|
Гештальт – консультирование как средство развития идентичности.Автор статьи: Крякина Людмила Александровна
Гештальт – консультирование как средство развития идентичности у молодых людей в возрасте ранней зрелости
Л. А. Крякина, магистр кафедры психологического консультирования МГОУ, М.Б. Богатырева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования МГОУ
Московский государственный областной университет, Кафедра психологического консультирования
Аннотация. В данной статье авторы раскрывают условия формирования диффузной идентичности. Показано влияние социально – экономического кризиса на развитие идентичности. Выделяют характеристики идентичности периода ранней зрелости. Ключевые слова: идентичность, кризис, конфликт, гештальт - терапия.
Кризис в духовной, социальной, экономической и производственной сферах, воздействует на личность таким образом, что человек становится неустойчивым, начинает сомневаться в себе, в своих профессиональных и личностных качествах.В своём выступлении «Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи», 22 апреля 2015 года, в МГОУна «Левитовских чтениях», А.Г. Асмолов дал три главных характеристики современного мира: транзитивность (переходность), изменчивость и неопределённость(Асмолов А.Г. 2015). Под влиянием изменений в лингвистической и социокультурной среде происходит «ресоциализация» личности. «Ресоциализация» понимается А.Г. Асмоловым как повторная социализация, которая проявляется в изменениях целей, норм, ценностей и установок индивида. В условиях доступности современных информационных технологий происходит активное навязывание социальных норм и правил индивиду таким образом, что подих влиянием формируется скрытая стигматизированная, идентичность. Стигматизация в общественном смысле означает вид отношений между постыдным общественным качеством и стереотипом — ожидаемым отношением к нему, задающий неспособность к полноценной общественной жизни из-за лишения права на общественное признание . Говоря об особенностях изменения личности А.Г. Асмолов отмечает, что нарративная идентичность современного человека становится мнимой и виртуальной. Имеет место так называемая «игра идентичностей», которая приводит к формированию диффузной идентичности и к потере собственного «Я». Все выше сказанное актуализирует конфликт: с одной стороны,в современном социуме имеется запрос на людей с устойчивым представлением о себе, людей с развитой идентичностью. Любая частная компания и показавшая себя устойчивой организация, опирается на людей, способных чётко ответить себе на вопрос : «Кто я?». Общество всё больше нуждается в самостоятельных, зрелых людях, имеющих собственные достижения, способных себя обеспечить. С другой стороны, среди современной молодёжи отмечается рост инфантилизма. В своих исследованиях Олейников Ю.В. выявляет у молодых людей склонность опоры на родителей, уход от принятия ответственных решений, повышение возраста брака. Родители часто помогают молодым людям в приобретении жилья, машины, мебели, оплачивают учёбу, лишая тем самым молодых людей возможности обучения ответственному поведению до наступления возраста ранней зрелости. Формирование идентичности зрелой личности в таких условиях оказывается затруднено. Возникает конфликт между личностью и требованием общества, т.к. общество заинтересовано в том, чтобы человек к 30-ти годам «твёрдо стоял на ногах», соответствовал ожиданиям со стороны социума. Всё сказанное выше приводит к поиску форм психологической помощи молодым людям, у которых имеются трудности в развитии идентичности. В теории и практике психологического консультирования понятие идентичности используется довольно широко. Исторически существовало 2 направления исследования идентичности: исследование бессознательного и накопления компетенций. К первому направлению относятся исследования Уильяма Джеймса, который изучал проблему «личного тождества» как проблему философскую, состоящую в том, что человек считает себя в разные моменты времени одной и той же личностью, хотя его сознание и тело постоянно меняются. З. Фрейд, не называя это непосредственно идентичностью, делал акцент на бессознательном биологическом «Я» человека. В отличие от него Карен Хорни ввела в психоанализе социальный аспект «Я». Она считала, что существует несколько образов «Я»: «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я в глазах других людей». Личность развивается нормально, если все эти три «Я» совпадают. В противном случае человек не может к себе хорошо относиться и это ведёт к неуверенности в себе, тревожности и неврозу. Взгляды К. Хорни на развитие «Я» человека были близки Э.Эриксону, который рассматривал идентичность как основу целостности личности, её самотождественность и непрерывность. В его подходе показано становление идентичности индивидуума во времени (накопление компетенций). Каждый возраст привносит в неё свою тему. Согласно теории Эрика Эриксона, «центральной задачей» развития в юношеском возрасте является формирование адекватной личной идентичности. В возрасте ранней зрелости, к которому относится период от 17 до 35 лет, человек решает несколько жизненных задач: увязывание мечты с реальностью, переход от отношений «родитель-ребёнок» к отношениям «взрослый- взрослый» через наставничество, построение карьеры и научение общению. Одна из подзадач в научении общению - научиться строить близкие отношения. Основатель гештальт-терапии Фриц Пёрлз и его ученик Р. Резник рассматривали образ «Я» через теорию самости. Под самостью они понимали систему контактов в каждый конкретный момент с окружающей средой. Самость возникает, когда передвигаются границы контакта. В изучаемом нами гештальт-подходе тему идентичности глубоко исследует современный испанский психотерапевт М. Спаньолло-Лобб. Она пишет об экзистенциальной тревоге как следствии нарушения идентичности на ранних этапах развития ребёнка. М. Спаньолло - Лобб считает, что развитие идентичности происходит за счёт накопления компетенций. Подобное накопление позволяет личности расширить своё «Я». В противном случае оно оказывается размытым.Она показывает, что проблемы становления и целостности идентичности связаны с прерыванием цикла контакта и с затруднением ассимиляции опыта. То есть, понятие идентичности тесно связывается здесь с центральным понятием гештальта-подхода –«циклом контакта». Прерывание цикла контакта имеет непосредственное отношение к дисфункциональному развитию идентичности . В гештальт-подходе нарушение идентичности рассматривается как результат событий, происходящих на границе контакта. Диалог и экспериментирование позволяют интегрировать различные полярности и отторгаемые части в единый образ «Я»,что позволяет человеку свободно контактировать с окружающей средой и творчески приспосабливаться к ней.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|