Малейчук Геннадий Иванович
Необходимость знания критериев психологического здоровья становится наиболее актуальной в случае практической работы психолога при оказании им психологической помощи.
На начальном этапе работы с клиентом, психолог сталкивается с проблемой диагностики его актуального психического состояния. От результата этой диагностики будут зависеть как форма психологической помощи (консультирование, коррекция, психотерапия), так и выбор методов и средств психологического воздействия и стратегий профессионального взаимодействия. На этом этапе очень важно то, какой модели здоровья придерживается психолог, так как от этого будут зависеть и критерии здоровья-нездоровья, которые он будет использовать в своей работе.
До настоящего времени нет ни общепринятой модели здоровья-болезни, ни разделяемого всеми их определения. Многообразие определений поддерживается существованием многочисленных направлений в современной психологии.
Наиболее признанным является определение, предлагаемое Всемирной организацией здоровья (ВОЗ), в котором говорится, что здоровье не есть лишь отсутствие болезни, а состояние полного физического, психического и социального благополучия личности, совершенство организма, жизненная надежность и гармония всех его функций. Такое определение, несмотря на всю его неопределенность и описательность, тем не менее, содержит ряд важных моментов:
1. Дается попытка содержательного определения здоровья, а не определение от обратного, как это чаще всего бывает: «здоровье – есть отсутствие болезней…»;
2. Здоровье рассматривается как системный, целостный, комплексный феномен, включающий в себя несколько уровней: физический, психический, социальный;
3. Предлагается позитивный подход к определению здоровья.
Здесь же предлагаются следующие критерии психического здоровья:
• Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
• Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
• Критичность к себе и своей психической продукции (деятельности) и ее результатам;
• Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
• Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
• Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовать это;
• Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств [3].
Важно, что среди перечисленных критериев содержаться как объективные критерии, так и субъективные, относящиеся к самовосприятию человеком самого себя.
В предыдущих публикациях [6;7] нами был описан феномен психологического здоровья, как диагностическое средство практического психолога. Обращение к данному понятию продиктовано, во-первых, ограниченными возможностями конструктов психическое здоровье и норма психического здоровья для описания процессуальных качеств психического, во-вторых, необходимостью учета при определении психического здоровья таких феноменов, как развитие личности, самоактуализация, саморегуляция, самоидентификация и др. Рассмотрение психического здоровья как процесса предполагает обращение при его описании к таким феноменам, которые бы обладали схожими характеристиками, а именно – процессуальностью. На наш взгляд, одним из таких феноменов является феномен идентичности, как динамическое образование сознания.
Определим идентичность как переживание личностью тождественности своему «Я». Идентичность представляет собой непрерывный, изменяющийся поток переживаний личностью своей тождественности. Это динамическое, комплексное, внутреннее образование, которое в норме находится в процессе постоянного уточнения, построения образа своего Я, вписанного в контекст внешней среды – мира и других людей и представляет собой комплексное системное процессуальное единство. Функцией данного системного процесса, как уже указывалось, является уточнение, коррекция и самопостроение образа своего Я, других людей и мира в целом. Результатом же этого процесса выступает определенная для данного момента Я-концепция, встроенная в концепцию Другого и концепцию Жизни, как частный аспект картины мира, которые являются, наряду с Я-концепцией, структурными компоненты системы «идентичность». Вышеперечисленные три структурных компонента феномена «идентичность», зафиксированного в конкретный момент процесса, находятся в тесной зависимости и взаимовлиянии. Каждый отдельно взятый компонент системы, одновременно несет в себе все основные качества системы, но не может представлять всю систему, которая в совокупности всех структурных компонентов, как известно, представляет собой новое качество. С другой стороны, согласно теории систем, изменение в любом из компонентов системы автоматически ведет к перестройке всей системы.
Таким образом, идентичность как динамическое свойство личности можно рассматривать как структуру и как функцию, как процесс и как результат [5]. Структурный анализ идентичности предполагает наличие структурных компонентов и сложно интегрированных связей между ними. Структурность и целостность, динамичность и статичность – таковы диалектические свойства идентичности. Только наличие одновременно этих противоречивых свойств дает возможность говорить о существовании подлинной идентичности. Остановимся более подробно на первых двух и попытаемся выделить уровни и компоненты идентичности.
В структуре идентичности, как уже говорилось ранее можно выделить следующие компоненты: Я-концепция или образ Я, концепция Другого, или образ Другого, концепцию жизни. Я-концепция – это система представлений личности о своем Я и отношений к нему. Концепция Другого – система представлений личности о не-Я, Другом и отношений к нему, концепция Жизни, соответственно, – система представлений личности о жизни, о ее ценностях, жизненная философия, картина жизни.
Схожую картину структуры идентичности предлагает О. Кернберг [4]. Используя термин «репрезентация», он сформулировал положение о трех структурных элементах Эго:
• Я-репрезентация или образ Я, Я-концепция;
• Объект-репрезентация, концепция Другого;
• Особое аффективное Эго-состояние, отражающее особенности отношений Я-Другой.
Самопрезентация, или Я-репрезентация (по Кернбергу) понятие, обозначающее различные способы, с помощью которых индивид символизирует переживаемый им (сознательно либо бессознательно) образ себя и связанные с этим эмоции.
Объект-репрезентация – объединяет способы, с помощью которых индивид символизирует переживаемый им образ значимого Другого;
Эго-состояние – понятие, отражающее функциональные отношения между Я и объектом и связанные с ними эмоции. Композиция этих аффективных Эго-состояний определяет центральное чувство идентичности [10].
Поскольку идентичности является свойством сознания, то можно предположить наличие в идентичности схожих с сознанием уровней и структур, а именно: когнитивного (знание о своем «Я»), эмоционального (отношение к Я и его оценка) и поведенческого (проекция первых двух уровней на взаимодействие с миром).
Соответственно можно говорить о том, что и структурные компоненты идентичности также будут иметь выделенные уровни., т.е. и Я-концепцию, концепцию Другого и концепцию Жизни можно рассматривать на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Качество этих структурных компонентов Я и будут определять специфику феномена идентичности.
Идентичность, как и любое динамическое свойство личности, представляет собой континуум на одном полюсе которого – полное тождество своему «Я», на другом – отчуждение от «Я». Следовательно, и идентичность можно представить в виде шкалы (шкалы идентичности), содержащую различные степени выраженности данного динамического образования. Полюс идентифицированного или «подлинного Я» можно выразить в виде следующих Я-переживаний: « Я знаю, кто Я и принимаю себя таким, какой Я есть. Я это Я». Полюс неидентифицированного или «псевдо-Я» характеризуется диффузным образом своего Я, вплоть до невыделения Я как отдельной системы и зависимостью образа Я от ситуации.
Я = Я |----------------------------------------------------------------| Я # Я
Идентифицированное Я Неидентифицированое Я
Психология занимается изучением и описанием переживаний личностью тождественности Я, включая негрубые нарушения этой тождественности. Психиатрия же дает нам описания грубых нарушений идентичности, вплоть до ее полной дезинтеграции в состоянии психоза, при котором полностью утрачивается чувство «Я». В качестве конкретных форм нарушений идентичности в психиатрии выделяют следующие: деперсонализация, диссоциативные расстройства, расстройства множественной личности. На наш взгляд, зная качество идентичности, можно определять уровень расстройства личности.
Как Я-концепция, так и концепция Другого и концепция Жизни могут в разной степени быть дифференцированы и обладать разной степенью целостности и осознанности. Недифференцированная Я-концепция на когнитивном уровне будет проявляться в том, что знания человека о себе будут фрагментарны, отрывочны, противоречивы. Отношение к себе также будет нестабильное, неустойчивое, противоречивое, зависимое от мнений других людей. Недифференцированная концепция Другого будет означать, что представления о Другом будут отрывочными, оценка же других будет строиться по полярному типу «хороший – плохой», «свой – чужой» и т.д. Схожими характеристиками будет обладать и концепция Жизни.
Континуум Я-концепции
Дифференцированность Я-концепции Диффузность Я-концепции
Целостность Я-концепции Расщепленость Я-концепции
Стабильность Я-концепции Ситуативность Я-концепции
Объективное восприятие Восприятия Я не основанное
Я-концепции на реальности
Высоко развитые навыки Слабо развитые навыки
саморегуляции саморегуляции
Континуум развития концепции Другого
Постоянство в восприятии Объект восприятия
Другого расщеплен
Хорошее различение Размытые границы
концепции Другого концепции Другого
Гибкая регуляция близости Реакции прилипания, отдаления
и дистанции или амбивалентности
Восприятия Других, Восприятия Других не
основанные на реальности основанные на реальности
Континуум развития концепции Жизни
Целостная картина жизни Картина жизни противоречива
Дифференцированность картины жизни Диффузность картины жизни
Восприятие жизни Восприятие жизни не основанное
основанное на реальности на реальности
Опосредованная картина Жизни Непосредственная картина жизни
Континуум психическое здоровье – психическое нездоровье, будет определяться качествами идентичности: от высокого уровня развития идентичности до низкого, вплоть до отчуждения. Не обращаясь к грубой психопатологии, рассмотрим, как можно представить идентичность психологически здорового человека и человека с невротической организацией личности.
Для здорового человека представления о себе будут:
1. Дифференцированными и целостными. (Первое диалектическое противоречие) («Я разный, я и такой и такой, но все это Я, я принимаю себя всякого». У Е.Евтушенко есть стихотворение, в котором, на наш взгляд, очень точно отражается феноменология зрелой идентичности психологически здоровой личности: «Я разный, я натруженный и праздный. Я целе- и нецелесообразный. Я весь несовместимый, неудобный. Застенчивый и наглый, злой и добрый…»;
2. Стабильными и гибкими. (Второе диалектическое противоречие). (Я такой, какой Я есть, я знаю, кто Я и какой Я, но Я могу меняться, избирательно перестраивать себя»).
Схожие представления будут наблюдаться и в отношении Другого человека (обобщенного образа Другого) и Жизни.
Для невротически организованной личности будут свойственны неполные, диффузные представления о своем Я. В целом, будет наблюдаться тенденция к полюсным представлениям о качествах Я. «Я хороший, Я плохой и т.д.» Принятие Я будет находиться в прямой зависимости от мнений других людей, значимых для Я. Самооценка, в силу этого, будет неустойчивой, ситуативной. Многие аспекты о качествах Я будут неосознанны и не интегрированы в целостное представление о Я.
Представления о Другом человеке будут характеризоваться схожими тенденциями. Образ Другого будет неустойчивым, ситуативным, либо, наоборот, чрезмерно ригидным. Представления о жизни также будут неустойчивыми, диффузными либо слишком ригидными.
Представленные структурные компоненты идентичности и их специфические особенности можно фиксировать в текстах Я-высказываний. Идентичность, как говорилось выше, зависит от содержания Я-концепции и концепции Другого и концепции Жизни и проявляется в переживаниях человеком Я, Другого и Жизни, что можно выявить через высказывания, отнесённые к себе. Я-высказывания – это самоописания человека, показатель знания о самом себе и отношение к себе. Мы придерживаемся точки зрения М.М. Бахтина, считавшего, что любое высказывание – это процесс построения Я [2]. Текст – это знак, переломленный через Я, поэтому он имеет не только значение, но и смысл. Текст всегда структурирован, он отражает течение жизни, её осуществление. Смысл переживания своего Я воплощается в тексте человека, его Я-высказывании. Высказывание как «…неповторимое, исторически индивидуальное целое» [2; 499] является выражением сознания, что-то отражающего, высказывание «… как субъективное отражение объективного мира» [2; 484].
Кроме того, для нас любое высказывание не случайно, так как, согласно З. Фрейду, в области психического нет ничего произвольного, недетерминированного.
Таким образом, для нас текст как высказывание является: индивидуальным, выражает сознание, имеет значение и смысл, структурирован, неслучаен, выражает течение психической жизни.
Всё вышесказанное даёт нам право утверждать, что в конкретных Я-высказываниях человека находит проявление его идентичность, как процесс переживания своего Я. Проиллюстрируем это на примере, обратившись к реальным самоописаниям двух людей, обладающих идентичностью разного качества.
1. «Я молодая женщина, имеющая свои особенности: достоинства и недостатки, чувства и желания, цели и мечты. Своим достоинством я считаю «легкий» характер, который позволяет мне общаться с людьми без конфликтов и ссор. Благодаря этому, я имею много друзей, рядом со мной любимый человек, а это для меня является одной из главных жизненных ценностей. Есть у меня и недостатки, но об этом писать не хочется. В настоящее время мои чувства, желания, мечты и цели связаны в единое целое и направлены на создание любимой, крепкой семьи, на поиск любимой, востребованной работы. Я в своей жизни всегда надеюсь на лучшее, радуюсь тому, чего удалось достичь. В целом, я счастливый человек. Очень люблю свою жизнь».
2. «В данный момент времени я работаю учителем географии в СШ. Я недоволен своей работой. Мне бы хотелось заниматься более тихой (кабинетной) работой, так как работа с людьми, на мой взгляд, самая трудная. В будущем я мечтаю сменить свой род деятельности, но передо мной стоит большая проблема. Я конкретно не знаю, кем я хочу стать. Если в ближайшее время я не решу эту проблему, то еще долгое время буду работать в СШ».
Если первое самоописание характеризует человека с высоким уровнем идентичности, то второе свидетельствует о кризисе идентичности.
Вышесказанное позволяет рассматривать идентичность как один из основных критериев психологического здоровья и ставит задачи разработки методик, позволяющих не только фиксировать данный феномен, но и определять степень его выраженности.
Список литературы
1. Александровский Ю.А.. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. М. Медицина, 1993.
2. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986.
3. Бухановский и др. Общая психопатология: Пособие для врачей / Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003.
4. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. - «Класс», 2001.
5. Малейчук Г.И. Идентичность ранней юности. Клинико-феноменологический подход: Монография.- Брест: Бр.ГУ им. А.С. Пушкина, 2001.
6. Малейчук Г.И Клинико-феноменологический метод в исследовании психологического здоровья личности/ Псіхалогія “Адукацыя і выхаванне”, 2005 №2 с.43-48
7. Малейчук Г.И Психологическое здоровье личности: попытка определения понятия/ Псіхалогія “Адукацыя і выхаванне”, 2004 №3 с.16-21
8. Нэнси Мак-Вильямс Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М. - «Класс», 1998.
9. Розум С.И. психологические аспекты проблемы психической нормы./ ЖПП, №2, 1997.
10. Толпина И.А. Психодинамический анализ идентичности./ МПЖ №1, 2004.