|
Развитие и кризис идентичности в возрасте от 18 до 30 летАвтор статьи: Мария Могилева
Этот возраст характеризуется тем, что мы начинаем жить отдельно от родителей, своей все более самостоятельной жизнью. Он приходится на время обучения в университете, по окончании которого мы получаем первый профессиональный опыт; молодые люди задают себе вопросы о том, кем они хотят стать в жизни, как наилучшим образом себя реализовать; вступают, часто впервые, в значимые близкие отношения, пробуют жить в паре и делают первые попытки к построению своей собственной семьи. Это возраст больших вызовов и разочарований, больших радостей и огорчений. Именно в этот период особенно велик риск развития тревожных расстройств, панических атак, депрессивных состояний. Чем объяснить эту особенную хрупкость, которой подвержены молодые люди в этот период ? Детство, подростковый и юношеский возраст отличаются от исследуемого нами в этой статье возраста «молодого взрослого» тем, что в них есть очень ясная и конкретная структура. Школа, университет, семья позволяют нам чувствовать себя в безопасности и развиваться в понятных рамках, которые, если мы хорошо в них вписываемся, дают нам четкое представление о нашей идентичности. Я – отличник, я – троечник, но душа компании, я – самая привлекательная в классе, а я – староста и со мной советуются все учителя. Когда программа того, что мы должны знать и уметь в определенном возрасте создана и приводится в жизнь организацией, к которой мы принадлежим, нам остается только следовать и вписываться в предъявляемые нам требования. В этом мало свободы, но много безопасности. Это социально поощряется, нас любят за хорошие оценки и правильно сделанные уроки. Понятно, что делать, чтобы иметь свое место в мире. Конечно, есть много чего другого: в подростковом возрасте, мы бунтуем, сопротивляемся, пробуем что-то свое, ищем себя, но все это происходит на фоне базовой безопасной структуры, созданной не нами. Это важно: именно созданной не нами. Что же происходит когда мы после университета выходим во взрослую жизнь ? Как говорит об этом итальянский психиатр и гештальт-терапевт Джианни Франчецетти «происходит переход из эйкоса (в переводе с греческого «дом») в полис (в переводе с греческого «город»)». Внешняя структура исчезает (может быть кроме социальных стереотипов и норм) и мы сталкиваемся с тем, что теперь мы сами должны создать структуру своей жизни. Неизбежно приходится отвечать на следующие мучительные вопросы:
Все эти вопросы, на которые молодому человеку (юноше или девушке) приходится искать ответы самому, в рамках своего личного опыта и вне заданной внешне жесткой структуры, оказываются ключевыми в становлении образа себя как личности, в очерчивании образа своих особенностей, способностей и возможностей. Часто встреча с собой, отличным от того, которым я привык себя видеть в ранее сложившихся безопасных условиях школы, университета и родительской семьи, оказывается болезненной и полной тревоги и поиска новых смыслов. Именно этим объясняется особенная хрупкость, которую переживают молодые люди и девушки в этом возрасте, и которая часто требует возможности опереться на значимого другого, чтобы в безопасных условиях сделать шаги в направлении выхода в «город» из привычной, более знакомой «семейной» среды. Такой поддержкой, например, может стать индивидуальная психотерапия, которая если складывается крепкий терапевтический альянс, позволяет в безопасных условиях исследовать те отличия, которые мы обнаруживаем в своих представлениях о себе, других, о жизни, и оплакать несостоявшиеся мечты в присутствии значимого другого, чтобы осознанно выбрать свою дальнейшую дорогу в жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|