Лонгитюдное исследование жизни ребенка с родовой травмой сквозь призму четырех измерений

Лонгитюдное исследование жизни ребенка с родовой травмой сквозь призму четырех измерений

В статье описана краткая методология лонгитюдного исследования, представленная на  II Всемирном Конгрессе по экзистенциальной психологии и психотерапии в Буэнос-Айрес (Аргентина, 2019). Объектом исследования является жизнь детей и молодых людей, которые с рождения имеют  физические отклонения, нарушения. Мы исследуем процесс становления личности с учетом культурной среды.

 

 

 «Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий,

иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем.»

 Януш Корчак. «Как любить ребёнка»

Дети при родах получают травмы, при которых некоторые внутренние органы или жизненные функции нарушаются в различной степени. «Родовые повреждения могут возникнуть и нередко возникают в процессе родов, считающихся обычными, нормальными, физиологическими.» [4, с. 33]. Иногда травмы могут проявить себя только с течением времени. Мое внимание — это дети, которые при рождении вместе с жизнью получили и физические нарушения различной степени. Термин «родовая травма» объединяет нарушения целостности и расстройства функции тканей и органов ребёнка, возникшие во время родов.

С целью более глубокого изучения личности, ее реагирования в процессе взросления на имеющиеся с рождения отклонения были разработаны специальные методические приемы. Они позволят оценить роль интеллектуального уровня, знаний о здоровье и болезни, возможных тенденциях развития, опыта перенесенных страданий, опыта посещений больниц и стационаров, преобладающих эмоциональных отношений родителей к болезни ребёнка и восприятия ее самим ребёнком.

Методология моего исследования основывается на экзистенциальном подходе, предложенном английским психотерапевтом Эмми ван Дорцен.   

«Традиционно экзистенциальные измерения представляются в виде тройки, включающей физическое, социальное и личное измерения, которые как правило называются по-немецки Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt (Бинсвангер, 1946, Босс, 1963). Бубер (1923), Ясперс (1931,1951) и Тилих (1952) вводят четвертое, духовное измерение, или Uberwelt; его нужно учитывать и прояснять (ван Дорцен-Смит, 1984)». [1, с. 70].

Исследование представляет собой изучение жизни ребёнка с родовой травмой на языке четырех измерений бытия.

 «Umwelt описывает природный мир в его физическом, биологическом измерении, где люди склонны действовать согласно инстинктам. Mitwelt описывает общественный мир с его социальным измерением человеческих взаимоотношений, в котором человек, вероятно, следует изученной, культурной манере. Eigenwelt описывает личный мир человека с его психологическим измерением, мир личного и личностного опыта. Uberwelt описывает идеальный мир с его духовным измерением, мир верований и стремлений, где человек обращается к ценностям, находящимся вне его самого, и осмысливает свое существование». [1, с. 71].

ФИЗИЧЕСКИЙ МИР.

Из всех четырех физический мир является самым фундаментальным. Человеческое бытие укоренено в актуальном физическом присутствии в материальном мире.  Так как в исследовании у детей имеется родовая травма, физические нарушения, то есть предположение, что физическое измерение бытия имеет для них очень большое значение.

У травмы может быть реальная история, а может быть и придуманная… А была ли травма при родах на самом деле? Что имеем: факт или рассказ о факте? Может быть история травмы – это только рассказ кого-то из родственников, пересказы предположений. Тогда это сюжет не про травму у ребёнка, а про взаимоотношения в семье. Чтобы прояснить, была ли травма, важен медицинский диагноз как наличие зафиксированного факта. Здесь важно, когда и кем был поставлен диагноз, одним специалистом или несколькими, проверялся ли диагноз.

Развитие травмы предполагает разные варианты: нивелировалась; осталась без явных изменений; усугубилась дополнительными факторами.

1)Нивелировалась, стала малозаметной, исчезла совсем. 

Причины изменений: эффективное лечение, физические изменение в процессе роста ребёнка, изменение непосредственно диагноза.

2) Осталась без явных изменений.

Когда ребенок рождается с нарушением, которое невозможно убрать, то может быть два варианта.

Первый: Терапия, массажи, обследования – чтобы остаться на прежнем уровне, чтобы не стало хуже. Например, это детский церебральный паралич. Сегодня медицина не умеет восстанавливать функции мозга, но телу, мышцам, нужно помогать правильно формироваться при росте и развитии ребёнка.

Второй: более-менее компенсировать недостаток и жить с этим.

Например, аплазия или гипоплазия конечностей (недоразвитие органа, конечностей). В таком случае может появиться протез, и ребенок учиться управлять им.

3) Осложнения, ограничения, патологии.

Осложнения часто бывают при отсутствие своевременного лечения, когда родители не предавали значения симптомам, столкнулись с болезнью при проявлении выраженных отклонений в развитии ребёнка.

Поздние осложнения могут проявиться, когда ребенок идет в школу, усиливается нервное напряжением, изменяется режим.

Итак, проводя исследование, составляем некую карту мира ребёнка.

При исследовании важно отношение ребенка к своей болезни, к ограничениям и к возможностям, к окружающему его пространству, к его организации, к эстетике, к комфорту, удобствам и неудобствам. Важно, как выглядит организованная для него среда.

СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.

«Как и в других измерениях, цель состоит не в том, чтобы производить систематизированное исследование все этих элементов, а в том, чтобы быть готовым к любому последовательному дисбалансу и выявлять рефлексию клиентов в тех областях, в которых их восприятие нарушено или неясно. Многие клиенты испытывают трудности, связанные с существованием в социальном мире, и многие существующие подходы консультирования и терапии смотрят на эти проблемы совершенно по-разному.» [1, с. 78]. Экзистенциальный подход подразумевает парадоксальность человеческих отношений. Это может быть оппозиция любви и ненависти, уважения и негодования, принятия и непринятия.

Это мир взаимодействия с другими людьми. Причастность к общественной сфере, где на поведение и восприятие влияют общественные нормы, социальные соглашения, межличностные отношения, связанные с властью и подчинением.

Социальное измерение - отношение к другим людям, которые вместе с ребёнком живут в мире.Исследуя это измерение, мы обращаем внимание на способность и желание ребенка устанавливать контакт. Изучаем опыт отношений с взрослыми, с другими детьми, родственниками.  Можно проследить, кто из взрослых задает «стандарты» поведения, давая ребенку понятия норм поведения - что такое «хорошо» и что такое «плохо».

История познания социальных учреждений включает в себя детский опыт присутствия в больницах. Наличие травмы, заболевания предполагает более частое общение с медициной. Нахождение в больнице запоминается по-разному, в зависимости от возраста и интенсивности переживаний. Дети чаще говорят не о боли, а о переживании одиночества, когда один на один с болью. Вспоминают о друзьях по палате. В больницах приобретается опыт подчинения врачам или медперсоналу, когда приходилось терпеть медицинские манипуляции.

«В настоящее время появилось большое количество работ, направ­ленных на изучение понимания детьми болезни, боли, лечения и гос­питализации. Как хорошо, так и плохо адаптирующиеся дети с неже­ланием поступают в стационар. Лишь незначительная часть пациентов старшего возраста (13—15 лет) осознает необходимость госпитализа­ции. В большинстве случаев дети воспринимают госпитализацию как наказание» [2, с. 108]. Понимание ребенком своей болезни развива­ется в соответствии с его интеллектуальной зрелостью, что необходи­мо учитывать при объяснении больному его заболевания и необходимость лечения.

Социальные учреждения – это также детские сады, школы, различные формы дополнительного образования, секции. Здесь приобретается обширный опыт общения со сверстниками, появление авторитетных взрослых. Так же и опыт разочарования в человеческих отношениях, переживания отчуждения. Так же впервые может происходить осознание ребенком своей болезни как отличительного признака от других, переживания и чувство стыда, отвращения к себе.

Если в семье ребенка отношение к травме негативное, болезнь является проблемой, с которой идет борьба, то за пределами дома ситуация может измениться.  Наличие болезни дает общность с другими детьми в больнице. Иногда телесный дефект в среде сверстников переходит в индивидуальность.

В социальном мире могут происходить политические события, конфликты, влияющие на жизнь всего общества. Знает ли ребенок о них? Если знает, то что именно?

Трудности взрослеющего ребенка в социальном мире могут существенно усилиться, если в личном мире имеются проблемы. По мнению специалистов, работающих в центре социальной реабилитации для детей с детским церебральным параличом, специального внимания заслуживает суицидальное поведение подростков и молодежи с данными заболеваниями.

ЛИЧНЫЙ МИР.

«Третье измерение мира клиента, которое надо изучить, - то, где он взаимодействует с собой. Частный мир - страна близости. Он включает как близость с собой, так и близость с другими. Личный мир - мир дома: место, где ты чувствуешь себя легко в окружении знакомого и родного. Этот частный мир - мир Я и Мы. Он охватывает все, что рассматривается как часть Я». [1, с. 86]

Это мир, где ребенок взаимодействует с собой. Внутренний мир включает в себя чувства, мысли, характерные черты, идеи, стремления, объекты и людей в той степени, в которой они идентифицируются как свои собственные. Личное измерение связано с личным отношением к себе, которое возникает при самоосознавании. Это собственный мир ребенка, включает в себя отношение к вещам и игрушкам, животным или людям, которых ребенок ощущает частью себя.

Здесь мы изучаем  близость с собой, близость с другими. Как сам ребенок переживал и переживает свою травму? Какие были ресурсы, чтобы пережить. Преодолены ли негативные силы травмы?

В личном мире важное место занимает друг. Или мечты о друге.

В данном измерении могут проявиться страхи, которые переживаются как сильное напряжение и беспокойство, но ребенок ими может не делиться с родителями,  понимая неуместность, а иногда и нелепость происходящего.

Если болезнь, травма, ярко выраженная в физическом мире, привлекает внимание взрослых так много, что другие стороны жизни ребёнка малозаметны, то  в пустоте в личном мире поселяются страхи, а самым близким может быть игрушка, собака, персонаж из книги или мультфильма... 

События, происходящие в семье, имеют влияние на изменение общего образа жизни и уклада, но ребёнок по-разному может их воспринимать. Например, развод родителей, рождение другого ребёнка, смерть родителя, родственника или друга семьи. Имеют ли эти события отражение в личном мире ребёнка? В какой степени? Рождение брата или сестры может вызывать ревность, обиду в отличии от радости родителей. Если в семье произошла смерть близкого человека, то разнообразие реакций ребёнка, «соприкоснувшегося со смер­тью, зависит от его прежних переживаний, религиозности и культуры семьи, привязанности ребенка к умершему и его уровня развития. Его отношение к смерти в семье в связи с этим будет отличаться от реак­ции близких ему взрослых» [2, с. 187]. Способность печалиться может зависеть от фазы психи­ческого развития ребёнка во время утраты, а также от его ранних травмирую­щих переживаний.

ДУХОВНЫЙ МИР.

Духовный мир - область экзистенции, где люди создают значение для самих себя и придают смысл вещам. Зная, что каждая личность обладает неявно выраженным мировоззрением, мы учитываем, что в детском возрасте этот мир зарождается, формируется.

«Что представляет собой ребенок как отличная от нашей душевная организация? Каковы его особенности, потребности, каковы скрытые, не замеченные еще возможности? Что представляет собой эта половина человечества, живущая вместе с нами, рядом с нами в трагичном раздвоении? Мы возлагаем на нее бремя завтрашнего человека, не давая прав человека сегодняшнего». [3, с. 53].  Януш Корчак еще сто лет назад указывал на то, что ради завтрашнего дня мы пренебрегаем тем, что радует, смущает, удивляет, сердит, занимает ребёнка уже сегодня. Если разделить человечество на взрослых и детей, а жизнь - на детство и взрослость, то окажется, что дети и детство — это очень большая часть человечества и жизни. Ради завтра, которого ребенок не понимает, в котором он сегодня не нуждается, крадутся годы жизни. Случается, что  родители тревожатся  о здоровье ребёнка так много, что не замечают, как сильно  ребёнок нуждается в играх, развлечениях, общении, поддержке. И еще – в серьезных разговорах о совести, о любви, о смысле жизни. «Способность сформулировать и описать те ценности, идеи и принципы, согласно которым человек живет, - первый шаг в направлении решения проблем социального, личного и физического мира. Когда становится очевидно, что какие-то идеи и ценности очень важны, человек часто находит новые силы для осуществления этих идей и ценностей, несмотря на внешнее или внутреннее давление и препятствия» [1, с. 94].

Жизнь ребенка с родовой травмой (восприятие, осмысление материального мира, отношение к людям и к себе, принятие возможностей и ограничений) зависит от отношения окружения к болезни ребенка и предопределяет его дальнейшую судьбу. На что больше обращается внимание – на борьбу с болезнью? На развитие интеллекта и становление характера? На поиск сфер применения способностей?  Мы исследуем, чему придается самое большое значение в окружении ребёнка. А что имеет значение именно для взрослеющего человека? Именно особо значимое и ценное может быть ресурсом для реализации своих устремлений в будущем.

Мы исследуем, что  именно взрослеющий человек считает правдой и в чем он не сомневается, какие дела являются важными и почему, чем бы он дальше хотел заниматься, и еще  важное направление в исследовании - таланты ребенка, их  нужно распознать, определить и развивать.

Все четыре измерения связаны между собой. Невозможно выделить только одно и пренебречь остальными.

На сегодняшний день целью моего исследования является  поиск  ответов, ресурсов, способов  жить и действовать продуктивно, используя возможности, и  предупреждая  душевные нарушения при наличии телесных,  когда  вместе с жизнью при рождении дается еще и болезнь. Жизнь может преподнести нам разные сюрпризы, подарки, вызовы, кризисы и проблемы…Судьба может  сложиться по-разному, независимо от данностей при рождении.  И когда мы будем готовы к постоянным вызовам, тогда «… откроется глубина переживания и реальности, идущая от подлинной преданности существованию. Тогда обнаруживается, повергая нас в удивление и вызывая наше любопытство, тот факт, что, несмотря на все наши печали, волнения и страдания, жизнь полна явных и скрытых возможностей и поистине стоит того, чтобы жить» [1, с. 214].

 

Список использованной литературы:

  1. Дорцен Э. Ван. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. Ростов-на-Дону : Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. 126 с.
  2. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб. : Речь, 2004. 384 с.
  3. Корчак Я. Как любить ребенка //электронная онлайн книга.  Режим доступа URL: https://librebook.me/kak_liubit_rebenka__chast_1/vol1. (дата обращения 09.01.2020)
  4. Ратнер А. Ю. Неврология новорожденных: Острый период и поздние ослож­нения. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 368 с


Просмотров: 379
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как Новогодний костюм может повлиять на жизнь ребёнка?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Как быть в гармонии с собой и не потерять себя в современном мире
  • Как сохранить семью, когда после рождения ребёнка нарушена интимная жизнь?
  • Одиночество как инициация. Чему может научить жизнь наедине с собой? Часть I
  • Одиночество как инициация. Чему может научить жизнь наедине с собой? Часть II
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь