|
Проблема критериев психического здоровьяАвтор статьи: Геннадий Малейчук
Возникновение в нашей стране профессии «практический психолог» акцентировало внимание на человеке не как носителе симптомов, а как активном «творце» своего здоровья, что обусловило интерес и практическую необходимость уточнения термина «психическое здоровье» и его критериев. Понятие психического здоровья, определяемое в рамках существующих медицинской и патопсихологической модели, выступая в качестве средства мышления в современных теоретических и прикладных аспектах психологии и психиатрии, сегодня уже не соответствуют тенденциям гуманизации, свойственным развитию современного общества, а также запросам психологической практики. В настоящее время происходит постепенный, но уверенный переход от патоцентрической (ориентация на болезнь, патологию, лечение) к современной саноцентрической модели (ориентация на здоровье, оздоровление, профилактику) психического здоровья. В публикациях последних лет по психологии всё настойчивее чувствуется призыв к амплификации понятия «психическое здоровье» в сторону психологической составляющей (В.И. Слободчиков, И.В. Дубровина, А.В. Шувалов, О.В. Хухлаева и др.). Вышеназванные авторы предлагают ввести новый термин – «психологическое здоровье». Однако в отношении данного термина до сих пор сохраняется двусмысленная ситуация: с одной стороны, психологическое здоровье рассматривается как смыслообразующая и системообразующая категория практикующего психолога, как критерий эффективности функционирования личности; с другой – психологическое здоровье остается метафорой, не имеющей определенного научного содержания [1]. Таким образом, можно утверждать, что сегодня в психологии назрела необходимость разработки психологической концепции «психического здоровья» с уточнением как самого этого понятия, так и критериев, определяющих его содержание и качество. Говоря о феномене психического здоровья, мы будем рассматривать его на двух уровнях проявления: внешнем (объективном) – с точки зрения наблюдателя (врача, психолога), и внутреннем, или субъективном – с точки зрения самого человека, переживающего себя как здорового или нездорового. Таким образом, мы будем говорить о двух уровнях проявления данного феномена – с позиций исследователя и исследуемого, объективном и субъективном. Внешний уровень проявления психического здоровья представлен отсутствием проявлений заболевания – симптомов, синдромов, что составляет клиническую картину здоровья. Внутренний уровень представлен в виде комплекса переживаний человека, составляющих его внутреннюю картину здоровья (ВКЗ) и внутреннюю картину болезни (ВКБ). По мнению В.Е. Кагана, «внутренняя картина здоровья» является интегративным, целостным представлением человека о здоровье, «для себя знанием», которое создает условия для сохранения его Я-концепции, а тем самым сохранения его психического здоровья» [2]. В зависимости от того, какой из уровней становится ведущим в определении здоровья, сложились два основных подхода к пониманию проблемы психического здоровья: 1) понимание здоровья «от болезни» (патоцентрическая модель здоровья); 2) понимание здоровья «от здоровья» (саноцентрическая модель). В рамках первого подхода здоровье человека в целом (тем более, психическое здоровье) определяется отсутствием симптомов и синдромов заболеваний, жалоб и болей, объективных нарушений в функционировании разных систем организма. При этом внимание исследователей уделяется преимущественно описанию и изучению проявлений болезни, нездоровья в психике больных. В рамках второго подхода понятие здоровья приобретает более «позитивный статус». Оно начинает определяться с учетом наличия индивидуальных ресурсов и возможностей человека, его способности к адаптации и развитию, самореализации и самосовершенствованию. Внимание ученых акцентируется на здоровых проявлениях психики здоровых, творческих людей (например, изучается «внутренняя картина здоровья», способность к самоактуализации и др.). Происходит постепенный, но уверенный переход от патоцентричной (ориентация на болезнь, патологию, лечение) к современной саноцентричной модели (ориентация на здоровье, оздоровление, профилактику) психического здоровья [3]. Ученые, обращаясь к понятию «психическое здоровье», понимают его либо в рамках первого, либо второго, обозначенных выше, подходов, используя при этом один и тот же термин «психическое здоровье». Но при этом вкладывают в этот термин разное содержание. Это является причиной терминологической путаницы, приводит к непониманию между специалистами. Чаще всего исследователи для определения понятия психического здоровья исходят из определения психического нездоровья, или болезни. Такой подход позволяет, определив содержание понятия психической болезни, уточнять понятие психического здоровья. Однако, как указывал Ю.А. Александровский, "применяемые в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно строятся на негативной, зачастую субъективной основе, подчеркивающей факторы, которых в "норме" быть не должно. Попытки же позитивной оценки "нормальной" психической деятельности крайне редки" [4, с. 36]. В качестве примера приведем несколько определений психического здоровья, данных разными учеными:
Анализируя приведенные определения психического здоровья, можно констатировать, что среди исследователей нет единой точки зрения на этот феномен. Приведенные выше авторы определяют его как:
Часть определений психического здоровья содержат его субъективные показатели (15,16), другая часть – объективные (5,6,8,9,14). Среди объективных показателей чаще всего встречаются: продуктивная и плодотворная работа, адаптация, приспособление к окружающей среде, отсутствие болезни и болезненных состояний и проявлений, полноценное выполнение основных социальных функций, адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Субъективные проявления следующие: душевное благополучие и душевный комфорт. Большая же часть определений содержит как объективные, так и субъективные показатели и является комплексной (1,2,3,4,7,10,11,12,13). Чаще других встречаются следующие критерии: динамическое равновесие организма, целостность, состояние душевного благополучия, адекватная регуляция поведения, потребность в самореализации и развитии, способность приспосабливаться, потребность в самореализации и развитии. Исследователи, занимавшиеся изучением психического здоровья и его критериев, чаще всего подходят к его определению комплексно. Рассмотрим некоторые из них. Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц к критериям психического здоровья относят: адаптацию, социализацию и индивидуализацию, считая при этом внешними критериями – адаптацию и социализацию, а внутренним критерием – индивидуализацию «как проявление закономерностей индивидуальной жизни человека» [17, с. 168]. З.Н. Гришанова и Е.В. Левченко, опираясь на «концепцию позитивного здоровья», также выделяют ряд критериев психического здоровья человека: принятие ответственности за свою жизнь, самопонимание и принятие себя, умение жить в настоящем моменте (времени), осмысленность индивидуального бытия (собственной жизни), способность к пониманию и принятию других людей [18, с. 91]. Jahoda выделяет следующие критерии психического здоровья: позитивная установка по отношению к собственной личности, самореализация, интегрированная личность, автономность и самодостаточность, адекватность восприятия действительности, компетентность в преодолении требований окружающего мира [19]. И.Н. Гурвич выделяет такие критерии позитивного психического здоровья:
Н.Д. Лакосина и Г.К. Ушаков предлагают следующие критерии психического здоровья:
С.Ю. Головин в качестве критериев психического здоровья выделяет следующие:
Критерии психического здоровья человека (по ВОЗ):
Рассматриваемые авторы, характеризуя содержание психического здоровья, выделяют наряду с объективными субъективные критерии этого феномена. В этой связи, мы должны говорить не только о внешних критериях психического здоровья, т.е. критериях с точки зрения наблюдателя, проявляющихся в содержании понятия «норма», а рассматривать психическое здоровье с позиции самого человека, субъективной нормы, проявляющихся в переживаниях себя как здорового, или внутренней картины здоровья (ВКЗ). Проблема нормы продолжает оставаться центральной для психологии здоровья, но здесь возникает новое понимание психической нормы как нормы развития. Таким образом, при оценке психического здоровья необходим комплексный подход, рассматривающий данный феномен в единстве объективных и субъективных проявлений. Таблица 1 – Проявления психического здоровья
Анализ подходов к пониманию проблемы «психического здоровья» в психологии показывает, что происходит постепенный переход от патоцентрической (акцент на болезнь, патологию, лечение) к саноцентрической модели (акцент на здоровье, оздоровление, профилактику) психического здоровья. Однако, несмотря на наметившиеся сдвиги саноцентрические критерии еще не определены в достаточной степени, поскольку их предмет, теоретические и практические задачи находятся в стадии становления. Объект исследования и приложения сил валеологии и психологии здоровья также уточняется. На сегодняшний день ими считаются практически здоровый человек и человек в ситуации предболезни [3]. Внутренние, субъективные критериипсихического здоровья не находят в медицинской модели должного внимания.
Литература:
10. Башкирева // Мир психологии, 2007. – № 2. – С. 140–151. 11. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000. 12. Калитиевская, Е.Р. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии / Е.Р. Калитиевская, В.И. Ильичева // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16. – № 1. – С.115–121. 13. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер Ком, 1998. 14. http://WHO Mental health strengthening mental health promotion.htm 15. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов-н/Д : Феникс, 2000. 16. Дьяченко, М.И. Психологический словарь - справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск. : Харвест, М. ; АСТ, 2001. 17. Абрамова, Г.С. Психология в медицине : учеб. пособие / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М. : ЛПА Кафедра-М, 1998. 18. Гришанова, З.И. К вопросу о диагностике психического здоровья личности / З.И. Гришанова, Е.В. Левченко // Прикладная психология. – 2002. – № 2. 19. http://www.bukvi.ru/stat1/stat33.html 20. Психология здоровья : учеб. для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : ПИТЕР, 2003. – 58 с. 21. Лакосина, Медицинская психология / Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. – М. , 1996. 22. Соколова, Е.Т. Изучение личностных особенностей и самосознания при пограничных личностных расстройствах / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. – М. : Аргус, 1995. – С. 27–206. 23. Бухановский, А.О. Общая психопатология : пособие для врачей / А.О. Бухановский, Ю.Ф. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 415 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|