Этот возраст характеризуется тем, что мы начинаем жить отдельно от родителей, своей все более самостоятельной жизнью. Он приходится на время обучения в университете, по окончании которого мы получаем первый профессиональный опыт; молодые люди задают себе вопросы о том, кем они хотят стать в жизни, как наилучшим образом себя реализовать; вступают, часто впервые, в значимые близкие отношения, пробуют жить в паре и делают первые попытки к построению своей собственной семьи.
Это возраст больших вызовов и разочарований, больших радостей и огорчений. Именно в этот период особенно велик риск развития тревожных расстройств, панических атак, депрессивных состояний.
Чем объяснить эту особенную хрупкость, которой подвержены молодые люди в этот период ?
Детство, подростковый и юношеский возраст отличаются от исследуемого нами в этой статье возраста «молодого взрослого» тем, что в них есть очень ясная и конкретная структура. Школа, университет, семья позволяют нам чувствовать себя в безопасности и развиваться в понятных рамках, которые, если мы хорошо в них вписываемся, дают нам четкое представление о нашей идентичности. Я – отличник, я – троечник, но душа компании, я – самая привлекательная в классе, а я – староста и со мной советуются все учителя. Когда программа того, что мы должны знать и уметь в определенном возрасте создана и приводится в жизнь организацией, к которой мы принадлежим, нам остается только следовать и вписываться в предъявляемые нам требования. В этом мало свободы, но много безопасности. Это социально поощряется, нас любят за хорошие оценки и правильно сделанные уроки. Понятно, что делать, чтобы иметь свое место в мире.
Конечно, есть много чего другого: в подростковом возрасте, мы бунтуем, сопротивляемся, пробуем что-то свое, ищем себя, но все это происходит на фоне базовой безопасной структуры, созданной не нами. Это важно: именно созданной не нами.
Что же происходит когда мы после университета выходим во взрослую жизнь ? Как говорит об этом итальянский психиатр и гештальт-терапевт Джианни Франчецетти «происходит переход из эйкоса (в переводе с греческого «дом») в полис (в переводе с греческого «город»)». Внешняя структура исчезает (может быть кроме социальных стереотипов и норм) и мы сталкиваемся с тем, что теперь мы сами должны создать структуру своей жизни.
Неизбежно приходится отвечать на следующие мучительные вопросы:
Где, кем и как я должен работать, чтобы чувствовать себя состоявшимся и успешным ? Каковы мои внутренние критерии успеха и хорошего профессионала ? Что будет свидетельствовать о том, что мне удалось ?
Какую роль я отвожу близким отношениям в своей жизни ? Хочу и способен ли я жить с другим человеком и создать семью ? Что приносит мне счастье и могу ли я сделать счастливым другого человека ?
Люди, которых я считал друзьями в школе и университете, с которыми сравнивал себя и на которых ориентировался, развиваются и меняются, у нас больше не так много совместных интересов, наши пути расходятся, а могу ли я создать новые, настолько же глубокие дружеские отношения в своей жизни и что такое дружба для меня ?
Какой я человек ? Казалось бы, в школе я был открытым, жизнерадостным и легко идущим на контакт с людьми, а сегодня обнаруживаю в себе все больше черт интроверта: мне не хочется проводить время в больших компаниях, я замыкаюсь и испытываю скуку и грусть… Или наоборот: мне никогда не удавалось построить близких отношений в классе, я чувствовал себя лишним, но теперь у меня появились настоящие друзья, которые ценят меня таким, какой я есть, и мой внутренний образ себя также меняется, а вдруг они узнают, что я на самом деле не такой интересный как им кажется ?
Все эти вопросы, на которые молодому человеку (юноше или девушке) приходится искать ответы самому, в рамках своего личного опыта и вне заданной внешне жесткой структуры, оказываются ключевыми в становлении образа себя как личности, в очерчивании образа своих особенностей, способностей и возможностей.
Часто встреча с собой, отличным от того, которым я привык себя видеть в ранее сложившихся безопасных условиях школы, университета и родительской семьи, оказывается болезненной и полной тревоги и поиска новых смыслов. Именно этим объясняется особенная хрупкость, которую переживают молодые люди и девушки в этом возрасте, и которая часто требует возможности опереться на значимого другого, чтобы в безопасных условиях сделать шаги в направлении выхода в «город» из привычной, более знакомой «семейной» среды.
Такой поддержкой, например, может стать индивидуальная психотерапия, которая если складывается крепкий терапевтический альянс, позволяет в безопасных условиях исследовать те отличия, которые мы обнаруживаем в своих представлениях о себе, других, о жизни, и оплакать несостоявшиеся мечты в присутствии значимого другого, чтобы осознанно выбрать свою дальнейшую дорогу в жизни.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.