Нэнси Мак-Вильямс «Признаки психологического здоровья личности».

К тому времени, как я написала статью про 16 признаков определения психологического здоровья личности по семинару, который проводила психоаналитик  Нэнси Мак-Вильямс, на котором я была в конце мая 2014. Профессионал высокого уровня в области психоаналитики рассказывала о разных типах личности и элементах психологического здоровья. И теперь интернет выдает массу источников, где описаны эти элементы. На лекциях всегда подробно записываю все, что рассказывают, поэтому статью постаралась написать более развернуто и с пояснениями. Надеюсь, будет вам интересно и понятно, что имеется в виду, когда говорят о признаках психологического здоровья человека. Буду, рада если моя статья будет интересна  не только коллегам психологам и психотерапевтам, но так же всем людям которые не имеют отношение к психологии. Сама я открыла много интересного в этой теме для себя, активно использую этот материал в своей работе  и в собственном развитии. Когда я писала статью и перечитывала свои конспекты, я еще раз получила огромное удовольствие от материала, который дала на семинаре Нэнси Мак Вильямс.

Когда Зигмунду Фрейду задали вопрос: «Как бы он определил психическое здоровье человека, его личность?», он ответил: «В первую очередь здорового человека определяет его способность уметь любить, работать и получать удовольствие».

Акцент, который делает Нэнси Мак Вильямс, на том, что ЛЮБОВЬ, РАБОТА и ИГРА это первые, ВАЖНЫЕ способности психологически здоровой личности, а всего она предлагает 16 способностей которыми обладает психически здоровый человек.

1-ЫЙ ПРИЗНАК. ЛЮБОВЬ. Это концепция гораздо глубже, чем гетеросексуальная любовь между партнерами. Очень важная способность для взрослого человека, способность любить  человека с его достоинствами и недостатками таким, какой он есть на самом деле. Эта любовь не является идеализацией, когда один человек идеализирует другого человека, что происходит в период влюбленности. Идеализация - это элемент влюбленности, но не любви. Именно на зрелом этапе любви, мы способны принять. И принимаем другого человека как несовершенную личность с его недостатками. У многих людей не получается построить стабильных отношений,  и это потому, что они не способны, на принятие партнера. Они пытаются его переделать, исправить, улучшить. Эти люди, не справляясь с этим, переделать кого-то мы не можем, тогда они становятся глубоко несчастными. Они не могут быть до конца искренними со своим партнером. Любовь одного человека к другому, это глубокая степень принятия и искренности, честности и преданности. Способность человека открываться своему партнеру, быть преданным всему тому, что может улучшить жизнь партнера.

В отношениях с детьми, происходит то же самое, степень любви и преданности ребенку всегда должна быть предельно высока, так как дети всегда любят очень искренне и преданно, и ждут от родителей такой же взаимности. СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЛЮБИТЬ ГЛУБОКО, ПРИНИМАТЬ ДРУГОГО, ОСТАВАТЬСЯ ИСКРИННИМ С НИМ И БЫТЬ ПРЕДАННЫМ ЕМУ является самым важным элементом психического здоровья человека. Это и родительская любовь к детям и любовь между женщиной и мужчиной.

2-ОЙ ПРИЗНАК. РАБОТАТЬ. Если вернуться к тому, что говорил Фрейд о способности работать, он имел нечто большее, чем способность просто найти работу или иметь определенную профессию. Для многих людей, ходить на работу и иметь дело, которому он мог бы посветить себя, имеет большую разницу. Для общества является большой проблемой, если большая группа людей этого общества, не видит в своей работе высшего значения.  Эта СПОСОБНОСТЬ человека создавать и творить что-то важное и  ценное других людей и для себя. Если люди чувствуют себя совершенно бесполезными для общества, в них можно наблюдать много подавленного раздражения. И поднять у этих людей самооценку достаточно сложно. Если человеку трудно найти работу, которая имела бы значения для него и для его сообщества, можно сделать предположение, что в этом обществе будет наблюдаться рост тревожности, депрессии и различных психопатологических проявлений у людей живущих в этом обществе, что будет приводить к различным межличностным конфликтам. Каждому человеку важно чувствовать, что его «делание» в жизни, имеет  смысл и значение и для других людей тоже, а не только для него самого. Способность человека приносить в мир что-то нужное, важное и новое. 

3-ИЙ ПРИЗНАК. ИГРА. Здесь Нэнси Мак Вильямс говорит о способности взрослого человека «играть», ссылаясь на исследования психолога Ж. Пангсеппа. Который, открыл участки головного мозга, которые отвечают за игру и они же напрямую связанные с мотивацией человека. В человеческом обществе, в ходе развития, стремление ребенка шалить, веселиться, играть, при взрослении перерастает в любовь к театральности, совместным представлениям, занятиям музыкой, пением и танцами. Это называют потребностью или влечением. В ходе изучения работы мозга, связи игры и построения образов, выяснилась четкая взаимосвязь между способностью к высокой концентрации и игрой. Игры, на ранней стадии развития ребенка, связаны с его способностью юморить и получать удовольствие. Одной из причин постановки диагноза «синдром дефицита внимания и гиперреактивность» у детей, именно потому, что сейчас детям не дают свободы в игре, какую давали раньше. Дети не могут хаотично носиться друг с другом на улице и играть в разные игры. Родители пытаются систематизировать их поведение, выстроить им расписание игры, а также дети какую-то часть времени проводят за компьютерами. Проводились исследования и изучались разные культуры, во всех культурах взрослые люди склонны «играть», они поют вместе, танцуют или как-то  воссоединяются. Но живя в городской среде, как правило,  в играх мы задействованы только как зрители. Мы посещаем спортивные мероприятия, ходим на балет, концерты, футбол, хоккей и др. Все меньше мы сами поем,  танцуем и занимаемся игровыми видами спорта. В связи с этим многие люди испытывают отсутствие части жизни, в которой они бы получали удовольствие.  Есть большая необходимость и важность пространства для игры, как для детей, так и для взрослых. Игра связана к символическому построению метафор. Жизнь человека становится более яркой и активной, когда он начинает использовать в своей жизни метафоры и символизацию.

ПОЧТИ 100% ЛЮДЕЙ ИСПЫВАЮТ ТРУДНОСТИ В ЭТИХ ТРЕХ ОБЛАСТЯХ ЛЮБВИ, РАБОТЕ И ИГРЕ.

4-ЫЙ ПРИЗНАК. БЕЗОПАСНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ. На тему безопасной привязанности проведена большая работа современным психоаналитиком терапевтом Боулби, у которого  была личная проблема с привязанностью к матери,  смерть которой он пережил.  Он не согласен с Фрейдом, в утверждение, что важнейшим для человека является распределение его влечений. Боулби считает, что основным элементом общения является безопасность отношений. В ходе здорового развития ребенка с рождения до семи-восьми лет, дети видят родителей, как некую безопасную бухту. Благодаря этим безопасным отношениям с родителями дети учатся доверять пространству, миру и людям. Эта идея Боулби очень близка к концепции Эриксона «О базовом доверии к миру». Студенты Боулби, которые захотели проверить эту идею, разработали метод тестирования, в котором вовлекали детей в странные, непривычные для них ситуации. Они приводили ребенка с матерью в определенное пространство, потом ребенка забирали от матери и отводили в другую комнату, где давали ему очень увлекательные игры, которыми тот увлекался. Когда забирали ребенка у матери, некоторые дети проявляли легкую тревожность. Ученики Боулби изучали, как ведет себя ребенок в процессе отделения от матери и как он меняется, когда находится без нее, и что происходит при воссоединении его с матерью. Они выявили, что больше половины детей проявляли, как они называли «безопасную привязанность». Дети, которые испытывают безопасную привязанность к матери, на отделение идут достаточно легко. Когда они получают игрушки - они счастливы в игре. Когда они соединяются с матерью, они рады ее видеть. Но были выявлены случаи, когда некоторые дети проявляли «тревожную привязанность», они держались за мать, плакали, кричали, когда отделялись от нее, и когда их уносили в другую комнату, проявляли высокую степень тревожности. Им было трудно вовлечься в игру и отвлечься мыслями от матери (многие сейчас могут вспомнить привыкание ребенка к детскому саду). А в процессе воссоединения с матерью они испытывали к ней агрессию. Третья группа детей проявила то, что они назвали «отсутствием привязанности», когда ребенок легко отпускал мать, проявляя безразличие при отделении, и очень легко вовлекался в странную ситуацию. Но проводимое тестирование показало, что эти дети испытывали высокую степень тревожности, которую они всеми силами подавляли, и в момент воссоединения, они снова делали вид, что им безразлично воссоединение с матерью. Дети с такой «избегаемой или отсутствующей привязанностью»,  как правило, имеют два типа отношений с родителями. Один тип возникает, когда родители постоянно поощряют ребенка, когда он проявляет свою самостоятельность, более чем ребенок способен на нее, в таких случаях ребенок испытывает стыд за то, что испытывает привязанность к родителям. Второй тип отношения родителей, которые могут вызвать «избегаемую или отсутствующую привязанность», когда от кого-то из родителей матери или отца исходит высокая степень контроля, вторжение в личное пространство ребенка, много опеки, чем ему необходимо. И таким образом, ребенок учится огораживать себя от родителей в надежде немного освободить себе пространства.  Можно предположить, что, дети, которые испытывают сильную тревогу в отделение от матери, живут с такими родителями, которые сами находятся в постоянной тревоге.

Долгие годы психоаналитики были уверены, что существует только три типа привязанности, «БЕЗОПАСНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ», «ТРЕВОЖНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ» и «ИЗБЕГАЕМАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ». И эти первые три привязанности считаются в пределах нормы. Но в ходе исследования детей с серьезными психологическими травмами, был выявлен такой тип привязанности, четвертый как «ДЕЗОРЕНТИРОВАННАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ». У детей, которые склонны к этой привязанности, объект, который должен символизировать безопасность, родитель, является объектом страха. И они проявляют, очень странные противоречивые паттерны поведения, они очень смятены в процессе отделения от матери, а в процессе воссоединения с матерью, они ведут себя парадоксально, стараются прильнуть к матери и одновременно кусают ее. Эти дети, пережили насилие, отвержение родителей или другие какие-то травмы.

Эти типы привязанности ребенок переносят в сою взрослую жизнь в отношении к людям, в работе, с партнером. Независимо от возраста, если протестировать ребенка и выяснить, что у него есть избегаемая привязанность, то когда ему будет 33 года, ничего не изменится в его поведение. Дети с безопасной привязанностью, развиваются одинаково с раннего детского возраста и во взрослой жизни. Люди, у которых существует дезориентированная привязанность «прилипают» к объекту привязанности и одновременно «кусают» его.

Многочисленные исследования выявили условия, в которых человек может смещаться в сторону безопасной привязанности - это верные преданные отношения, которые длятся более пяти лет, любовь может исцелять. Или интенсивная психотерапия. И к концу 2-го года терапии, можно наблюдать изменения.

5-ЫЙ ПРИЗНАК. ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ СИЛЫ, НЕЗАВИСИМОСТИ И АВТОНОМИЯ.  Чувство собственной силы, автономия – это чувство способности влиять на собственную жизнь. Это чувство  связано с отделом мозга, который называется «поисковой системой», на которую влияет гормон «дофамин», когда люди, пребывая под давлением окружающих, делают не то, что они хотели бы, а то, что от них требуют. Эта способность разрушается в ходе наркотической зависимости. Если детей воспитывают с  чувством принадлежности к сообществу, а не с чувством их автономии (это развито в таких странах как Турция, Китай, Сингапур и др.), то личность, которая воспитывается даже в самых жестких условиях, но ЗНАЕТ И ЧУВСТВУЕТ, что у нее всегда есть выбор, МАКСИМАЛЬНО приближена к психическому здоровью. Люди, которые жалуются, что у них совершенно отсутствует контроль над собственной жизнью,  у этих людей в детстве не было даже представления об автономии. Люди делают не то, что на самом деле хотят. И на вопрос: «Это то, что ты действительно хочешь?». Даже не представляют, что они могут хотеть и выбирать. Они просто поддаются давлению извне. Некоторые виды в психопатологии связаны с извращением об автономии. Например пациентки с анорексией, не чувствуют что могут контролировать свою жизнь, и вместо этого они начинают контролировать еду. Часто люди, у которых чувство автономии отсутствует, даже не успев «выбрать», чего же им на самом деле хотелось, вовлекаются в желания других людей. Тогда  автономия может смещаться на другие области жизни. Эти люди часто могут испытывать чувство отчаяния, в связи с тем, что у них отсутствует чувство контроля над собственной жизнью. Тогда они начинают ввязываться и наполнять свой день ритуальными действиями, якобы им помогающими контролировать свою жизнь. Отчаянная попытка наладить, таким образом, свою жизнь, приводит к полной потери автономии.

6-ОЙ ПРИЗНАК. ПОСТОЯНСТВО САМОСТИ И ОБЪЕКТА ИЛИ КОНЦЕНТРАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ. Это связано с постоянством объекта и под этим понимается как минимум три способности.

1. Эта способность  в одно и то же время выносить различные состояния сознания. Например, испытывать амбивалентные чувства одновременно, любовь и ненависть в отношение одного и того же человека не диссоциируя их, не превращая их в одну чистую любовь или в одну чистую ненависть. Здоровая личность, способная испытывать разные чувства в отношение одного и того же объекта или явления. Способная, описывать себя и другие объекты с их слабыми и сильными сторонами. У человека, у которого отсутствует эта способность, как правило, не способен описать ни кого-то другого, ни себя. Способность со всеми сторонами собственного Я оставаться в контакте, как с плохими, так и хорошими. Эти люди не способны соединить положительные и отрицательные стороны своей личности, так и других людей, представить, кого бы то ни было как личность.

2. Второй способ описать эту способность, включать в себя время. Люди, которые ощущают себя как полноценную личность, они чувствуют свою связь между собой как с ребенком, и тем, кто они сейчас есть, как с взрослым человеком, и кто «Я» буду через 10 лет. Многие люди на вопрос кем они видят себя через 10 лет, не могут ничего ответить. А другие на этот вопрос выглядят очень смущенными, и отвечают: «да откуда мне знать вообще». Таким образом, можно понять есть ли у людей постоянство об их «Я», развитии своего «Я» и способности к интеграции.

3. Третий элемент об интеграции, это представление человека о собственном теле. Многие со своим телом обращаются  так, как будто оно им не принадлежит, как к какому-то враждебному объекту, вредят ему, которое можно резать, жечь. Считают, что тело не является частью их личности. И многие настолько диссоциированы от своего тела, что они находят облегчение, когда наносят себе порезы, а кто-то заставляют свое тело голодать, как будто их это не убьет. И важная часть психического здоровья, это понимание, что ТЫ ЭТО ТВОЕ ТЕЛО, и то, что о нем необходимо заботиться. Отсутствие этой способности чувствовать себя единым целом со своим телом и является отличительной чертой пограничных психических расстройств у людей

7-ОЙ ПРИЗНАК. СИЛА ЭГО. Способность выдерживать стресс, реагировать на стресс адекватным поведением и восстанавливается после стресса. Когда у человека есть такая способность силы ЭГО, то он способен адаптироваться к любой новой ситуации. Ненормальная реакция на стресс, включает в себя наркотическую зависимость, отъигрывание ситуаций, регресс до беспомощности от других людей, или когда человек становится совершенно не гибким и использует один механизм защиты. Сила ЭГО для психологов пока остается непонятным механизмом и загадкой. Непонятно, почему одни дети пережившие травму или разочарование, реагируют так, что становятся беспомощными, а другие дети пережившие травму становятся сильнее. Механизмы такого различия пока совершенно непонятны. Конечно, сюда вовлечены элементы, которые нельзя отделить от стрессовой ситуации: темперамент, конституция, безопасная привязанность. Сейчас много проводятся исследований детей, почему одни из них пережив травму, выживают, переживают ее и борются за существование, а другие нет, и что обуславливает такое различие в разных детях. Предполагается, что если первые 6 лет, у ребенка были хорошие условия для развития, то эти первые шесть лет становятся как бы прививкой для ребенка от травмы и ребенок приобретает иммунитет. В этом предположении психологов и психоаналитиков, конечно же, есть доля правды. Но в последнее время выяснили, что даже совершенно здоровые люди, могут быть совершенно дезорганизованы и психически разрушены травмой. Есть определенная часть нашей реальности, которую мы предпочитаем не замечать и отрицать. Например, часть реальности, когда совсем молодых людей государство отправляет на войну, и после каждой войны мы наблюдаем достаточное количество людей, которые не стали сильнее, а страдали и продолжают страдать от посттравматического синдрома. Для людей достаточно сложно принять факт того, что мы люди слишком хрупкие существа. И что эта сила ЭГО в течении жизни внезапно может быть разрушена или повреждена сильной психологической травмой.

8-ОЙ ПРИЗНАК. СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К НАДЕЖНОЙ И РЕАЛИСТИЧНОЙ ИСАМООЦЕНКИ СЕБЯ. Многие люди достаточно жестко обращаются с самими собой, они склонны к суровой самокритике,  и никогда собой недовольны. Таких людей называют критикующими, с жестким Супер-Эго. Ученые описывали детей, которые постоянно вынуждены бороться за себя, и тогда из них вырастают критичные и жесткие люди. В своем стремлении воспитать детей противоположным образом, возможна обратная ситуация (например, характерная для США) - где наоборот завышенная самооценка, когда дети не способны слышать какую-то критику в свой адрес. Опекающие, восхваляющие родители приводят к формированию у личности необоснованно завышенной самооценки. Необоснованная похвала, которая лишена чувств любви и тепла, наполняет детей чувством пустоты. Тогда кем они являются на самом деле, эти люди не понимают, тогда такой человек будет все время испытывать чувство,  что на самом деле его никто не знает по настоящему. И то, что он такой хороший, люди об этом не знают. Эти люди часто считают,  что к ним должно быть  особое отношение, хотя, по сути, они его не заработали. Дети, воспитанные таким образом, не способны решать даже самые обычные бытовые проблемы. И если человек ожидает от себя самого, что во всех ситуациях он будет проявлять себя как «некто» совершенно безупречный, это огромная проблема для этого человека, так как это невозможно. Есть другая сторона, когда родители постоянно убеждают ребенка, что он плохой, у него так же не формируется реалистичная самооценка о себе. Человек с реалистичной самооценкой, способен к критичному отношению к себе. Тогда он может учиться на собственных ошибках, не скатываясь при этом к ненависти к себе или к жесткой критике. Тогда человек может требовать от самого себя саморазвития, становиться лучше, при этом, не предъявляя себе это в жесткой форме.

9-ОЙ ПРИЗНАК. ЧУВСТВО ЦЕННОСТЕЙ И СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ. Система ценностей, необходимая составляющая психологически здоровой личности. Чтобы этические нормы общества человек понимал, их смысл и при этом был гибок в следовании им. В 19 веке, состояние людей, у которых присутствовали все признаки психического здоровья, но отсутствовал моральный центр,  называли  "моральным безумием". Позже это стали называть психопатией, более современное определение  - это антисоциальное расстройство личности. Считается серьезной проблемой,  агрессивное поведение, связанное с непониманием, не чувствованием человеком  моральных, этических, ценностных норм и принципов. Отсутствием чувства раскаяния. Изначально этого критерия в списки не было, но психотерапевты настояли на том, чтобы его включить. Люди у которых отсутствует такая способность, не чувствуют сожаления совершив какой-то поступок. Клинический критерий, по которому можно определить, есть у человека совесть или нет, это его способность сочувствовать другим людям. Люди, у которых отсутствует система ценностных ориентаций, другие люди интересуют их только как объекты и инструменты для достижения целей. Они имеют достаточно ограниченный спектр эмоций. Одна из немногих ситуаций, когда они могут испытать удовольствие, это когда им удается кого-то одурачить. У них совершенно нет сочувствия к слабости других людей, хотя при этом они могут выглядеть совершенно очаровательными.

10-ЫЙ ПРИЗНАК. СПОСОБНОСТЬ ВЫНОСИТЬ И СПРАВЛЯТЬСЯ С СОБСТВЕННЫМИ ЭМОЦИЯМИ И СПОСОБНОСТЬ ИСПЫТЫВАТЬ ВЕСЬ СПЕКТР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ. У здоровых людей есть способность переносить аффект. Они могут испытывать самые разные чувства в разные моменты жизни, и от многих из них, они могут получать удовольствие. Один из ярких признаков психопатологии – некая замороженность чувств и эмоций. У здорового человека, его эмоции отражаются на лице каждые 8 секунд. Если этого не происходит, мимический цикл смены эмоций не работает, столкнувшись с каменным лицом человека, можно сделать предположение, что человек находится в депрессии или испытывает высокую степень тревоги. Во время депрессии, человек отрезан от своих чувств и эмоций. Выносить и выдерживать свои эмоции это значит уметь быть  в контакте с ними, чувствовать их, тогда человек не действует под  влиянием своих эмоций. Способность оставаться в контакте с эмоциями, мыслями и со своей рациональной частью одновременно.

11-ЫЙ ПРИЗНАК. СПОСОБНОТЬ К ОЗАРЕНИЮ, ИСПЫТЫВАТЬ ИНСАЙТ, ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТЬЮ, СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧИТЬ СЕБЯ И ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. Озарение – это отражающая функция. Термин ввел В. Фанеги, является неотъемлемой частью психического здоровья. Это возможность посмотреть на себя и принять свои безумные части личности. Существует большая разница, между безумным человеком и человеком, который дает себе отчет, в том, что он может обезумить. Эта способность человека посмотреть на себя со стороны. Люди, которые  могут увидеть, что является их проблемой, соответственно, могут помочь себе максимально эффективно ее решить. Способность человека правильно оценить себя в любой момент. Наличие у него чувства юмора. Когда человек может пошутить над происходящим процессом и над собой.

12-ЫЙ ПРИЗНАК. ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ОТДЕЛЕННОСТИ. МЕНТАЛИЗАЦИЯ. Это то, что философы называют теорией разума. Это способность человека понять, что Другие люди являются совершенно отдельными личностями от него самого, со своими психологическими особенностями,  и личностной   структурой. Человек, который обладает способностью, видеть разницу между тем, что чувствует после слов других людей. Например, чувствовать себя обиженными после чьих-то слов и тем, что ДРУГОЙ человек не хотел его обидеть. Способность осознавать, что чувства, которые испытывает, вызваны его личным опытом и его личностными особенностями, Не интерпретируется в то, что другие люди заставляют его испытывать, что они говорят что-то пытаясь задеть его чувства. Если человек видит в словах и действиях другого человека несвойственный ему мотив, который якобы дает  понять, что он может быть лучше, чем он является. И многие люди ведут себя, так, что наделяют другого человека, несвойственным действием, как будто он пытается задеть его. Иногда совершенно нормально, когда кто-то критикует, так как можно узнать о себе многое такого, чего раньше не знал. Но способность увидеть в другом человеке интенции, которые непосредственно не направлены на нас, и есть показатель психического здоровья человека. Эта способность, которую психоаналитики и психологи выделяют как способность, которая развивается в возрасте от 2-х до 4-х лет. На этой стадии, ребенок понимает, что есть два независимых человека: «мама и папа». У которых между собой есть отношения, и он (ребенок) в эти отношения не вовлечен. В это время происходит победа над сознанием двухлетнего ребенка, потому что до того момента был уверен, в том, что все вокруг только ради него.

13-ЫЙ ПРИЗНАК ГИБКОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ШИРОКАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. Это возникло на раннем этапе развития науки психологии как представление о психологически  здоровой личности, как личности, которая гибка в своих механизмах защиты и не использует один и тот же механизму во всех жизненных ситуациях. Первое представление психических нарушений возникло при наблюдении за людьми, которые используют один и тот же механизм защиты в различных жизненных ситуациях. В. Райх первый психотерапевт, который, внес понятие «личностной брони – психологического панциря» как механизма защиты. У личности может быть много признаков психологического здоровья, но при этом, может быть строго ограничена в использовании механизмов защиты. Человек может быть способным любить, играть и работать, но механизм избегания, который применяется, ко всем жизненным ситуациям  может ему очень мешать, полноценно жить.

14-ЫЙ ПРИЗНАК.  СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ, ЖИЗНИ ДЛЯ СЕБЯ И СУЩЕСТВОВАНИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ, ДЕЛАНИЮ ДЛЯ ДРУГИХ. Это самовыражение и адаптация человека в обществе. Способность быть собой не сливаться и не идентифицироваться с другими людьми, заботиться о своих интересах, при этом учитывать интересы и других людей, с которыми есть отношения. Когда у человека отсутствует эта способность, он чувствует себя: «Я опустошен, я голоден, я нуждаюсь в «ком-то», чтобы жить». Тогда человек переживает отчаяние, что он один на свете и жизнь его бессмысленна.

15-ЫЙ ПРИЗНАК. ЧУВСТВО ВИТАЛЬНОСТИ, СТРАСТНОСТИ, ЭНТУЗИАЗМА. Винникот писал: «Человек может совершенно  нормально функционировать в жизни, но при этом не быть живым». Люди, которых вроде ничем не отличаются от других людей, но при этом они чувствуют пустоту внутри, отсутствует смысл внутри их, они испытывают внутреннюю омертвелость. Люди лишенные этого чувства витальности, любопытства, страстности, энтузиазма, очень тяжелые клиенты для психотерапевта. Эта способность человека  чувствовать и быть живым. Это имеет непосредственное отношение к духовности.

16-ЫЙ ПРИЗНАК. СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ ТО, ЧТО НЕВОЗМОЖНО ИЗМЕНИТЬ. Существуют ситуации в жизни, которые невозможно изменить.  Возможно, горевать, скорбеть  и перестрадав это вернуться к жизни. Но многие застревают в этом состоянии, постоянно жалуются, они не могут принять то, что с ними действительно произошло и продолжать жить дальше. Принять свою ограниченность, оплакать то, чего бы хотелось иметь, но чего  у них нет. Именно это свойство заставляет нас замораживаться и застревать на этой стадии, из-за него мы не можем двигаться дальше.

У человека могут присутствовать какие-то элементы психологического здоровья из шестнадцати, а какие-то отсутствовать, или могут проявляться в разной степени. Можно выделить определенную взаимосвязь между, типом личностной организации и «пробелами» из этого списка. Но можно с точностью сказать, что весь этот список является  целью для психотерапии. Нужно учитывать, что, перечисленные 16 признаков психического здоровья могут не являться однозначным эталоном, скорее всего это ориентир для нас, к которому мы стремимся, но всегда каждый сам, выбирает для себя, что для него лучше. Ведь мы говорим об очень тонких процессах.

P.S. Если у вас возникнут какие-то вопросы или что-то будет непонятно, вы всегда можете прийти на консультацию, а так же обратиться к первоисточнику и прочитать книгу Нэнси Мак Вильямс «Психоаналитическая диагностика».



Просмотров: 800
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Безопасны ли кинезиологические упражнения для человека и, могут ли они нанести вред?
  • Почему некоторые люди думают, что они всегда правы?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Зачем себя обманывать, что похудение - это для здоровья?
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • «Когда психологи недовольны, они делают вот что…»
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Карма человека. Что это? Как от неё защитится?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь