Кто я? Формирование подростковой идентичности

Автор статьи: Сарафенюк Анастасия

Кто я Формирование подростковой идентичности

Вспомните себя в 12-16 лет. Что вы любили? Чем занимались в этом возрасте? Как одевались? Какую слушали музыку? Возможно, относились к какой-то субкультуре?

У многих подростков именно в этом возрасте появляются первые татуировки, они сами себе делают пирсинг, экспериментируют с цветом волос и стилем в одежде. Таким образом они пытаются найти себя и своё место в социуме.

Предпосылки формирования идентичности начинаются еще в раннем детстве, когда ребёнок выбирает, что ему сегодня надеть, делится секретами о первой влюблённости и рассказывает, кем он хочет быть, когда вырастет. Очень важным этапом является подростковый период – это время, когда формируется идентичность ребёнка, но одновременно он озабочен и перегружен огромным количеством тревог. Его тело меняется, гормональные изменения влияют на настроение и ощущение себя. Значимость сформированной идентичности в том, что она позволяет воспринимать свою самостоятельность, помогает отличать себя от других, а также дает возможность стремиться к собственной неповторимости и уникальности. С ощущением согласованности между тем, как воспринимает подросток себя, и тем, как воспринимают его другие.

Идентичность – это устойчивое и последовательно появляющееся ощущение тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей.

Существует множество препятствий к формированию идентичности, основные - это потеря своего «Я», цельного представления о себе и потеря идентификации с кем-либо из родителей. А также резкие социальные, политические катаклизмы и невозможность справится с ними.

На формирование идентичности влияют различные факторы, один из них - это умственные возможности подростка и то, насколько он осознает все, что может и умеет. А также учебная среда, в каком учебном заведении обучается ребёнок, какие есть увлечения и хобби. Дети, которые растут в семьях с демократическим отношением, лучше и быстрее находят себя и осознают, чего они хотят, они ставят вопросы о жизни и ценностях, на которые ищут и находят ответы.

Принятие некой социальной роли и выбор самих ролей, зависит от целей, которые подросток ставит в жизни, то что он хочет делать сегодня, завтра, через год, через 20 лет.

Но бывает, что подросток неспособен достичь идентичности, тогда наступает, так званый кризис. Он неспособен выбрать карьеру, не может продолжить образование, не знает, чем хочет заниматься. У него огромное чувство бесполезности, своей никчемности и душевный разлад. Идентичность для подростка – это постоянная борьба за свои идеалы, это различие между истинными своими желаниями и желаниями других, это верность самому себе и отстаивание своих границ. Поэтому задачей подростка является: собрать все знания о себе, понимать какой я, что я люблю, что мне нравится. А также осмыслить своё прошлое, какой я был раньше, чем хотел заниматься и чем занимался, приносило ли мне то занятие удовольствие, и чем я занимаюсь сегодня? И конечно же, укреплять свои социальные роли, я – сын/дочь, я - школьник/студент, я – спортсмен/художник.

Дайте возможность подростку выбирать разные «маски» для себя, уважайте его выбор и обсуждайте это с ним. Пусть ребёнок сделает три рисунка или найдёт три картинки, на которых будет изображено:

  1. Я такой, каким меня видят родители.
  2. Я такой, каким меня видят друзья.
  3. Я такой, каким меня никто не видит.

Обсудите с вашим ребёнком эти изображения, что в них похожего? А чем они отличаются? Почему получились именно эти изображения? Есть ли что-то, что мешает проявлять себя так в жизни? С помощью такого упражнения подросток сможет осознать свои новые сильные и слабые стороны, возможно, посмотрит на себя с другой стороны.

Основная задача подростка на пути формирования своей идентичности – это собрать все знания о себе и сложить их воедино. Для того, чтоб ощутить свою целостность, человек должен переживать непрерывность того, кем он стал за долгие годы детства, и того, кем он обещает стать в ожидаемом будущем.

Автор: Анастасия Сарафенюк

Источник: https://ujew.com.ua



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Когда подросток режет себя и специально делает себе больно
  • Состояние потери себя или кризис идентичности.
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Письмо себе от себя подростка.
  • Формирование подростковой идентичности в зеркале отношений.
  • Не бойтесь потерять, лучше вспомните себя таким, каким вас полюбили!
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Проблемы профессиональной идентичности подростка
  • Реконструкция себя – это формирование история о себе?
  • А может у меня диссоциативное расстройство идентичности?
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Чего хочет современный подросток, или есть ли на самом деле разрыв ценностей между поколениями?
  • Почему так страшно принимать себя таким, какой ты есть?
  • Формирование женской идентичности
  • Как понять: кто я? Формирование эго-идентичности.
  • Принять себя такого, какой ты есть
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Возвращение к своей идентичности, или в поисках пути домой. Статья первая
  • О влиянии семьи на формирование личностной идентичности
  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • Развитие и кризис идентичности в возрасте от 18 до 30 лет
  • "У меня растут года, будет и 17...", или О профессиональной идентичности в эпоху постмодерна
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Когда вы сами себе жёский контролёр, и палач, и сами же против себя бунтуете и «не слушаетесь»
  • Изменяться или принять себя таким, какой есть?
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь