|
Формирование подростковой идентичности в зеркале отношений.Автор статьи: Лилия Князева
Формирование подростковой идентичности в зеркале отношений. Ну, попробуй, объясни родителям, Что, поскольку мальчик ты стеснительный, И не любишь привлекать внимание, Отличаясь чем-нибудь от сверстников, То тебе, естественно, приходится Покрывать себя татуировками, В нос кольцо вставлять и красить волосы То зеленой краской, то малиновой. Г. Остер "Вредные советы" Идентичность можно назвать осью личности. Это "центральное качество, в котором проявляется неразрывная связь человека с окружающим социальным миром" (по Э.Эриксону). Предпосылки формирования идентичности начинаются еще с младенчества, важным этапом является подростковый период. Значимость сформированной идентичности в том, что она позволяет воспринимать себя самостоятельными, отличаться от других, стремиться к собственной неповторимости и ощущать свою целостность. И при этом ощущается согласованность между тем, как воспринимаешь себя, и тем, как тебя воспринимают другие. Что, собственно, дает возможность и право выбирать направление в жизни и следовать ему. В общих словах, задача подросткового периода - собрать знания о себе и сложить воедино. "С тем, чтобы ощутить свою целостность, человек должен переживать непрерывность того, кем он стал за долгие годы детства и того, кем он обещает стать в ожидаемом будущем." (Э.Эриксон) Т.е., гордиться прошлым, принимать настоящее, стремиться к будущему. Если в этот период возникают препятствия для формирование идентичности, то она может остановиться на каком-либо из этапов, оставаясь в "подростковом" состоянии надолго. Варианты нарушения формирования идентичности у подростков в зеркале отношений: 1. Слабая идентичность - человек боится потерять себя в близких отношениях. Как пытается справляться: контактов может быть много, но поверхностных. Или будет стремление к изоляции, формальным контактам. 2. Неуверенная идентичность - отсутствие уверенности в силах и возможностях. Склонность к самоуничижению и сравнению с другими. Страдают от одиночества, но рядом с другими остро чувствуют свое отличие. Поскольку склонны сворачивать свои переживания, склонны к психосоматическим расстройствам. Как пытается справляться: Скрывать свою ранимость за маской спокойствия или чрезмерно стремиться к лидерству для доказательства своей полноценности, демонстрировать поведение, подтверждающее мужественность, женственность. 3. Идентичность, размытая во времени - неумение установить гармоничное отношение к прошлому, настоящему, будущему. Боязнь взросления. Как пытается справиться: предпочтение семейного круга кругу друзей. 4. Иллюзорная идентичность. - идентификация с идеализированными героями или группой. С окружающими отношения поверхностные. Присоединение к особой субкультуре или группе. 5. Негативная идентичность - если нет возможности выбрать положительную роль, то появляется враждебность к социально одобряемым ценностям. Как пытается справиться: отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для поведения. 6. Предопределенная (преждевременная) идентичность - возникает, как сформированная извне, под влиянием чужого мнения и авторитета, а не в результате пережитого опыта. Понимание задач подросткового возраста позволяет более бережно относиться к переменам, происходящим с ребенком, и понимать, что стоит за таким порой трудным и невыносимым поведением. Лит-ра: 1. Нора Ньюкомб "Развитие личности ребенка" 2. О.В. Хухлаева "Тропинка к своему Я" 3. Эрик Эриксон "Детство и общество"
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|