Мне задали вопрос: "А что делать, если в личной жизни проблемы, и понимаешь, что нужно что-то делать... А популярный подход про "предназначение настоящей женщины" не близок. Хотя бы с чего начинать?"
Во-первых, разрешите себе чувствовать себя ценной личностью и настоящей женщиной, не зависимо от того, есть ли у вас муж или нет. (Это к той же проблеме "условий", которые якобы необходимы для достижения статуса «настоящей женщины»).
Второй важный шаг - начать освобождать своё сознание от общественных стереотипов о браке, о роли мужчины и женщины. И задавать себе вопросы: а что лично для меня значит партнёрство с людьми и партнёрство с мужчиной? Чем это для меня ценно? Почему я этого хочу? И почему я этого боюсь и избегаю?
(Так как, если хочется давно, но до сих пор нет – значит существуют серьёзные мотивы против брака. Но они не осознаваемые. И их важно осознать, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, а так же, чтобы свои внутренние проблемы и противоречия не тащить в отношения с мужчиной).
Ещё примерные вопросы: как брак изменит мою жизнь и какие мои важные потребности удовлетворит? Что я готова внести в партнёрство и что хотела бы получить? От чего мне придётся отказаться? Какая форма отношений в браке приемлема и желанна для меня? (Вы же хотите выйти замуж для себя, а не для "доктора Торсунова" ?)
Вообще хорошо бы изучать эту тему и приближаться к реальной картине брака как долговременного союза мужчины и женщины, живущих в современном обществе. Понять, каковы возможности и ограничения современного брака. Что он может дать, а что нет.
(Полезная книга с исследованием сущности брака в прошлом и настоящем, как он необратимо менялся, и как нам вообще теперь друг с другом жить – «Законный брак» Элизабет Гилберт. Есть аудиокнига в моих аудиозаписях).
То, что с институтом брака происходят важные трансформации – это очевидный факт. И попытки спрятаться от актуальных процессов в ракушку прошлых идеалов (которые и дошли-то до нас в искажённом виде) – никому по-настоящему не помогут.
Если проблемы с созданием семьи длительные и собственными силами не решаются, то причины этому – психологические особенности человека, которые он получил «в подарок» от среды, в которой развивался, и чтобы произвести реальные изменения в своей жизни, ему нужно трансформировать базовые стереотипы своих психологических реакций, касающиеся его отношений с миром.
Для таких изменений нужна очная психотерапия. Так как, что было нарушено через отношения, только через отношения может быть и исцелено. Способность быть близким с другим была нарушена в ранних отношениях с мамой и может быть восстановлена в отношениях с психотерапевтом.
И мне кажется бессмысленным и бесперспективным (для цели выйти замуж), "полировать" ту идеализированную картинку брака, какую выписывают в своих опусах специалисты по "ведической психологии". Ещё, в их представлениях, брак должен быть вершиной желаний всех женщин.
Роль жены и матери - это та часть женской идентичности (образа своего я, мнения о себе), которую нам дают отношения с другими, выполнение действительно важных функций по отношению к ним.
Но есть ведь ещё и та базовая часть идентичности, которая не зависит от отношений с другими. У здоровой личности формируется в процессе развития та часть "образа я", которая основана на глубинных телесно-эмоциональных переживаниях себя и своего места в этом мире, как результат внутренней работы, роста. Когда у меня ничего социального нет, всё равно есть я - моё тело, мои чувства, мои мысли, то, что я себе отдаю отчёт в том, что я это я.
(Некоторые исследователи называют базовую часть представлений о себе - аутентичностью, а часть, связанную с выполнением социальных ролей - идентичностью. Формирование аутентичности - более длительный и сложный психологический процесс. Так как от всего базового нас насильственно наша культура отлучает ещё в детстве).
И та часть идентичности, основанная на ролях, оказывается всего лишь внешними атрибутами, костылями, если базовой, «самостийной» идентичности (аутентичности) нет. И демонстрация этих внешних атрибутов производит впечатление «фальши». В общем-то так же обстоят дела с идентичностью-аутентичностью у мужчин. Только у них социальная атрибутика другая. А на уровне аутентичности, мы, возможно, вообще одинаковые.
*Продолжение ответа на вопрос в следующей части - "о священном браке" :)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.