Если подросток с малых лет мечтает стать учителем или юристом и твёрдо намерен воплотить мечты в реальность – это хорошо. Что бы ни говорили родственники и знакомые, он усердно будет штудировать учебники, посещать кружки и клубы, чтобы подготовиться к работе в выбранной сфере деятельности.
Но многие подростки даже не представляют, кем они будут работать и куда поступать после окончания школы. В этом случае хорошо, когда сам подросток задумывается о выборе профессии. Это говорит о его социальной и психологической зрелости. Можно выделить две группы подростков, у которых возникают трудности в выборе профессии:
Первая. Подросток пока не нашёл занятия, которое его бы заинтересовало. Как правило, это «прилежные ученики», имеющие успехи в учёбе. Но увлечений у них нет, их жизнь однообразна. Они не ориентируются в мире профессий, им неинтересны сферы деятельности членов их семей и окружающих. Они просто не знают, из чего выбирать.
Вторая. В отличие от первых, эти ребята проявляют активность в учёбе и внешкольной деятельности. Им всё интересно, они посещают несколько кружков, секций и дополнительных занятий. За что бы они ни взялись – у них всё получается. А если получается, значит нравится. Как говориться, талантливый человек талантлив во всём. Поэтому трудно определить, что им нравится больше и в каком направлении продолжать развиваться в дальнейшем.
Как же понять, какую профессию выбрать?
Во-первых, в любой профессии необходимо наличие профессионально-важных качеств. Например, работа с людьми требует хорошо развитых коммуникативных, а так же эмоционально-волевых качеств, ведь она сопровождается высокими нервно-психическими нагрузками. В работе с техникой необходимо развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение и мелкая моторика.
Во-вторых, профессия должна соответствовать характеру и личностному типу подростка. Так, если подросток активен и общителен, ему подойдут сферы деятельности, связанные с большим количеством контактов, а эмоционально неустойчивые подростки могут быть эффективны в рутинных видах деятельности, которые требуют концентрации внимания.
В-третьих, профессия должна быть интересна. Если подростку нравится помогать людям, то этот интерес будет поддерживать его в деятельности врача, педагога, психолога, социального работника. Если он любит технику, он максимально реализует свой потенциал в профессиях технического профиля.
И только разобравшись в способностях, чертах характера и интересах, можно приступить к выбору профессии и учебного заведения. Ведь профессия должна приносить удовольствие, достойный доход и обеспечивать максимальную реализацию потенциала, заложенного природой.