Развитие и кризис идентичности в возрасте от 18 до 30 лет

Автор статьи: Мария Могилева

Развитие и кризис идентичности в возрасте от 18 до 30 лет

Этот возраст характеризуется тем, что мы начинаем жить отдельно от родителей, своей все более самостоятельной жизнью. Он приходится на время обучения в университете, по окончании которого мы получаем первый профессиональный опыт; молодые люди задают себе вопросы о том, кем они хотят стать в жизни, как наилучшим образом себя реализовать; вступают, часто впервые, в значимые близкие отношения, пробуют жить в паре и делают первые попытки к построению своей собственной семьи.

Это возраст больших вызовов и разочарований, больших радостей и огорчений. Именно в этот период особенно велик риск развития тревожных расстройств, панических атак, депрессивных состояний.

Чем объяснить эту особенную хрупкость, которой подвержены молодые люди в этот период ?

Детство, подростковый и юношеский возраст отличаются от исследуемого нами в этой статье возраста «молодого взрослого» тем, что в них есть очень ясная и конкретная структура. Школа, университет, семья позволяют нам чувствовать себя в безопасности и развиваться в понятных рамках, которые, если мы хорошо в них вписываемся, дают нам четкое представление о нашей идентичности. Я – отличник, я – троечник, но душа компании, я – самая привлекательная в классе, а я – староста и со мной советуются все учителя. Когда программа того, что мы должны знать и уметь в определенном возрасте создана и приводится в жизнь организацией, к которой мы принадлежим, нам остается только следовать и вписываться в предъявляемые нам требования. В этом мало свободы, но много безопасности. Это социально поощряется, нас любят за хорошие оценки и правильно сделанные уроки. Понятно, что делать, чтобы иметь свое место в мире.

Конечно, есть много чего другого: в подростковом возрасте, мы бунтуем, сопротивляемся, пробуем что-то свое, ищем себя, но все это происходит на фоне базовой безопасной структуры, созданной не нами. Это важно: именно созданной не нами.

Что же происходит когда мы после университета выходим во взрослую жизнь ? Как говорит об этом итальянский психиатр и гештальт-терапевт Джианни Франчецетти «происходит переход из эйкоса (в переводе с греческого «дом») в полис (в переводе с греческого «город»)». Внешняя структура исчезает (может быть кроме социальных стереотипов и норм) и мы сталкиваемся с тем, что теперь мы сами должны создать структуру своей жизни.

Неизбежно приходится отвечать на следующие мучительные вопросы:

  • Где, кем и как я должен работать, чтобы чувствовать себя состоявшимся и успешным ? Каковы мои внутренние критерии успеха и хорошего профессионала ? Что будет свидетельствовать о том, что мне удалось ?
  • Какую роль я отвожу близким отношениям в своей жизни ? Хочу и способен ли я жить с другим человеком и создать семью ? Что приносит мне счастье и могу ли я сделать счастливым другого человека ?
  • Люди, которых я считал друзьями в школе и университете, с которыми сравнивал себя и на которых ориентировался, развиваются и меняются, у нас больше не так много совместных интересов, наши пути расходятся, а могу ли я создать новые, настолько же глубокие дружеские отношения в своей жизни и что такое дружба для меня ?
  • Какой я человек ? Казалось бы, в школе я был открытым, жизнерадостным и легко идущим на контакт с людьми, а сегодня обнаруживаю в себе все больше черт интроверта: мне не хочется проводить время в больших компаниях, я замыкаюсь и испытываю скуку и грусть… Или наоборот: мне никогда не удавалось построить близких отношений в классе, я чувствовал себя лишним, но теперь у меня появились настоящие друзья, которые ценят меня таким, какой я есть, и мой внутренний образ себя также меняется, а вдруг они узнают, что я на самом деле не такой интересный как им кажется ?

Все эти вопросы, на которые молодому человеку (юноше или девушке) приходится искать ответы самому, в рамках своего личного опыта и вне заданной внешне жесткой структуры, оказываются ключевыми в становлении образа себя как личности, в очерчивании образа своих особенностей, способностей и возможностей.

Часто встреча с собой, отличным от того, которым я привык себя видеть в ранее сложившихся безопасных условиях школы, университета и родительской семьи, оказывается болезненной и полной тревоги и поиска новых смыслов. Именно этим объясняется особенная хрупкость, которую переживают молодые люди и девушки в этом возрасте, и которая часто требует возможности опереться на значимого другого, чтобы в безопасных условиях сделать шаги в направлении выхода в «город» из привычной, более знакомой «семейной» среды.

Такой поддержкой, например, может стать индивидуальная психотерапия, которая если складывается крепкий терапевтический альянс, позволяет в безопасных условиях исследовать те отличия, которые мы обнаруживаем в своих представлениях о себе, других, о жизни, и оплакать несостоявшиеся мечты в присутствии значимого другого, чтобы осознанно выбрать свою дальнейшую дорогу в жизни.



Просмотров: 594
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Вот что с нами происходит: не много о кризисах в жизни человека
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Страх Жизни, или про то, что мне все должны
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Что нужно убрать и отпустить из своей жизни, чтобы стать счастливее?
  • Как зрелая женщина ведет себя в контакте с мужчиной. А что если вы травмированы, и все наоборот?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Что делать с людьми, которые не хотят учитывать наши интересы и ведут себя эгоистично?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Как вернуть радость жизни, если вы чувствуете, что потеряли себя.
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь