Мне очень импонирует мысль, что мы состоим из опыта взаимодействия с различными людьми. Тогда я могу сказать, что мое Personality - представление о том: "Кто я такой?"- это не то что сформировано раз и навсегда и обусловлено прошлым, это то что постоянно может изменяться. И это меня очень вдохновляет в работе и в жизни, вот эта возможность подвижности внутренних процессов и вообще возможность изменений через ассимиляцию.
Когда возможны эти изменения? Когда у меня есть интерес и я открыт новому, когда я могу регулировать контактную границу с миром.
Например, я приводила пример вчера для клиентки, чьи границы с миром на сегодня удерживают ее больше в изоляции, чем в движение к.. миру.
Этот пример навеян историями К.П. Эстес. Если мир это метафорически большой Лес, в котором водятся Добро и Зло, Ресурсы и Опасности,то есть он разный и отрицать это было бы способом пытаться сохранять свою детскую наивную веру в чудеса, и потом сильно обламываться.
И вот в этот метафорический Лес - мир, надо хотя бы периодически идти, там и есть жизнь, а в границах собственного "Я" хоть и безопасно, но есть статика, застой, неподвижность. Но, как же я пойду в лес, если я не могу отличить добра от зла, ресурс от опасности, доброго охотника от злого волка и при надобности с этим всем как то обходится?
Если уже могу, то могу регулировать контактную границу - опираться на себя, свои ощущения - функцию ID, на свой опыт, который уже ассимилирован и выбирать способы взаимодействия. Здесь уже включается моя функция Ego - выбора. Тогда я могу сходить в Лес и все, кого я там встречу будут очень важными для меня героями из этой сказки) Потому что опыт взаимодействия с каждым из них немножко обновит меня, а уже усвоенный, он может стать новой внутренней опорой. А еще и ягод вкусных с грибами насобираю и домой принесу)
В каком случае изменениям сложно произойти? Если есть нарушения усвоенных способов взаимодействия, то есть речь идет о моем Self - то что называют индивидуальным способом присутствия на границе контакта с миром, и эти вопросы имеют прямое отношение к тому первоначальному вопросу "Кто я?", каков контекст моей личной истории.
Те способы контакта, которые у меня есть почему то оказываются не "работающими", не контактными, и в этом случае приходится выбирать изоляцию, дабы не раниться об это взаимодействие. Существующее нарушение контактной границы, когда я например не могу защитить себя, потому что моя способность к защите подавлена и понимается, как что то плохое, ну злиться не хорошо ведь и опасно, и такое может быть в опыте. Или вот еще хороший вопрос: "А есть ли у меня право ходить в этот Лес? Собирать там грибы и ягоды? Встречать различных персонажей и вступать с ними во взаимодействие?" И все это в общем поправимо.
Человек может приобретать новое и изменяться, если опыт, который у него уже есть, может быть им ассимилирован. Это и есть вопросы напрямую связанные с его идентичностью. Одна из важных работ в терапии это ассимиляция этого опыта, завершение тех самых незавершенных гештальтов прошлого, возможность присвоить себе себя через личный контекст опыта, найти новое в старом, расширить свое Personality.
И все это становится просто невозможным, если мы бежим сломя голову по жизни и не успеваем усваивать и асиимилировать, или закрылись в Высокой Башне, в надежде, что когда нибудь кто то спасет и освободит. Если нет возможности ходить в Лес, впускать это новое и контактировать с ним, внутренне развиваясь и обогащаясь от этого.
Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт