|
"В нашу породу пошел!" О понятии родовая идентичность. Часть 1-я.Автор статьи: Кондратенко Юлия Александровна
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о понятии родовая идентичность. О том, как ее определить, о материале, который для этого необходим, а самое главное, зачем все это нужно и на что это может влиять в нашей жизни. В течение последних 5 лет, я работаю с родовыми историями участников группы «История моего рода», с собственной родовой историей и родовыми историями моих клиентов. В результате систематизации и анализа полученного материала, стало очевидно, что у представителей каждого рода есть свои физиологические и личностные особенности, образ мыслей, ценности и прочее. Эти особенности весьма устойчивы, разными путями передаются из поколения в поколение. У кого-то из представителей они проявляются в большей степени, у кого-то в меньшей. Эти наблюдения убедили меня выстроить гипотезу о том, что понятие родовая идентичность существует. Родовая идентичность – это ощущение (чувство) сопричастности, схожести с представителями своего рода, основанном на комплексе особенностей, характеризующих этот род и выделяющих представителей этого рода, от представителей других родов. В результате многолетней работы собрался некоторый комплекс особенностей, которые, как лекало можно накладывать на каждый род, и выделять знаковые черты представителей своего рода. Это совсем не означает, что все родственники этого рода будут соответствовать всем пунктам своей родовой идентичности, важно найти повторения хотя бы по 2-3-м пунктам. Итак, комплекс особенностей, помогающий выделить характерные черты каждого рода (и его представителей).
То есть, мы получаем ответы на вопросы – Кто мы? Какие мы? Чем занимаемся? Как живем? Во что верим? На чем стоим? и т.д. Безусловно, формирование родовой идентичности, происходит благодаря социальным и биологическим (генетическим) факторам, которые так или иначе, присутствуют в каждой особенности. О процентном соотношении влияния тех или иных факторов на формировании человека судить не берусь, т.к. на сегодняшний день много гипотез на эту тему. Думаю, что есть смысл заручиться поддержкой генетиков и составить отдельное сообщение о влиянии генетических факторов на человека. Еще один немаловажный момент, параллельно происходящий идентификации представителей рода – формирование эго-идентичности (если опираться на теорию Эрика Эриксона). То есть, каждый из нас, рано или поздно начинает задаваться вопросом, а что же я унаследовал из своей родовой идентичности? Возникает понимание, что родовое наследие может быть со знаком «плюс» и со знаком «минус». Деление весьма условное, это не про «хорошее» и «плохое», т.к., какие-то события или личностные особенности, кажущиеся сначала возмутительными и нежелательными, на поверку получаются очень ресурсными для дальнейшего развития рода. Но до этого уровня осознания собственной истории еще надо дойти, а пока ориентируемся на то, что нам скорее нравится в своей родовой идентичности, и мы благодарим старших родственников за то, что они нам привили и чем одарили, в генетическом плане, и что не нравится. Это когда наследие кажется нам сомнительным, есть желание поморщиться, от чего-то отказаться, чему-то возразить. В этом случае, ярко прослеживаются черты непринятия своей родовой идентичности, что, конечно, мало способствует продолжению работы со своей историей. Вот еще примеры такого непринятия. Нередко приходится наблюдать ситуации, когда клиент интересуется своими корнями исключительно, допустим, по материнской линии, а про отцовскую часть предпочитает не вспоминать. На мое удивлению по этому поводу, отвечает – «Да там ничего интересного нет…». Или минуя свой род и его представителей, участница группы собирает информацию представителей рода своего мужа, тоже по мало осознаваемым ею причинам. Условия, необходимые для идентификации представителей рода. За счет чего возможно собрать информацию, которая поможет определить родовую идентичность? Первое условие - знание истории своего рода. Для начала, хотя бы минимальное. Но, важно понимать, что, чем больше у вас будет знаний о представителях своего рода, тем глубже и интереснее соберется материал для определения родовой идентичности, тем точнее будет проведена идентификация. Ответьте себе на вопрос – знаете ли вы фамилии своих дедушек? Фамилий должно быть 2. Если ответ утвердительный, то вы прошли 1-й уровень погружения в свою историю рода. Теперь ответьте на следующий вопрос – знаете ли вы девичьи фамилии своих бабушек? Их должно быть тоже 2. Это 2-й уровень знаний истории рода. В 1-м случае, утвердительно отвечает большая часть опрошенных. Это означает, что человек знает информацию о своем отцовском и материнском роде, т.е. знает фамилии 2-х родов. Во 2-м случае, утвердительных ответов не так много, и это означает, что человеку известны 4 фамилии 4-х родов (а я их еще называю 4 фамильные ветки), на которые каждый из нас «опирается», как стол на 4 ножки. Это ближайшее наше родство, оказавшее значительное влияние на нас, с точки зрения биологических (генетических) факторов и с точки зрения социальных факторов. То есть мы с вами – это средоточие, как минимум, 4-х родов, 4-х фамильных веток. И не забудьте, при этом, представить всю вариативность личностных особенностей, жизненных сценариев, всевозможных знаний и умений, заложенных в каждом из нас. Право слово, здесь есть на что посмотреть и есть из чего выбрать (по возможности)! Важно добавить, что важно определить родовую идентичность каждой из 4-х веток. Но, если вам, по каким-то причинам, это пока сложно сделать, определите родовую идентичность материнского и отцовского рода, т.е. по 2-м веткам. Впоследствии, можно будет углубляться в особенности фамильных веток, с учетом всех фамилий прабабушек и прадедушек, прапрабабушек и прапрадедушек и т.д. (а это уже 8, 16 и т.д. родовых фамилий). Но это уже для тех, кто почувствует к такой работе интерес и захочет узнать поглубже историю рода и его представителей. Вторым из важных условий, необходимых для идентификации представителей рода, является возможность общаться со всеми родственниками. На сегодняшний день, как показывает практика, такая возможность есть далеко не у всех. И это не потому, что родственники где-то далеко живут, а потому что, очень часто, отношения в роду натянутые, не располагающие к общению и взаимодействию между родственниками. И в таких случаях, большой вопрос, куда человеку легче обратиться за информацией о своих предках – в госархив или, все-таки, к старшим родственникам. Кто-то кстати, предпочитает выбирать первое и это, безусловно жаль, так как человек много себя лишает. Хорошо, когда в роду полноценный информационный и эмоциональный обмен. Это, когда родственники все важное друг о друге знают (или стараются узнать), хотят быть в курсе событий, и эти события вызывают у них какие-то чувства. Какие это события? Где-то кто-то родил ребенка, женился, развелся или поступил в институт, отслужил в армии, заболел, умер и т.д. Если родственники интересуются друг другом, радуются или печалятся друг за друга, могут (или способны) оказать посильную физическую, материальную помощь, оказать моральную поддержку – то это типичные признаки вполне удовлетворительных отношений. Из чего, следовательно, вытекает принятие своего рода его представителями. Если же, наоборот, дистанция между родственниками с годами только увеличивается (причем и физическая, и психологическая), эмоциональный и информационный обмен крайне затруднителен, вследствие отсутствия доверительного общения, а о какой-нибудь поддержке и говорить не приходится, то можно говорить о непринятии своего рода его представителями. И надо сказать, это непринятие рода совсем не способствует интересу к своим корням, а также, в личностном плане, может мешать человеку в вопросах самореализации, построения близких отношений и влиять на черты характера. Еще один важный момент, непринятие своего рода – не способствует принятию себя. Третье важное условие идентификации рода – собирание особенностей, часто встречающиеся у родственников каждого рода. Что для этого нужно делать? Приезжать к ним в гости, видеть людей из нескольких поколений (внуков, родителей, бабушек-дедушек и т.д.), чтобы лично убедиться в преемственности определенных черт или качеств. Говорить с ними лично, задавать вопросы о жизни, о планах на будущее, о их жизненных приоритетах и т.д. На мой взгляд, ту информацию, о прошлом, настоящем и будущем, которую вы можете получить от них из рук в руки, вы больше нигде не узнаете, так как она касается, в первую очередь всего личного, сокровенного, что нигде не протоколировалось и может быть передано только в близкой доверительной беседе. При определении родовой идентичности, мне бы хотелось предостеречь всех, кто будет работать с этим понятием, и отнестись к особенностям рода по возможности, объективно, исходя еще из принципа – «Плохих родов не бывает». Из своего опыта знаю, что работать с материалом о своих родственниках непросто, т.к. часто находишься в шаге от самообличения - «Если они такие, значит и я, в какой-то мере, тоже такой?» И тут же возникает желание что-то стереть, приукрасить… То есть, для идентификации представителей рода, необходимо, по возможности, быть беспристрастным. Для чего нужно понимание (или знание) своей родовой идентичности: 1) Помогает систематизировать свое представление о членах своего рода. (Кто мы? Какие мы?) Чем глубже мы будем узнавать свой род, тем точнее будет этот анализ. Но даже находясь на 1-м уровне, знание своей родовой идентичности может принести пользу и дать возможность иначе взглянуть на себя и на родственников. 2) Дает возможность осознать и выделить черты своей эго-идентичности. Что у меня от кого? Что я взял для себя (своей эго-идентичности) из своей родовой идентичности, сознательно или бессознательно? Нравится или не нравится то, что унаследовал? 3) Способствует анализу своего родового наследия и улучшению взаимодействия в своем роду. Нередко дает возможность задуматься о неконструктивных жизненных сценариях, о родительских приказаниях и драйверах, о важности выбора, взвешенных решений, о заблуждениях, существенно повлиявших на жизнь родственников и подумать, что важно сделать в этом направлении в отношении себя и в своем взаимодействии с родственниками. Мне довольно часто приходится вести «проникновенные беседы» среди родственников о не полезности «накапливания обид друг на друга», и вместо этого, делать выбор в пользу близких и доверительных отношений. Непросто это, конечно, сдвигается, но с течением времени, это возможно. Я убеждена, что и «один в поле воин». И с точки зрения, семейного системного подхода, это тоже верно. Я возвращаюсь в свой род личностно измененная, с новыми взглядами на жизнь и поведенческими паттернами, и это не может не влиять на систему. Сначала, возможно, родственники это не принимают, потом присматриваются, видят, как я меняюсь, меняется моя жизнь и тоже начинают понемногу менять свои взгляды на привычные ситуации. 4) Знание о своей родовой идентичности влияет на процессы изучения истории своего рода. У меня есть наблюдение, что знание о своих родовых идентичностях, способствует процессам припоминания событий и фактов, имеющих отношение к особенностям и обстоятельствам жизни членов рода. А также это знание может существенно помочь в систематизации информации об истории своего рода. Благодаря использованию знаний о родовой идентичности, история рода очеловечивается. Это уже не просто генеалогическая роспись – сухие столбцы фамилий, имен, отчеств по нисходящей, восходящей линии, по женскому или мужскому роду (как это делается в генеалогии). Это уже персонажи, объединенные «общим уставом», своей жизненной концепцией, личностными и физиологическими особенностями, темпераментом, задатками и т.д. Такая информация легче запоминается, легче представляется и достаточно просто воскрешается в памяти. 5) Понимание своей родовой идентичности помогает разобраться в своих чувствах к представителям рода. Случается, что определенные особенности своей родовой идентичности могут стать причиной непринятия своего рода и наоборот. (Продолжение статьи во 2-й части.)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|