|
Право и выбор быть Мужчиной. Психологические аспекты развития мужской идентичности.Автор статьи: Яненко Татьяна Ануфриевна
- «Не понимаю, зачем женщинам уступать место в транспорте, пропускать вперед и почему пенсия раньше, тоже не понимаю.» - «Не поддерживаю тех, кто кричит, что женщины слабый пол, им надо помогать и защищать. Живут они (женщины) дольше, болевой порог у них – выше.» - «Везде, в школах и институтах девочкам поблажки, девочкам снисхождение, а ты вкалывай, как проклятый! Не справедливо!» - «И, между прочим, те, кто с этими девочками носится - банально подкатывает к ним, ясное дело, что. Иначе, зачем выпендриваться?»
Но вот встречается тебе человек, который видит, чувствует, что в его жизни что-то не то, а что конкретно – не понятно. Вроде по всем фронтам все схвачено, внешне взрослый, умный, образованный, целеустремленный, а внутри - маленький, недолюбленный, обозленный и обиженный. И ты понимаешь, что есть какая-то тема вне осознания, «слепое пятно», которое держит и не разрешает - жить, дышать полной грудью, радоваться жизнью и банально быть счастливым. Смотришь уже не категорично-оценивающе, как на горе-ухажера подруги, а как на человека со своей историей, опытом и правом на счастье.
- «Считаю, что мужчины лучше, умнее, выше и правее, женщин… И совсем не обязательно с ними по определению, потому что они девочки, вести себя вежливо и достойно. А вдруг они … хамки?» О чем это? Феминизм, шовинизм, плохое воспитание, негативный жизненный опыт или невысокий уровень личностной зрелости и собственные комплексы? Вариантов может быть несколько. Но так как частное составляет общее, в данной статье приведу пример, как порой наше восприятие ошибается: злится на тех, кто ни при чем, обвиняет тех, кто не виноват, а в итоге страдает качество собственной жизни. Поскольку, такие случаи не редки, и каждый из них имея свою первопричину, к сожалению, движется к банальному предсказуемому, невыигрышному итогу, я и решила отобразить эту тему. Обращаю внимание, что цель статьи не высмеять и рассказать, как «надо». Не оправдать, пожалеть и выдать «красную карточку». А обратить внимание на то, что скорее всего воспринимается как должное и нормальное, но не есть нормальным и здоровым. Разделить то, что человек уже не может изменить, и выделить то, что принадлежит именно ему, над чем можно и нужно работать.
Итак, сорок лет тому назад… …Когда Он был маленьким, в семье много работали и мало общались. Было много проблем и мало радости, много «надо как у других» и мало поддержки, принятия друг друга. Идеология «будь как все», повсеместные дефициты, чувство зависти и постоянное сравнения своего материального положения с другими, сформировало семейное убеждение «мы - хорошие, а другие – не очень», «мы сами стараемся, а другим что-то дается легче, быстрее». Поскольку дети впитывают философию дома в котором растут, перенимают ценности и паттерны поведения, естественно, так произошло и в случае нашего героя. «Я - ок, Ты- не ок» - жизненная позиция, которую можно назвать «фасадной». На самом деле, это мнение «другие хуже, чем я», а за ним скрывается недоверие, стыд, страх и убежденность в том, что это как раз со мной что-то не в порядке, «я не ок». «Я не ок» – это про него. Хотя он был хорошим! Ребенком, мальчиком, сыном, внуком, братом и учеником. У него было много задач и ответственности, мало любви, внимания, нежности, принятия и простой искренней радости ним, ребенком. Все свое детство он помогал семье. И все в семье, мужчины и женщины, работали «на равных». «На равных» - так казалось ему в детстве. К тому же, мальчикам этого рода или того времени неприлично было жаловаться, плакать, отказываться помогать, просить что-то для себя… Много было нельзя, нельзя, нельзя… Наверное многие из нас в этом описании могут узнать отдельные эпизоды из своего детства. Поскольку в ранней возрасте наша тонкая душевная организация воспринимает все сильно, ярко, гиперболизировано и близко к сердцу - именно в тогда формируются важные жизненные решения, сценарии и адаптации. …А в то же время в садике, школе, институте - звучал призыв к мальчикам (скорее всего абсолютно адекватный) уважать девочек, помогать, пропускать вперед и т.п. Похоже, паренек «услышал» в этом: «девочки хорошие, а мальчики – ничего особенного». Поэтому уроки «хороших манер» воспринимал как насильственное насаждение культа Женщины. И если некоторые преподаватели делали девочкам поблажки и были снисходительными, мальчик остро чувствовал несправедливость и болезненно переживал подобные ситуации. Ведь дома учили – все твои проблемы из-за других. И внутри отзывалось «почему должны быть другие ок, когда я сам - не ок?!» Вполне может быть, что тема с девочками по чистой случайности попалась под руку. Каждому человеку в любом возрасте важно чувствовать себя хорошим, желанным, важным, ценным, принятым. А если ребенок таким себя не чувствует, то его механизм психологической защит «ищет» объяснения «почему?» или того, кого можно было обвинить в этом, потом обесценить его и попробовать самоутвердиться за его счет. Важно так же сказать, что отношение к себе, другим и миру, формируется еще раннем детстве с подачи родителей и близких взрослых. А школы, университеты и другие социальные институты лишь отображают то, что было сформировано ранее. Актуальный конфликт. Или сорок лет спустя… «Фасад» - приличный! В что внутри? Чувство обиды и несправедливости никуда не делось. Злость на «девченок» и навязчивое желание быть лучше, быть сверху - воплощается не в проявлении способностей и реализации в деятельности, а путем обесценивания, женщин особенно. Что очевидно влияет на качество близких отношений и степени удовлетворенностью ими. Женщины как «пол» - являются угрозой, врагами по умолчанию, идет сравнение кто лучше, и «вообще от них одни беды». Бровадное «Я ок, а ты никто» создает кучу проблем в семье, работе… Друзей нету, семья трещит по швам. Внутреннее «я не ок» – откликается язвой, лишним весом, сутулой спиной и болью в суставах ног. Радость – тогда, когда другой облажался. А заснуть можно только выпив. Детские психологические травмы мешают сообразить, в чем причина внешней неудовлетворенности и душевной антирадости. Внутреннее ощущение «вся жизнь борьба». Ведь женщины везде – в семье, на работе, в магазине, просто на улице. А вот Той Идеальной, которая грезится, с которой безопасно, тепло, надежно, с которой не надо соревноваться, которая примет и будет любить безусловно – ее вот нет. Потому что все это должна была много лет назад дать мама…
Про мужскую идентичность.
Под мужской идентичностью я понимаю не причисление себя к мужскому роду, способность встречаться с женщинами, заводить семью и детей, иметь накачанное тело и татуировки, участвовать в драках и кричать «мать, неси тапки, батя вернулся». А то, что делает мужчину Мужчиной. Его философия, ценности, поступки, поведение и … четко осязаемое понимание того, что люди на нашей планете делятся на мужчин и женщин, что Женщина - не Мужчина и что это прекрасно. Если процесс развития мужской идентичности дает сбой или прекращается, то появляются значительные трудности в личностном развитии, в реализации возможных социальных ролей – любимого, мужа, отца, мужчины в отношениях с женщинами. Как это происходит? Рождается малыш. Мама - мамочка, смотрит на свое дитя с радостью и наполняет безусловной любовью. Ребенок получает подтверждение Я - хороший, мир – чудесный, Ты надежный. Я - в порядке, в принципе, безусловно. В 2 – 3 года ребенок называет себя мальчиком или девочкой, начинает разниться поведение, интересы и игры. В 3-4 лет ребенок замечает анатомические отличия между мальчиками и девочками, тетями и дядями, наблюдает и впитывает их стратегии, тактики поведения и взаимодействия. В 5-6 лет может возникнуть что-то наподобие первой влюбленности. Помните, многие из нас уже имели симпатии в детском саду?). Когда ребенок начинает осознавать грани своего я, знакомиться с разными социальными ролями -сына, брата, мальчика - убежденность Я ок – переносит и на них. Но если малыш не получает достаточно внимания, нежности, ласки, слышит много «нет», «нельзя», «не трогай», «ты плохой», «какой же ты старший брат, если не хочешь играть с маленьким», «хорошие мальчики не плачут/помогают родителям, а не играют» - он думает про себя «Я - плохой, потому что мама не довольна, папа – не довольный». И эту позицию переносит на другие свои идентичности.
Как же так? Причин, почему матери «не додают», не принимают, «не разрешают» может быть множество и самого разного спектра. Но все они имеют истоки в ее (матери) детских нерешенных психологических травмах. Для наглядности широты диапазона приведу несколько вариантов. Итак:
Как ребенок программируется? Перенимает жизненную позицию, стратегию от родителя противоположного пола, а способ реализации «как именно это сделать» - от родителя своего пола. Если мама мальчика отвечает на вопрос «кто именно женщины такие», то отец «как с ними надо обходится». Позиция отца и семейная ситуация в целом так же очень сильно влияют на формирование личностных аспектов ребенка.
Печальные последствия несформированной гендерной идентичности.
Вариант второй: Мужчина проявляет свою идентичность в крайностях: «Я Король, а ты никто», или «Ты – чудовище, что ты от меня, молодца славного, постоянно хочешь? / лежачих (на диване) не бьют». Но при любом варианте:
Раздражение, обида, чувство несправедливости, злость, которые так умело руководят нашей жизнью – это неотреагированные детские травмы. Так сложилось - это плохая новость. То, что и как с нами делали наши родители – это их ответственность, их травмы, их слепые пятна. Это важно понимать, чтобы перестать чувствовать себя ответственным или виноватым в маминых проблемах. Да, последствия отражаются на нас, это очевидно. Но когда приходит осознание, где твои тараканы, а где чужие, со своими разобраться становится легче. Появляется возможность снять с себя проекцию, освободиться от мысли «со мной что-то не так». Это важный момент, потому что в дальнейшей жизни - никакой другой женщине не под силам «снять» это «проклятье». Хорошая новость в том, что наши мысли, убеждения, установки - зона нашей ответственности и влияния, их можно проработать, чувства и эмоции освободить, убеждения – изменить. Только мы можем дорастить и доразвить в себя в себе. Что бы хотелось показать этой историей.
Будьте собой, будьте счастливыми! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|