Формирование подростковой идентичности в зеркале отношений.

Автор статьи: Лилия Князева

Формирование подростковой идентичности в зеркале отношений.

Ну, попробуй, объясни родителям,

Что, поскольку мальчик ты стеснительный,

И не любишь привлекать внимание,

Отличаясь чем-нибудь от сверстников,

То тебе, естественно, приходится

Покрывать себя татуировками,

В нос кольцо вставлять и красить волосы

То зеленой краской, то малиновой.

Г. Остер "Вредные советы"

Идентичность можно назвать осью личности. Это "центральное качество, в котором проявляется неразрывная связь человека с окружающим социальным миром" (по Э.Эриксону).

Предпосылки формирования идентичности начинаются еще с младенчества, важным этапом является подростковый период. 

Значимость сформированной идентичности в том, что она позволяет воспринимать себя самостоятельными, отличаться от других, стремиться к собственной неповторимости и ощущать свою целостность. И при этом ощущается согласованность между тем, как воспринимаешь себя, и тем, как тебя воспринимают другие.

Что, собственно, дает возможность и право выбирать направление в жизни и следовать ему.

В общих словах, задача подросткового периода - собрать знания о себе и сложить воедино. "С тем, чтобы ощутить свою целостность, человек должен переживать непрерывность того, кем он стал за долгие годы детства и того, кем он обещает стать в ожидаемом будущем." (Э.Эриксон) Т.е., гордиться прошлым, принимать настоящее, стремиться к будущему.

Если в этот период возникают препятствия для формирование идентичности, то она может остановиться на каком-либо из этапов, оставаясь в "подростковом" состоянии надолго.

Варианты нарушения формирования идентичности у подростков в зеркале отношений:

1. Слабая идентичность - человек боится потерять себя в близких отношениях. Как пытается справляться: контактов может быть много, но поверхностных. Или будет стремление к изоляции, формальным контактам.

2. Неуверенная идентичность - отсутствие уверенности в силах и возможностях. Склонность к самоуничижению и сравнению с другими. Страдают от одиночества, но рядом с другими остро чувствуют свое отличие. Поскольку склонны сворачивать свои переживания, склонны к психосоматическим расстройствам. 

Как пытается справляться: Скрывать свою ранимость за маской спокойствия или чрезмерно стремиться к лидерству для доказательства своей полноценности, демонстрировать поведение, подтверждающее мужественность, женственность.

3. Идентичность, размытая во времени - неумение  установить гармоничное отношение к прошлому, настоящему, будущему. Боязнь взросления.

Как пытается справиться: предпочтение семейного круга кругу друзей.

4. Иллюзорная идентичность. - идентификация с идеализированными героями или группой. С окружающими отношения поверхностные. Присоединение  к особой субкультуре или группе. 

5. Негативная идентичность - если нет возможности выбрать положительную роль, то появляется враждебность к социально одобряемым ценностям.

Как пытается справиться: отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для поведения.

6. Предопределенная  (преждевременная) идентичность - возникает, как сформированная извне, под влиянием чужого мнения и авторитета, а не в результате пережитого опыта.

Понимание задач подросткового возраста позволяет более бережно относиться к переменам, происходящим с ребенком, и понимать, что стоит за таким порой трудным и невыносимым поведением.

Лит-ра:

1. Нора Ньюкомб "Развитие личности ребенка"

2. О.В. Хухлаева "Тропинка к своему Я"

3. Эрик Эриксон "Детство и общество" 

 

 

 

 



Просмотров: 419
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "В нашу породу пошел!" О понятии родовая идентичность. Часть 1-я.
  • "В нашу породу пошел!" О понятии родовая идентичность. Часть 2-я.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "У меня растут года, будет и 17...", или О профессиональной идентичности в эпоху постмодерна
  • Работа с колодой "Про тебя. Метафора женской идентичности" ( клиентский случай)
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Я не у силах справиться со своей агрессией и раздраженностью на свою дочь"
  • "Как выйти замуж?" ч.1 О женской идентичности
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Откуда берется умение себя защитить, или Как стать "исключением" и спасти свою жизнь
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Как мне понять, чем заниматься?" - "Пойми свою природу."
  • Я в тебе свою мечту искала, крылья для тебя свои сломала. "Нелюбовь", а зависимость.
  • Существует ли в природе "идеальная мать" и стоит ли стремиться к этому идеалу?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь