Гештальт – консультирование как средство развития идентичности.

Гештальт – консультирование как средство развития идентичности у молодых людей в возрасте ранней зрелости

 

Л. А. Крякина, магистр кафедры

психологического консультирования МГОУ,

М.Б. Богатырева, кандидат психологических наук,  доцент кафедры

психологического консультирования МГОУ

 

Московский государственный областной университет,

Кафедра психологического консультирования

 

Аннотация. В данной статье авторы раскрывают условия формирования диффузной идентичности. Показано влияние социально – экономического  кризиса на развитие идентичности. Выделяют характеристики идентичности периода ранней зрелости.

Ключевые слова: идентичность, кризис, конфликт, гештальт - терапия.

 

 

Кризис в духовной, социальной, экономической и производственной сферах, воздействует на личность таким образом, что человек становится неустойчивым, начинает сомневаться в себе, в своих профессиональных и личностных качествах.В своём выступлении «Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи», 22 апреля  2015 года, в МГОУна «Левитовских чтениях», А.Г. Асмолов дал три главных характеристики современного мира: транзитивность (переходность), изменчивость и неопределённость(Асмолов А.Г. 2015).

Под влиянием изменений в лингвистической и социокультурной среде происходит «ресоциализация» личности. «Ресоциализация» понимается А.Г. Асмоловым как повторная социализация, которая проявляется в изменениях целей, норм, ценностей и установок индивида. В условиях доступности современных информационных технологий происходит  активное навязывание  социальных норм и правил индивиду таким образом, что подих влиянием формируется скрытая стигматизированная, идентичность. Стигматизация в общественном смысле означает вид отношений между постыдным общественным качеством и стереотипом — ожидаемым отношением к нему, задающий неспособность к полноценной общественной жизни из-за лишения права на общественное признание .

Говоря об особенностях изменения личности А.Г. Асмолов отмечает, что нарративная идентичность современного человека становится  мнимой и виртуальной. Имеет место так называемая «игра идентичностей», которая приводит к формированию диффузной идентичности и к потере собственного «Я».

Все выше сказанное актуализирует конфликт: с одной стороны,в современном социуме имеется запрос на людей  с устойчивым представлением о себе, людей с развитой идентичностью.  Любая частная компания и показавшая себя устойчивой организация, опирается на людей, способных чётко ответить себе на вопрос : «Кто я?». Общество  всё больше нуждается в самостоятельных, зрелых людях, имеющих собственные достижения, способных себя обеспечить.

С другой стороны, среди современной молодёжи отмечается рост инфантилизма. В своих исследованиях Олейников Ю.В. выявляет у молодых людей склонность опоры на родителей, уход от принятия ответственных решений, повышение возраста брака. Родители часто помогают молодым людям в приобретении  жилья, машины, мебели, оплачивают учёбу, лишая тем самым молодых людей возможности обучения ответственному поведению до наступления возраста ранней зрелости. Формирование идентичности зрелой  личности в таких условиях оказывается затруднено.

Возникает конфликт между личностью и требованием  общества, т.к. общество заинтересовано в том, чтобы человек к 30-ти годам «твёрдо стоял на ногах», соответствовал ожиданиям со стороны социума.

Всё сказанное выше приводит к поиску форм психологической помощи молодым людям, у которых имеются трудности в развитии идентичности.

В теории и практике психологического консультирования  понятие идентичности используется довольно широко. Исторически  существовало 2 направления исследования идентичности: исследование бессознательного и накопления  компетенций.

К первому направлению относятся исследования Уильяма Джеймса, который  изучал проблему «личного тождества» как проблему философскую, состоящую в том, что человек считает себя в разные моменты времени одной и той же личностью, хотя его сознание и тело постоянно меняются.

З. Фрейд, не называя это непосредственно идентичностью, делал акцент на бессознательном  биологическом «Я» человека. В отличие от него   Карен Хорни ввела в психоанализе социальный аспект «Я». Она  считала, что существует несколько образов «Я»: «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я в глазах других людей». Личность развивается нормально, если все эти три «Я» совпадают. В противном случае человек не может к себе хорошо относиться и это ведёт к неуверенности в себе, тревожности и неврозу.

Взгляды К. Хорни на развитие «Я» человека были близки   Э.Эриксону, который  рассматривал идентичность как основу целостности личности, её самотождественность и непрерывность. В его подходе показано становление идентичности  индивидуума во времени (накопление компетенций). Каждый возраст привносит в неё свою тему. Согласно теории Эрика Эриксона, «центральной задачей» развития в юношеском возрасте является формирование адекватной личной идентичности.

В возрасте ранней зрелости, к которому относится период от 17 до 35 лет,  человек решает несколько жизненных задач: увязывание мечты с реальностью, переход от отношений «родитель-ребёнок» к отношениям «взрослый- взрослый» через наставничество, построение карьеры и научение общению. Одна из подзадач в научении общению - научиться строить близкие отношения.

Основатель гештальт-терапии Фриц Пёрлз и его ученик Р. Резник рассматривали образ «Я» через теорию самости. Под самостью они понимали систему контактов в каждый конкретный момент с окружающей средой. Самость возникает, когда передвигаются границы контакта.

В изучаемом  нами гештальт-подходе  тему идентичности глубоко исследует современный испанский психотерапевт  М. Спаньолло-Лобб. Она пишет об экзистенциальной тревоге как следствии нарушения идентичности на ранних этапах развития ребёнка. М. Спаньолло - Лобб считает, что развитие идентичности происходит за счёт накопления компетенций. Подобное накопление позволяет личности расширить своё «Я». В противном случае оно оказывается размытым.Она показывает, что проблемы  становления и целостности идентичности связаны с прерыванием цикла контакта и  с затруднением ассимиляции опыта. То есть, понятие идентичности тесно связывается здесь с центральным понятием гештальта-подхода –«циклом контакта». Прерывание цикла контакта имеет непосредственное отношение к дисфункциональному развитию идентичности .

В гештальт-подходе нарушение идентичности рассматривается как результат событий, происходящих на границе контакта. Диалог и экспериментирование позволяют интегрировать различные полярности и отторгаемые части в единый образ «Я»,что позволяет человеку  свободно контактировать с окружающей средой и творчески приспосабливаться к ней.

 

  1. Асмолов. А.Г. X Международная научно-практическая конференция «Левитовские чтения» на тему «Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи», 22 апреля  2015 года, МГОУ.
  2. Перлз Ф. Гештальт – семинары – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 – 336 с. Серия: «Современная психология теория и практика».
  3. Спаниолло – Лобб М. Настоящее для будущего в психотерапии. Гештальт – терапия, рассказанная в обществе эпохи постмодернизма. Общество Практикующих Психологов (Гештальт – подход). Московский Гештальт Институт, С.378, 2014.
  4. Хорни К. Невроз и рост личности. М. : Академический проект, 2008.
  5. Эриксон Э. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. С англ. – СПб.: ООО «Речь», 2002. – 416 с.


Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гештальт – подход на Беларуси: поиски идентичности
  • Гештальт-подход на Беларуси: поиски идентичности
  • Развитие и кризис идентичности в возрасте от 18 до 30 лет
  • Гендерные особенности религиозной идентичности личности.
  • Качество идентичности как критерий психического здоровья личности
  • Вопросы Идентичности и Развития
  • Кризис идентичности. Что происходит с ребенком ближе к трём годам?
  • Формирование идентичности психолога аналитика в условиях профессиональных сообществ.
  • Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.
  • 6 стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Текст как средство исследования идентичности
  • Синдром диффузной идентичности.
  • Право и выбор быть Мужчиной. Психологические аспекты развития мужской идентичности.
  • Дети смешанных браков: неизбежен ли кризис и конфликт идентичности?
  • Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности
  • Формирование подростковой идентичности в зеркале отношений.
  • Внутриличностный конфликт идентичности (по ОПД-2)
  • Состояние потери себя или кризис идентичности.
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Влияние неполной семьи на формирование идентичности образа будущего партнера (у девушек)
  • Кризисы жизни как условия изменения Я - идентичности
  • Как понять: кто я? Формирование эго-идентичности.
  • Формирование женской идентичности
  • Кто я? Формирование подростковой идентичности
  • Кризис идентичности
  • Кризис идентичности: мой опыт
  • Про кризис идентичности: Кто я теперь?
  • Одиночество и кризис идентичности
  • «Мама, я не хочу быть девочкой», или Про развитие гендерной идентичности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь