Проблемы профессиональной идентичности подростка

В подростковом возрасте формируется представление человека о своей месте в профессиональной общности и это является основой профессиональной идентичности.

Как человек представляет свое будущее, кем себя видит? Профессиональная принадлежность является одной из самых значимых характеристик человека.

С точки зрения осознания человеком своего профессионального будущего можно выделить четыре уровня:

  1. Человек не ставит перед собой профессиональных целей, будущее размыто, представления о карьере не сформированы.
  2. Внешняя среда (родители, друзья и т.д.) сформировали представление подростка о том, кем ему быть, однако это не самостоятельный осознанный выбор человека.
  3. Человек находится в поиске, рассматривает различные варианты построения карьеры, понимает проблему и трудности выбора карьеры, но окончательно его выбор не закончен.
  4. Человек сформировал свой будущий профессиональный путь, определился самостоятельно, понимает суть и требования к будущей профессии, соизмеряет их со своими возможностями.

От чего зависит, останется подросток в своем профессиональном определении на первом уровне, либо достигнет четвертого?  

Профессиональное определение происходит под воздействием внешних и внутренних факторов. К внешним, относится экономическая ситуация в стране, престиж определенной профессии, мнение родителей, учителей, сверстников, средства массовой информации и Интернет. К внутренним факторам относятся склонности, способности, интересы, темперамент, мотивация и др. К сожалению, основу выбора профессии чаще составляет внешняя среда, а внутренние мотивы учитываются в гораздо меньшей степени. Особенно сильно влияние родителей и сверстников. По данным исследования Росстата 85% родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование, однако  качество образования и специальность стоит не на первом месте.

При выборе профессии, важно учитывать, насколько будущая профессиональная деятельность соответствует склонностям и способностям человека. Кроме этого человеку важно иметь адекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, чтобы не было рассогласования между склонностями и способностями, с одной стороны, и психологическим содержанием работы, с другой. В случае рассогласования вряд ли будет достигнута высокая эффективность деятельностью или удовлетворение ею. Важно также осознавать, что склонность не означает узкой направленности выбора. Одни и те же склонности могут реализоваться в разных профессиях.

Перед старшеклассниками стоит сложная задача выбора своего жизненного пути. Готовность к профессиональному выбору и его осуществление – это центральный элемент структуры профессионального самоопределения, так как он является результатом взаимодействия всех остальных элементов структуры.

Помощь в определении своего профессионального будущего может оказывать школа, родители, специалисты – психологи.

Со стороны школы помощь может состоять в усилении профориентационной работы и включать два направления деятельности:

- Информационное направление. Это знакомство с  профессиями, информация о востребованности профессий на рынке труда, о перспективах в будущем,  об учебных заведениях, профессионально важных качествах для успешности работы по профессии.

- Диагностическое направление. Применение психодиагностики для определения способностей, направленности личности, выявления мотивационных потребностей и ценностей, проведение практических занятий, направленных на развитие необходимых компетенций.

Как инструмент, в работе  могут быть использованы профориентационные игры, упражнения, активизирующие профориентационные опросники,  дискуссии, моделирование рабочих ситуаций, знакомство с профессиями на предприятиях города (экскурсии).

Подростки в доступной форме получают представление о себе и своих возможностях и способностях, что впоследствии позволит правильно сформировать профессиональную идентичность и  исключить в дальнейшем формальный подход к работе, неудовлетворенность, стрессы, заниженную самооценку и т.д.

Профориентационные мероприятия, проводимые школой, должны быть организованы в соответствии с запросами и предпочтениями учащихся, как субъектов профессионального самоопределения, и быть наполненными содержанием, представляющим определенный интерес для них.

В случае, если профессиональная идентичность сформирована правильно, человек в будущем может в полной мере раскрыть свои способности и реализовать свой потенциал. В жизни интересно заниматься тем, что получается лучше всего, и тогда можно достичь результатов, высокого уровня профессионализма и признания.

 



Просмотров: 496
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кем работать мне тогда, чем мне заниматься? Как родители могут помочь в выборе профессии
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Не сложная задача- выбор будущей профессии
  • Позиции родителей в ситуации профессионального самоопределения подростка
  • О проблемах выбора будущей профессии...
  • Мотивы выбора профессии психолога
  • Сензитивный период - время выбора будущей профессии!
  • Кем быть: Интересы как важный фактор в выборе профессии
  • «В поисках своего призвания или как решить серьезный вопрос о выборе будущей профессии»
  • Кем быть: Черты характера и его влияние на выбор профессионального пути
  • Кем быть: Выбор профессии — просто или сложно?
  • Правила выбора профессии
  • Алгоритм выбора профессии
  • Расстановка выбора профессии
  • Формула выбора профессии
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • Ретроспективная оценка выбора профессии
  • Залог успешного выбора профессии
  • Выбор профессии: жертва ради родителей
  • Выбор профессии. Страх разочаровать родителей
  • Посоветуйте тесты по профориентации для выбора профессии
  • Тонкости выбора профессии на собственном примере.
  • Выбор профессии для подростка
  • Мой выбор профессии и зарождение моего метода работы
  • Ошибки выбора профессии. Советы школьникам и их родителям
  • Чем может помочь психолог в вопросах профессионального самоопределения?
  • о взаимосвязи поведения родителей и профессионального самоопределения детей
  • Проблемы профессионального выбора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь