|
Чувство реальности как залог психического здоровьяАвтор статьи: Голиков Борис Олегович
ЧУВСТВО РЕАЛЬНОСТИ КАК ЗАЛОГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Несомненно, одним из главных критериев психического здоровья является способность человека к перцепции, что позволяет отражать психикой объективность (реальность окружающего мира). Кроме объективной реальности, отражающей материальный мир, существует и субъективная реальность, находящаяся в сознании субъекта.[1] Но здесь возникают сложности: что такое субъективная реальность? На наш взгляд, к субъективной реальности могут относится такие понятия как: принцип реальности, виртуальная реальность, гиперреальность, Реальное (по Ж. Лакану) интроцептивные и проприоцептивные ощущения и чувство реальности с позиции психотерапии (гештальт терапия, биоэнергетический анализ А. Лоуэна). Принцип реальности – по Фрейду принцип регуляции психической деятельности, обеспечивающий приведение бессознательных стремлений к получению удовольствия в соответствии с требованиями объективной реальности и культурными ценностями общества, с которым идентифицирует себя субъект.[2] Виртуальная реальность достраивается мысленно из реальных объектов и является вторичной по отношению к реальности низлежащей.[3] Обычно виртуальная реальность ассоциируется с общением через интернет или с компьютерной игрой. На наш взгляд, в виртуальной реальности находится человек, держащий внимание на внутренней речи или образах, не относящийся к данной пространственно-временной действительности. Такое можно наблюдать в транспорте во время остановок: многие люди настолько погружены в свой мир, что при торможении теряют равновесие и судорожно хватаются за поручни. Другой пример: человек настолько привык погружаться в свои мысли, что не способен замечать красоту природы. Если понятие «виртуальная реальность» появилось во времена развития схоластики, то понятие «гиперреальность» достаточно новое и зародилось в трудах философов постмодернистов. Гиперреальнсть отражает современное состояние общества и культуры. По мнению Жана Бодрийара в гиперреализме реальность разрушается путем тщательной репродукции реальности, особенно опосредованной другим репродуктивным материалом ( рекламным роликом или плакатом, фотографией).[4] Опасность гиперреальности для психики человека состоит в том, что в пространстве гиперреальности желания субъекта становятся продуктом манипуляций, вкус и стиль – результатом своего рода идеологической экспансии социальности в индивидуальное сознание. В гиперреальности стирается грань между реальным и вооброжаемым: существует множество людей, которые, смотря примитивные фильмы и передачи, читая легковесные книжки и журналы, воспринимают увиденное и услышанное за действительность и неосознанно (или осознано) стремятся жить, подражая персонажам и воспринимая мир как они (персонажи). Это легко приводит к таким экзистенциональным проблемам, как утрата аутентичности, к потере смыслов, экзистенциональному вакууму. Реальное в трудах Жака Лакана. Ж. Лакан представил, что психика человека представляет собой структуру из трех регистров: Реального, Воображаемого и Символического. Реальное связано с непосредственными жизненными функциями субъекта, прежде всего с метаболическим функционированием организма. Так, он пишет о Реальном: « Никогда не удавалось симптому успокоить на длительное время голод и жажду, не утоляя их пищей и питьем».[5] Для Ж. Лакана, Реальное наименее подконтрольно и наименее осозноваемо.[6] (Скорее всего под Реальным можно понимать интроцепцию). Воображаемое – это субъективное представление человека о мире и, прежде всего, о себе самом. Оно формируется благодаря образам и речи.[7] Символическое же связано с теми представлениями, которые опосредованы языком и преобразованы этим языком. По Ж. Лакану, Я развивается, когда субъект включен в символическую систему (язык, текст) и утверждается в результате существования подлинной речи. Символизация (речь) Другого определяет позицию, из которой субъект может внести в игру Воображаемое и Реальное, и тем самым овладеть саморазвитием. [8] Таким образом, по мнению современной западной философии, субъективная реальность детерминирована речью, прежде всего речью Другого (по Ж. Лакану). Так, посредством артикуляции субъект обозначает себя, образует гештальты объективного мира. Но, что позволяет ребенку дорефлексивного периода развития действовать, и что направляет его выбор на те или иные объекты внимания? По мнению В. Никитина, Г. Бритвина, интенциональность ребенка обусловлена возможностью ощущать, чувствовать, реагировать – тем, что заложено от рождения в глубинных слоях психики, то есть в его бессознательном.[9] До этого момента мы рассматривали западный подход к реальности, но что под ней понимают на Востоке? На наш взгляд, интересные мысли можно найти у японского философа С. Кацуки. Так, являясь знатоком как дзен буддизма, так и западной философии, он отмечает, что современный западный мир принимает язык за реальность или сам опыт, чем делает ужасную ошибку, «принимая за луну палец, который лишь указывает на нее». «Язык всегда стремится к образности, и в результате все, что бы ни выражалось с его помощью, не является действительным переживанием, а какой-то идеализированной, обобщенной и объективизированной интерпретацией того, что первоначально было пережито индивидуумом.» Но что же, тогда принимать за реальность с позиции «восточного мышления»? С. Кацуки считает, что ее нужно постигать без помощи языка и абстракций, необходимо осознавать факты нашего повседневного опыта восприятия объективного мира.[10] На наш взгляд, существует промежуточные ступени между объективной и субъективной реальностью – это явления интроцепции и проприоцепции. Интроцептивные ощущения поступают в нервную систему от внутренних органов и создают «чувственную подкладку нашего Я, служат основой самоощущения. Но в силу постоянства и однообразия, а также индукционного торможения в связи с направленностью субъекта вовне (внешний мир, речь) обычно не осознаются, но являются необходимым фоном для нормального протекания психической жизни. При нарушении интроцепции может возникнуть деперсонализация, чувство отчуждения, навязанности, внушенности собственных мыслей, чувств, действий.[11] Пропреоцептивные ощущения – это информация о состоянии опорно-двигательного аппарата. Благодаря им мы знаем о положении звеньев тела и о том, как протекает движение.[12] Мы материальны, и движения нашего тела являются объективной реальностью, так же как и ощущение движения, но ощущения входят и в субъективную реальность. От того насколько хорошо развита наша координация и способность концентрировать внимание на собственном теле зависит наше психическое здоровье. В телесноориентированной психотерапии (ТОП) существует понятие «быть заземленным», что значит быть связанным с основными реалиями жизни: с телом, сексуальностью, окружающими людьми и т.д.[13]В частности о чувстве реальности у человека можно судить по походке и способности удерживать равновесие.[14] По мнению основателя гештальт терапии Фредерика Перлза, способность отличать внутреннюю реальность от внешней является базовым требованием «умственной гигиены». Ф. Перлз обращает внимание на временную характеристику реальности и считает, что необходимо учиться воспринимать действительность в данном пространственно-временном континууме: «здесь и сейчас». По его наблюдениям, для невротиков характерно большую часть времени мысленно пребывать либо в воспоминаниях (прошлом), либо строить воздушные замки (в будущем). Для тренировки чувства действительности он предлагает ряд упражнений: 1) наблюдать за стремлением ускользать в прошлое или будущее; 2) учиться сосредотачиваться на сенсорных ощущениях: «так при полном сосредоточении на музыке у вас не останется в голове места, чтобы думать или мечтать»[15]. Таким образом, по мнению философов и психологов, современный человек подвержен утрате чувства реальности вследствие гипероценивания для себя языка как способа восприятия действительности и отхода от непосредственного чувственного восприятия, что ведет к различным экзистенциальным и психопатологическим нарушениям. Чем можно объяснить феномен гипероценивания языка как способа восприятия реальности? Для этого нам необходимо вспомнить, что восприятие уже у животных является биологическим анализом – выделением существенных элементов информации, своеобразным биологическим кодированием доходящих до них воздействий. Благодаря филогенезу человек способен кодировать поступающую информацию в речь и производить анализ информации на абстрактном уровне. Таким образом, восприятие человека – сложнейший процесс активного отбора тех элементов информации, которые соответствуют поставленной человеком задаче (чаще всего поставленной на вербальном уровне), и что разные задачи приводят к выделению в одном и том же воспринимаемом поле совершенно различных элементов.[16] Таким образом, возможность абстрагирования дает нам возможность ставить и решать различные задачи необходимые, как для эффективного биологического выживания, так и для выживания в социуме. По этому социальная реальность, постигаемая в первую очередь на уровне речи, является доминирующей. Лишь в так называемых, первобытных культурах языком пользуются бережливо. «Там не говорят где попало и что попало. Словесные выражения там часто ограничены предусмотренными обстоятельствами, вне которых к словам относятся экономно».[17] Сенсорное восприятие в нашей культуре, не имеет того решающего для выживания значения как для представителя первобытной культуры (к примеру для охоты и собирательства, первобытному человеку приходилось всю жизнь совершенствовать сенсорные навыки, чтобы находить или ловить пищу или не стать ей), мы же в основном используем сенсорное восприятие реальности лишь для координации в пространстве (зрение) и общения ( зрение и слух). Подобное речевое состояние сознания в нашей культуре считается вполне «нормальным». Однако, возникает вопрос: почему же тогда многие люди стремятся к «измененному состоянию сознания» или трансу, часто применяя для этого ПАВ, холотропное дыхание, рискованные физические и психические упражнения? Возможным ответом на этот вопрос может быть предположение, что человеческому организму необходимо концентрировать внимание на сенсорных ощущениях, от которых организм узнает не только о опасности для себя (ощущение боли, дискомфорта, голода, переедания), но и получает удовольствие (наслаждение от вкусной пищи, телесных ощущений, прослушивания музыки, и тд.). Данные способы воздействия на организм способны изменять работу мозга, в том числе и работу сенсорных систем. Но при постоянном удерживании внимания на интеллектуальной деятельности (или просто внутренней речи), внимание на сенсорных ощущениях рассеивается, и что бы «заглушить» интеллектуальную деятельность, человек принимает психоактивные вещества. Но принимая ПАВ, или используя иные сомнительные способы изменения психичекого состояния человек, лишь убегает от реальности и наносит вред здоровью. Возможной физиологической причиной доминирования в нашей культуре вербальной реальности по отношению к перцептивной, является преждевременное стремление к сверх развитию вербально-логического мышления у детей (так ребенка который только начал говорить обучают чтению и математике). Из-за этого левое полушарие головного мозга в первые годы жизни сильно перегружается, а правое полушарие, находящееся в данный момент в сензетивном периоде развития отстает в развитии. А из физиологии известно, что перенапряжение нервных центров ведет к невротизации.[18] Рассмотрим функцианально - анатомическую основу восприятия в аспекте межполушарного взаимодействия. Для удобства воспользуемся таблицей составленной Л. И. Леушином, показывающей различия между полушариями при восприятии:
Лучшее узнаются стимулы
Особенности процессов восприятия
Предполагаемые морфофизиологические различия
Правое полушарие быстрее обрабатывает поступающую информацию. Анализ сенсорных стимулов в правом полушарии передается в левое (в моторный «центр» речи), где происходит окончательный высший этап семантический анализ и осознание раздражителя. По мнению В. Л. Бианки, в процессе обучения, правое полушарие работает по принципу дедукции, т. е. сначала осуществляется синтез, а затем анализ, левое же полушарие функцианирует по принципу индукции, сначала анализируя раздражители, затем синтезируя их.[19] Таким образом, левое полушарие обуславливает вербально социализирующий аспект восприятия действительности и персонализирует образующиеся гештальты: «Глядя на засеянное поле, агроном видит специфику почвы и вид пшеницы; бизнесмен предполагает возможную прибыль от покупки или продажи; пилот же рассматривает поле как место для возможное посадки». Подобный способ восприятия характрен для западной культуры, так эти примеры взяты из работы Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия».[20] Правое же полушарие до субъективно, иначе говоря, благодаря ему восприятие осуществляется на трансперсональном уровне более характерном для восточной культуры (в данном ниже случае для дзэна): «Если ущипнуть за нос будет больно. Когда у последователя дзена болит голова, ему не хочется разговаривать. Когда птичка поет, он слышит и знает, что это соловей. Когда он идет в горы и чувствует в воздухе аромат, он знает, что это лавр».[21] Понимание данных механизмов, может быть очень полезно в транс персональной психотерапии. Так клиент под контролем психолога научается работать с легкими трансовыми состояниями. Имеет возможность легко контролировать степень своего транса, рефлексировать свое состояние, и при необходимости легко выходить из транса. Как уже говорилось выше для достижения трансового состояния необходимо волевым усилием переключить внимание с абстрактно речевой деятельности на перцептивное восприятие реальности. При этом может быть как сравнительно «пассивное» восприятие: прослушивание музыки извне, созерцание, проприоцепция в статичном состоянии, так и «активное»: восприятии собственного голоса при пропевании звуков, наблюдением за ощущением во время движения.
[1] Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. С.97 [2] Овчаренко В. И. Принцип реальности // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. Сост. А. А. Грицианов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. С.825 [3] Грицианов А.А., Карпенко И. Д. Виртуальная реальность // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. Сост. А. А. Грицианов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. С.167 [4] Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийар – 2-е изд. – М.: Добросвет, КДУ, 2006. С.149 [5] Лакан Ж. Символическое, Воображаемое и Реальное // Имена-Отца. Нер.с фр. / Перевод А. Черноглазова. М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос». 2006. С16. [6] Лейбин В. Постклассический психоанализ: энциклопедия / Валерий Лейбин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. С.894 [7] Ахмедов Т. И. Практическая психотерапия / Т. И. Ахмедов. – М: Эксмо, 2008. С.83 [8] Лейбин В. Постклассический психоанализ: энциклопедия / Валерий Лейбин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. С.894-895 [9] Никитин В. Бритвин Г. ОБРАЗ Я КАК СИМВОЛИЧЕСКОЕ, ПРЕЛОМЛЕННОЕ ЧЕРЕЗ ТЕЛЕСНОЕ (ПО РАБОТАМ ЛАКАНА) // ТЕЛО – СОЗНАНИЕ – ТВОРЧЕСТВО философские, психологические и экологические инновации в развитии человека: Сборник научных работ / Под ред. Усановой О.Н., Матвеевой Н.Э., Никиина В.Н., Трушковой С.В. – М.: ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ФАКУЛЬТЕТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ФИЛОСОФСКОЙ АНТРАПОЛОГИИ И АРТ-ТЕРАПИИ, 2009. С72. [10] Кацуки С. Практика дзен // Буддизм Четыре благородных истины: - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио,1999. С.355-404. [11] Зейгарник Б. Патопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.В. Зейгарник. 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 46-47. [12] Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. – 3-е изд., доп и перераб. – СПб.: Питер, 2007. С. 84-85. [13] Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер с англ. С. Коледа – Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. С.140-141. [14] Тимошенко Г. В., Леонеко Е. А. РАБОТА С ТЕЛОМ В ПСИХОТЕРАПИИ: Практическое руководство. – М.: Психотерапия, 2006. С.65-68. [15] Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Пер с англ. – 2-е стер. изд. – М.: Смысл, 2005. С.271-283. [16] Лурия А.Р. Процесс отражения в свете современной нейропсихологии // Хрестоматия по нейропсихологии / от вред. Хомская Е. Д. – М.: Институт общегуманитарных исследований, Московский психолого социальный институт,2004. 255С. [17] Леви – Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч . Вс. Иванова. – Академический Проект,2008. С81-82. [18] Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учебник для студ. биол. специальностей вузов / Валерий Викторович Шульговский. – М,Ж Издательский центр «Академия», 2003. С.378-381. [19] Батуев А. С. Высшая нервная деятельность: Учеб. для вузов по спец. «Биология», « Психология», «Философия». – М.: Высш. шк., 1991. С.212-213. [20] Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Пер с англ. – 2-е стер. изд. – М.:Смысл, 2005. С.51-52. [21] Кацуки С. Практика дзен // Буддизм Четыре благородных истины: - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио,1999. С.405. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|