|
"В нашу породу пошел!" О понятии родовая идентичность. Часть 2-я.Автор статьи: Кондратенко Юлия Александровна
Некоторые социальные явления, иногда подкрепленные естественными закономерностями жизнедеятельности родовых систем, могут стать причинами непринятия своей родовой идентичности. То есть, создаются ситуации, в результате которых, человек не очень-то хочет иметь принадлежность к своему роду. Чаще всего формирование такого непринятия происходит в раннем возрасте. Для начала скажу одну «крамольную» вещь – между породнившимися родами всегда существует естественная борьба (соперничество) за влияние на общее потомство – детей, внуков и т.д. Это соперничество может быть достаточно выпуклым и повсеместным, а может наоборот, проявляться слабо и лишь по некоторым поводам. Это знание, как мне видится, многое расставляет по своим местам, т.е. во многом психотерапевтично само по себе. Предложу некоторый перечень ситуаций, когда появление непринятия своего рода является довольно частым явлением. 1. Проговаривание ребенку (или вполне взрослым детям) негативных оценочных суждений в адрес одного из родителей (или целого рода). Всякий раз, когда у кого-то из родителей, старших родственников, появляется повод для сравнивания 2-х родов в пользу «своего рода» - желание это, как мы уже договорились, естественное для человека – ребенку транслируется информация о том, что кто-то, где-то провинился перед ними, не оправдал надежд, и потому этот «кто-то» расценивается, как человек плохой (слабый, бессовестный, малоимущий и т.д.), в отличие от них – представителей из другого рода. Ребенок, к несчастью, все это бессознательно усваивает, причем, накрепко. И это тоже данность, которую надо иметь ввиду. Пожалуй, самым непростым событием, по части «сливания негативной информации» в отношениях между 2-мя родами, является ситуация развода. Полноценное общение ребенка с обеими сторонами, в ситуации развода, часто ставится под вопрос. Один из родов или какая-то его часть, в самом худшем случае, рискует выпасть из окружения ребенка. И тогда встреч, совместных праздников, бесед и т.д. в компании с этим «выпавшим» родом, у ребенка будет крайне мало. Если родителям все же удается цивилизованно договориться друг с другом, появляется возможность видеться и не терять контакта со всеми родственниками. Но и здесь возникают определенные сложности. Если ребенку с ранних лет твердят, что «это вот они (одна часть родни) поспособствовали разводу или как-то недобросовестно к тебе отнеслись», есть большая вероятность, что у ребенка усвоится недоверие к представителям этого рода и непринятие его, в конечном счете. «Я с этим родом не общаюсь, мало чего о них знаю, поэтому рисовать мне о его представителях нечего и родовую идентичность сформировать я не могу» - вот то, что я часто слышу, в таких случаях, в своих группах по истории рода. Из чего следует, что какая-то часть его-идентичности человека, остается не проясненной для него, закрытой для анализа, а это значит, что она предательски влияет на его жизнь бессознательно, т.е. без его желания. Кстати, подобная ситуация может произойти в семье и без развода. Возьмем ситуацию, совсем не редкую на сегодняшний день, когда родственники невесты (или жениха) не одобряют выбор жениха (или невесты), и в роду его(ее) соответственно, находят большое количество изъянов, о чем систематически говорят ребенку в той или иной форме. Здесь также закрепляется непринятие представителей одного из родов. Есть ряд ситуаций в жизни 2-х породнившихся родов, которые дают возможность проявиться конкурентной борьбе 2-х сторон – например, рождение ребенка. Не секрет, что по этому поводу происходит своеобразная идентификация новорожденного по принципу - в «какую породу ребенок пошел». Порода, на мой взгляд, очень точное «народное» определение родовой идентичности. Кстати, весьма древнее, а потому есть все основание обратить на него внимание. Есть ощущение, что для представителей обоих родов, очень важно не просто знать, в какую породу ребенок пошел, но и выиграть в эту лотерею, т.е. с удовольствием отметить, что их генетические, а впоследствии, возможно, и социальные особенности, будут передаваться по наследству дальше, из поколения в поколение. Еще одна значимая ситуация – наречение имени новорожденному ребенку. В каждой семье есть свои традиции в отношении этой процедуры. Когда существуют какие-то договоренности, это, пожалуй, самый простой вариант. Муж может сказать жене - «Если родится сын, называю его я, если дочь - ты». В некоторых семьях есть традиция называть ребенка по святцам, в зависимости от дня рождения. В иных случаях, возможны жаркие споры и даже конфликты, в которые могут быть вовлечены старшие родственники. Бывает еще один часто встречающийся вариант, когда ребенка называют в честь одного дедушки (по каким-то «важным» для родителей причинам), а второй дедушка, конечно, как-то по-своему должен будет справляться с этой ситуацией... Спустя какое-то время, когда ребенок подрастает, в некоторых семьях (и такое возможно) дедушки-бабушки из 2-х родов могут объединиться, и тогда их рассуждения выглядят следующим образом – «Вот это хорошо, что внучка в вашу породу пошла - такая умная, у нас то в роду к знаниям никогда не стремились…» и т.д. Из чего можно сделать вывод, что борьба эта может переходить на стадию объективного принятия ситуации, идея которой заключается в том, что все родственники осознают, что они не идеальны, и желают, чтобы потомкам передалось все самое лучшее от обоих родов. Все же надо признать, что больше всего особенностей социального характера (особенности языка, знания, навыки, стратегии поведения и т.д.) наследуются от родственников, находящихся рядом - родителей, и тех дедушек и бабушек, которые чаще всего общаются с внуками (или были для них авторитетами). 2. Некорректное (а иногда и преступное) отношение родителей к своим детям - жестокое обращение, сексуальное и психологическое насилие, даже высокие требования и бесконечные упреки рождают у ребенка сознательное решение отгородиться от родителя, увеличить дистанцию от всего, что с ним связано, в том числе, и с родом. 3. Преступная деятельность членов рода в отношении других людей, повлекшая за собой тяжкие последствия – политические, экономические преступления и т.д. совершаемые членами рода. Тут все, конечно, зависит от степени тяжести преступления и от того, как представители рода к этому отнесутся... Но одно из самых неприятных наследий получают семьи, родственниками которых оказались серийные маньяки и убийцы. 4. «Скелеты в шкафу». Это любые давно произошедшие события, которые хранятся в тайне и могут расцениваться, как преступления перед государством или семьей, с точки зрения политической и исторической реальности того времени, когда они были совершены. О них старшие родственники стараются не говорить, выдают обрывочную информацию, при детальных расспросах - отмахиваются и отводят глаза. Что это за преступления? Если говорить о послереволюционном времени и послевоенном времени – то это может быть дезертирство, переход на сторону врага, выполнение обязанностей полицаев и надсмотрщиков во время ВОВ, наличие в роду репрессированных людей, называемых «врагами народа»; принадлежность к опальному высшему сословию; суицид в семье, инцест, убийство члена рода другими родственниками. Это те события, которые вызывают много противоречивых чувств – страха, тревоги, вины, стыда, которые не позволяют старшим родственникам открыто говорить об этом. Событие окутывается недомолвками и передается из поколения в поколение, как «горячий картофель». 5. Когда социум не принимает инаковость членов рода, потому что члены рода отличаются от других представителей социума, где они проживают. Они – другие, иные… Тяжелее всего эта инаковость сказывается на детях. Ребенок может страдать из-за того, что становится объектом насмешек, возникает чувство стыда, гнева, безысходности. Он злится не только на тех, кто его донимает, но и на представителей своего рода, считая, что, "если бы они были не такими, какие они есть, у него все бы сложилось хорошо". Инаковость может быть самая разнообразная. С точки зрения национальности - если в роду присутствует опальная, на тот момент, этническая идентичность. В разное время, немцы, поляки, евреи попадали в опальное положение на территории России. И в такие периоды совсем непросто было иметь принадлежность к этим национальностям. С точки зрения социального статуса семьи - если сложилась не полная семья, нет папы или мамы, семья в разводе или ребенок приемный и родители не родные и т.д. –то так или иначе, в детской среде, таким детям тоже приходится непросто. С точки зрения материального положения (бедный /богатый) – с бедными совсем некомфортно быть богатым (особенно, если ты один), с богатыми – бедным. С точки зрения внешнего вида (физиологических особенностей) - большой/небольшой вес, высокий /не высокий рост, всевозможные особенности лица или частей тела. С точки зрения вероисповедания – принадлежность членов семьи к сектантским группам или другим нетрадиционным религиозным служениям. Случается, что атеизм членов рода в определенном социуме, воспринимается сложно, как и наоборот, верующие представители рода непросто воспринимаются людьми с атеистическими взглядами в сложившемся окружении. Складывается впечатление, что каждую из особенностей, помогающую определить родовую идентичность, можно представить, как «неудобную» для проживания в определенном социуме, в определенных обстоятельствах. И еще одна важная деталь – непринятие своего рода и своей родовой идентичности, в той или иной степени переносимости, присуще нам всем. Уж так все сложилось. В этом месте можно и возможно приложить ряд усилий, чтобы постараться проработать свои чувства к представителям своего рода и обрести вполне естественное, для зрелого человека, чувство принятия себя и своего рода. ykondr.com Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|