическое здоровье

 

объективное

 

субъективное

 

Критерии оценки

Внешние (адаптация, социализация)

внутренние (самосознание, идентификация, внутренняя картина здоровья, конгруэнтность и др.)

Предмет изучения

Медицина, психофизиология

 

Психология, валеология

 

Анализ подходов к пониманию проблемы «психического здоровья» в психологии показывает, что происходит постепенный переход от патоцентрической (акцент на болезнь, патологию, лечение) к саноцентрической модели (акцент на здоровье, оздоровление, профилактику) психического здоровья.

Однако, несмотря на наметившиеся сдвиги саноцентрические  критерии еще не определены в достаточной степени, поскольку их предмет, теоретические и практические задачи находятся в стадии становления. Объект исследования и приложения сил валеологии и психологии здоровья также уточняется. На сегодняшний день ими считаются практически здоровый человек и человек в ситуации предболезни [3]. Внутренние, субъективные критериипсихического здоровья не находят в медицинской модели должного внимания.

 

Литература:

 

  1. Шувалов, А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2003. – № 6.
  2.  Каган, В.Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? / В. Е. Каган // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 86–89.
  3. Бойко, О.В. Охрана психического здоровья : учеб. пос. для студ. высш. уч. завед. / О.В. Бойко. – М. : Академия, 2004, С. 6–7.
  4. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства : руководство для врачей / Ю.А. Александровский. – М. : Медицина, 1993. – 400 с.
  5. Краткий медицинский словарь // авт. сост. С.Л. Кабак, Д.И. Романовский. – Минск : Новое знание, 2004.
  6. Колбанов, В.В. Валеология / В.В. Колбанов. – СПб. : ДЕАН, 2001.
  7. Психология : словарь // под ред. М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского /сост. Л.А. Карпенко. – М. : 2003. – C. 30.
  8. Большой толковый психологический словарь / Артур Ребер ; пер. с англ. – М. : АТС, Вече, 2001. – Т. 2.
  9.  Александровский, Ю.А, Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. – М. : Наука, 1976. – 272 с. Башкирева, Т.В. Общие критерии психического, психологического, социального здоровья / Т.В. 

10. Башкирева // Мир психологии, 2007. – № 2. – С. 140–151.

11. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000.

12. Калитиевская, Е.Р. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии / Е.Р. Калитиевская, В.И. Ильичева // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16. – № 1. – С.115–121.

13. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер Ком, 1998.

14. http://WHO  Mental health strengthening mental health promotion.htm

15. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов-н/Д : Феникс, 2000.

16. Дьяченко, М.И. Психологический словарь - справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск. : Харвест, М. ; АСТ, 2001.

17. Абрамова, Г.С. Психология в медицине : учеб. пособие / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М. : ЛПА Кафедра-М, 1998.

18. Гришанова, З.И. К вопросу о диагностике психического здоровья личности / З.И. Гришанова, Е.В. Левченко // Прикладная психология. – 2002. – № 2.

19. http://www.bukvi.ru/stat1/stat33.html

20. Психология здоровья : учеб. для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : ПИТЕР, 2003. – 58 с.

21. Лакосина, Медицинская психология / Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. – М. , 1996.

22. Соколова, Е.Т. Изучение личностных особенностей и самосознания при пограничных личностных расстройствах / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. – М. : Аргус, 1995. – С. 27–206.

23. Бухановский, А.О. Общая психопатология : пособие для врачей / А.О. Бухановский, Ю.Ф. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 415 с.



Просмотров: 542
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Способность восстанавливаться после стресса. Признак психического здоровья.
  • Качество идентичности как критерий психического здоровья личности
  • Идентичность как интегративный критерий психического здоровья личности
  • Обоснование психологической модели психического здоровья
  • Нормы психического здоровья
  • Чувство реальности как залог психического здоровья
  • Условия существования понятия психического здоровья
  • Психологическая модель психического здоровья как средство мышления практического психолога
  • Польза садоводства для психического здоровья
  • Лечить или адаптировать к жизни. Норма психического здоровья
  • Принятие родителей как условие психического здоровья.
  • Кто такой здоровый человек? Что такое «здоровье»? Какие «критерии здоровья»?
  • 16 признаков психического здоровья. Проверь себя!
  • Топ-5 средств Аюрведы для психического здоровья
  • Особенности феноменологического подхода к оценке психического здоровья
  • Обретение психического здоровья и достижение важнейших жизненных целей. Дорожная карта
  • Залог психического здоровья (часть 1)
  • Автономность. Признак психического здоровья.
  • Онтологическая безопасность, как фундирующий компонент психического здоровья
  • Онтологическая безопасность, как фундирующий компонент психического здоровья
  • Современная психологическая модель психического здоровья.
  • Континуум психического здоровья
  • Формула психического здоровья
  • Детско-родительские отношения как источник психического здоровья детей.
  • Позиционирование психолога: эталон психического здоровья?
  • Всемирный День психического здоровья
  • Всемирный день психического здоровья
  • Всемирный день психического здоровья
  • 16 составляющих психического здоровья (по Н. Мак Вильямс).
  • Мандала на страже психического здоровья



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь