|
Современная психологическая модель психического здоровья.Автор статьи: Шахова Елена
Традиционный медицинский подход рассматривает психическое здоровье с позиций отсутствия психических нарушений, препятствующих адаптации к социуму (Карвасарский Б.Д., 2002), поэтому его можно назвать «негативным» – определение здоровья с точки зрения отсутствия болезни. Медицинский подход к психическому здоровью не соответствует запросам психологической практики, что делает актуальным разработку концепции «позитивного психического здоровья» в рамках психологического подхода. В основе этой концепции, предложенной психологами в 60-е годы XX века (Г. Олпортом, К. Роджерсом, А. Маслоу и др.), лежит подход к психическому здоровью не с точки зрения отсутствия нарушений, а с точки зрения наличия критериев здорового функционирования личности, возможности не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь, содействовать его развитию. В современных психологических концепциях психическое здоровье рассматривают как целостное, системно-структурное образование, имеющее сложное, поуровневое строение. (Б.С. Братусь, 2000, И.В. Дубровина, 2000, В.И. Слободчиков, 2012, О.В. Хухлаева, 2001 и др.). В 1990-е годы в профессиональный лексикон психологов Дубровиной И.В. введено понятие «психологическое здоровье». С точки зрения Дубровиной И.В., основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, а основу психологического здоровья — развитие личностной индивидуальности (Дубровина И.В., 2009, с.19). Психологическое здоровье рассматривается многими авторами как, с одной стороны, важнейшее условие, составляющая, а с другой стороны, наивысший уровень психического здоровья. Хухлаевой О.В. была предложена структура психологического здоровья, включающая аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты (Хухлаева О.В, 2001). Аксиологический компонент представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии и умения принимать ответственность за свою жизнь. О.В. Хухлаева также выделила 3 уровня психологического здоровья: креативный, адаптивный и дезадаптивный. К высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие люди не нуждаются в психологической помощи. Средний уровень психологического здоровья (адаптивный), характерен для людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности. Низший уровень психологического здоровья – дезадаптивный - характерен для людей, использующих неконструктивные ригидные поведенческие стереотипы (ассимилятивные или аккомодативные), что является показанием для обращения за психологической помощью. Выделение компонентов и уровней психологического здоровья в каждом индивидуальном случае позволяет определить следующие возможные задачи психологической помощи: развитие положительного самоотношения и принятия других; развитие рефлексивных умений; формирование потребности в саморазвитии. Таким образом, представленная выше структурная многоуровневая модель психологического здоровья может служить хорошим ориентиром для практического психолога при и разработке стратегий и содержания психологической помощи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|