|
«Изучение и анализ истории рода – где это в психологии?»Автор статьи: Кондратенко Юлия Александровна
Для начала, определимся с местоположением науки, объединившей генеалогию с психологией в научной среде. Сразу скажем, направление новое, но «корневая система» у него уже, все-таки, есть. Оформляя статьи по истории рода на сайте «B17», много раз задумывалась, в какой раздел их поместить? Размещаю в разделе «Семейная психология», хотя, наверное, надо бы писать «Семейная системная психология», «Психогенеалогия» или, к примеру, «Родология», а еще есть «Родоведение» - но под этим именем скрываются и историко-генеалогическое сообщество, которому больше 150 лет, и психологические сообщества разного толка, о продуктивности которых я судить не берусь… В общем, пока ясности мало, но давайте все по порядку. Связать психологию и генеалогию в единый термин «психогенеалогия» удалось Анн Анселин Шутценбергер в 1980 году. Согласно психогенеалогии, некоторые наши жизненно важные решения, мечты, желания имеют неявную, но прямую связь с событиями жизни наших предков. На счету Шутценбергер несколько книг, среди них знакомая многим книга «Синдром предков», написанная в 1993 г, а также практические семинары, консультации клиентов по вопросам родовой истории и многое другое. Семейные психологи взяли на вооружение ее знания и опыт и, некоторые из них, активно используют трансгенерационный подход в своей групповой работе. Безусловно, есть и другие парадигмы, в рамках которых, затрагивалась тема анализа родовой истории – психоанализ, транзактный анализ, семейный системный подход, трансперсональная психология, перинатальная психология, список можно продолжать. Чаще всего, в рамках этих наук, обсуждаются сюжеты из недалекого прошлого клиентов, в пределах 3-х поколений, чтобы проработать сложные ситуации в отношениях с родителями, бабушками и дедушками. В итоге, в течение последних 130 лет редкая психологическая консультация проходила без упоминания живущих и «поминания» умерших старших родственников. Хотелось бы особо выделить инструмент, которым, как оказалось, удобнее всего пользоваться при анализе родовой истории - это генограмма (геносоциограмма). Этот метод, с разной долей сложности, применяют системные семейные психологи в семейном консультировании. Кроме всего прочего, генограмму можно построить самостоятельно, усвоив основные правила ее построения. С рождением этого метода не обошлось без казуса. Считалось, что генограмма родилась, в светлой голове Мюрея Боуэна (1967 г.), а вот Анри Коломб, специалист в области психогенеалогии, привез в Ниццу в 1978 г. аналог генограммы под именем «геносоциограмма». Ко всему прочему, оказалось, что авторство метода было собирательным, и в возникновении самой идеи большую роль сыграл Якоб Морено (родоначальник метода психодрамы), задолго до 1967 года. Именно его ранние размышления о семейных комплексных связях и «социальном атоме» дали почву для создания важной схемы родовых отношений. Еще одна немаловажная деталь заключается в том, что у геносоциограммы и генограммы очень много общего в условных обозначениях и правилах построения, за исключением некоторых деталей, отвечающих потребностям каждого из методов. Одна деталь сразу бросается в глаза, мужчины в генограмме обозначаются квадратами, а в геносоциограмме – треугольниками. Возникает вопрос, почему не договорились о едином названии, если так много общего? Суть этой странности глубока и может быть связана с причиной, тождественной той, почему семейные системные психологи не признают теоретические выкладки Берта Хеллингера. Очевидно, не совсем научные рассуждения сторонников геносоциограммы не воспринимались всерьез сторонниками генограммы, так как считались скорее интуитивными, чем надежными и теоретически подкрепленными. И по сей день, можно встретить родовые схемы, составленные под влиянием одного или другого метода. К слову сказать, для того, чтобы составить генограмму или геносоциограмму достаточно знания 3-х – 4-х поколений своего рода, в редких случаях нужно 7 поколений. Справедливости ради, добавлю, что тема рода, в контексте «обретения силы рода», в тренинговой среде существует достаточно давно. Начиная с 90-х гг. в России ее представляли, как правило, специалисты восточных практик – всевозможные гуру, шаманы и прочие учителя. Работа велась в групповом формате и, как правило, через медитативные практики. Никаких бесед о том, что не мешало бы узнать собственную родовую историю, не проводилось. Все соглашались с абсолютной данностью – «у всех есть предки». С этим точно сложно поспорить. И здесь было не важно, кем они были и как они жили. Они были, а это значит, что на них можно было опереться, создавая свои визуальные медитативные образы. Чуть позднее родилась еще одна наука - «родология», которая изучает процессы, происходящие в роду, и живет своей полноценной жизнью с 1995 года, благодаря методичной работе супруг Докучаевых в г. Перми. Ими создана академия родологии, и ее филиалы есть во многих городах России. В 2013 году я провела свою первую группу по истории рода. Мне показалось наиболее состоятельным проводить анализ родовой истории с помощью семейного системного подхода и транзактного анализа, сочетая это с генеалогическими исследованиями, со всеми вытекающими процедурами. Последнее напрягло многих. Объясню почему. Оказалось, приходя на системные расстановки, в медитативные центры или на другие занятия, связанных с родовой историей, нужно было приносить только себя и … ничего больше не делать. В моих же группах, участники, как "заправские ищейки", должны были настраиваться на многомесячный кросс – по родственникам, архивам, музеям, старым дворам, библиотекам, антикварным магазинам и еще, Бог знает, чему… Преодолевая при этом все современные проблемы человечества – социофобию, нежелание общаться со своими родственниками, обидами на мужей и отцов после развода, сложными отношениями с престарелыми родителями, живущими в одной квартире с ними, страхе перед «казенными» учреждениями (архивами и т.д.), неверием, в то, что люди, проникнутся, дадут, поймут, пустят, расскажут и покажут…. В процессе обдумывания этой работы собрался внушительный арсенал методов, необходимых для обработки такого материала – это и построение генеалогического древа, и обращение к архивным и историческим источникам, и построение генограммы, и системное мышление при анализе отношений в роду, и теория родовой передачи жизненных сценариев, и, написание настоящих, родовых историй, составленных по рассказам старших родственников и многое-многое другое… Кстати, о родовых историях. Удивительно, но именно этот жанр помогает не только «вкусно» оформить известную информацию о своем роде (вместе с именами, датами и фотографиями), но и вызывает живой интерес у читателей, побуждая их углубляться в собственную историю, заражая любопытством и преклонением перед причудливым переплетением человеческих жизней. В итоге оказалось, что такое сложное, противоречивое, многообещающее понятие, как история рода, может быть найдено, рассмотрено, изучено с разных сторон, проанализировано сквозь призму разных психологических подходов и разобрано на составляющие темы для еще более подробного изучения. Стало очевидно, что родовая история дает не только обширную информацию о жизни предков в течение нескольких поколений, но и помогает понять, в каких сферах и почему мы продолжаем двигаться по родовым схемам, что называется «в ущерб себе», а в каких закономерно чувствуем себя словно «рыба в воде» - свободно и непринужденно, решая житейские задачи без особого труда. «И, все-таки, зачем так глубоко изучать свой род?» - не унимаются коллеги и участники групп. Знаете, что отвечаю я в первую очередь – «чтобы знать». И весь процесс узнавания, со своими сложностями и радостями открытия, может доставлять удовольствие. «Занятие не для многих» - заметите вы. Наверное. Но метод под стать автору. Я использую то, что интересно мне. Кто-то через пошив и оформление славянской куклы открывает новые знания о себе, предках и мире, а мне милее обстоятельно изучать факты и артефакты, оставленные нашими предками, чтобы понять что-то о них и о себе, в том числе. Эта информация не кажется мне чрезмерной, по-моему, она нравственно дополняет личность, делает человека глубже и основательней. Надо, наконец, сказать что-то о роли психологического образования в этом деле. Психологу заметнее некоторые закономерности тех или иных явлений в роду. Не ускользнут от нашего внимания и «странности – людские и событийные», «непредвиденные обстоятельства», «незаслуженные упреки и наказания». Все оказалось можно объяснить, если собрать необходимые факты и проанализировать их, исходя из знаний человеческой природы и законов общества, исторических сводок того времени, географических и культурологических особенностей той местности. Происходит погружение в историю рода в режиме «три Д», если хотите. В общем, никаких чудес, хотя то, что происходит в родовой системе, на первый взгляд, может выглядеть мистично и неправдоподобно... Но, как говорят психологи, "это только на первый взгляд, при анализе волшебный флёр успевает развеяться". www.ykondr.com. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|