|
Как понять: кто я? Формирование эго-идентичности.Автор статьи: Виноградова Наталья Юрьевна
В теории возрастной психологии существуют различные варианты периодизации возрастных кризисов, способствующих становлению личности. Одной из таких теорий, на которую мы будем опираться, является периодизации немецкого психолога Эрика Эриксона. Среди прочих, в его теории психосоциального развития личности, Эриксон выделял этап становления эго-идентичности, который соответствует возрастному периоду с 12 до 18 лет, говоря иначе - подростковый период. При успешном и адекватном прохождении этого этапа человек обретает себя, становится верным себе, находит себя, формируется эго-идентичность. Но если обстоятельства складываются неоптимальным образом, то в результате формируется диффузия идентичности, то состояние, когда человек не видит себя, не осознает и не понимает, кто он. Способствует становлению эго-идентичности несколько механизмов, одним из основных которым является идентификация: тогда, когда человек примеряет на себя различные образы, пробует себя в различных видах деятельности, смотрит на других людей, выбирает, что ему нравится, «перебирает» кумиров, ищет то, что подходит именно ему и, как результат, вычленяет для себя важные вещи, образы, мысли, деятельность. Собирает «паззл» своей личности. Этот период является завершающим на раннем этапе процесса формирования личности, уникальной и неповторимой, далее сформированная личность развивается и обогащается, уже будучи сложенной в основе. Это время собирания себя из «паззлов», кусочков того, что, по тем или иным причинам, нравится, подходит именно этому человеку, то, что, как говорят, откликается. Однако, «найти себя» возможно и в более поздний период, при желании и осознанной потребности в этом. Что же для этого можно предпринять? 1. Пробовать. Позволить себе пробовать то, к чему тянет, что привлекает. Это может быть все, что угодно, на что в данный момент ляжет взор, в чем чувствуется потребность: еда, украшения, места, книги, музыка, физические упражнения, профессиональная деятельность, духовные практики, новые знакомства, новые места. Важно, чтобы они «цеплялись» за собственные чувства и ощущения, чтобы каждый найденный объект имел значение.
2. Оценивать. Без оглядки на мнения других признаться себе в своих сильных и слабых сторонах, определить свои возможности и желания, имеющиеся обстоятельства. Наиболее удобным форматом есть и будут оставаться списки плюсов и минусов, и важно, чтобы они были составлены как можно более объективно и равномерно, когда на каждый минус обязательно есть плюс. 3. Чувствовать, ощущать. Разрешить себе эмоции, чувства, и научиться вербализовать, проговаривать их, обозначать. Такими маленькими шажками откроется путь к истинному себе такому, каковым, при всех исходных физиологических данных и социальному опыту, человек установился. Желаю вам обретения себя!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|