|
Агрессия, отношения и индивидуальное чувство реальности жизни.Автор статьи: Гайфуллина Гульназ Варисовна
Часто на консультацию приходят с вопросом, как можно жить с близким человеком в гармонии. Без ссор и выяснения отношений. Чтобы мои просьбы выполнялись и от меня много не требовали, дали жить, как хочется. Вроде немного же хочу, в чем проблема? Скажу честно, и у меня был такой период в жизни, когда я верила в возможность полнейшего взаимопонимания с любимым человеком. Когда было невероятно страшно настаивать на своем, показывать свою силу, когда каждая ссора происходила в присутствии призрака расставания и чемоданов у дверей. Сложно, почти невозможно строить искренние отношения с другим человеком, если мы запрещаем себе проявлять свою силу, говорить о том, что нам важно. Когда мы играем в игру только подчинение или только власть, из отношений уходит жизнь, ну неинтересно так жить нашим отношениям.
Дональд Винникот пишет, что самая ранняя форма выражения агрессивности - двигательная активность младенца. Более того, ее можно сравнить с витальностью тканей организма, живостью спонтанных движений, с тенденцией к росту и личностному развитию и, вообще, в целом с жизненной силой. Любая двигательная активность направлена вовне и наталкивается на определенные препятствия, это и есть агрессия — встреча — столкновение активности с препятствием. Именно она, агрессия, способствует первому постижению “мира-не-Я” и началу выделения, конституирования того, что позднее станет Я. Мы можем говорить о контакте, во время которого узнается Я и не-Я. Это становление не происходит за один раз благодаря однократному запечатлению. Я и не-Я должны постоянно вновь и вновь заново открываться и переоткрываться. Винникотт отмечал, что именно агрессивные элементы психики позволяют осознать ребенку себя как индивида и начать индивидуальное существование в реальности. Чувство реальности, по Винникотту, коренится, таким образом, в агрессии и в том, что в результате относительно приемлемой фрустрации со стороны “достаточно хорошей матери” удовлетворение происходит не сразу, позволяя разделить мир фантазии и реальности. Когда потребности удовлетворяются сразу, не успевает возникнуть пауза для ощущения импульса — движения Я (агрессии) и контакта с не-Я. Мир фантазии не прерывается, просто течет удовольствие. Такие эротические переживания со слабым участием двигательного элемента, мало способствуют развитию чувства реальности. Однако агрессивное побуждение более реально, чем эротическое переживание, так как ему присуще ощущение сопротивления, движения, реальности. По этой причине младенцу необходим также внешний объект, на который будет наталкиваться его двигательная активность и агрессия, а не только удовлетворение его потребности. И ведь это явление может в той или иной мере проявляться и повторяться в различных ситуациях уже взрослого человека. Развитие идет по спирали. На одном из семинаров, в безопасных условиях, работая с агрессией в паре с сильным мужчиной, я ощутила, насколько реальна моя сила. Насколько реальная я сама. Я могу быть собой, могу рычать на него, могу наступать, я могу не скрывать свою силу и это его не разрушает. Он тоже сильный и он рычит, он то наступает, и тогда я больше проявляю свою силу и поднимаю (лапу) с предупреждающим рыком, тогда он отступает, но при этом я знаю, что он сильный и мне нужно считаться с его силой. То уже я уворачиваюсь от возможного броска и сама готовлюсь к нападению — это похоже на танец. Танец двух равных. Растет уровень энергии, становится все теплее, уже жарко, и весело. Тело раскрывается, дыхание более свободное и чувствуется жизнь. У меня живое пульсирующее вибрирующее тело, я могу влиять на окружающее, так я чувствую себя живой, мир открытым и наполненным смысла. И к партнеру больше симпатии, больше близости. И партнер воспринимается более знакомым и безопасным, мы соприкоснулись в этой игре, во взаимодействии равных, мы познакомились.
Слишком большое количество сопротивлений приводит к осложнениям, делающим невозможным существование индивида. Если вспомнить детей, воспитанных по Б.Споку — тихие, отчаявшиеся, маленькие старички, потерявшие надежду на то, что мир их может услышать и принять. Спок считал, что к плачущим детям не нужно подходить, нужно кормить их по графику и заниматься ребенком тоже по графику, иначе это их избалует. Если младенец не получает ответа на свой зов, сначала он кричит и плачет громче, а потом он стихает и его взгляд становиться уже не живым, а потухшим. Здесь сопротивление было слишком сильным. Когда двигательная активность младенца сталкивается со слишком большим количеством сопротивления среды, то уже не остается места для индивидуальных переживаний и первичных агрессивных побуждений. Тогда ребенку кажется, что весь мир состоит только из помех и нападок, а его двигательная активность и проявления исходят не из его личной тенденции к росту и индивидуальному развитию, не из его витальности, а являются лишь ответом, реакцией на помехи и преследования. И тогда переживание им реальности соответствующее — как преследующего, карающего мира. Чересчур массивные помехи и фрустрации могут сломать защиту ребенка. Устанавливается состояние первичного нарциссизма, в котором ребенок либо испытывает страх перед “матерью-ведьмой”, либо безумно тоскует по “матери-фее”, либо и то и другое одновременно. Винникотт считал первичный нарциссизм состоянием покоя, в котором отсутствуют какие бы то ни было побуждения, в котором невозможно раскрытие индивида.
Таким образом утрачивается способность к проявлению агрессии, а также способность к активной жизни, т.е. способность устанавливать отношения с объектами внешнего мира. Любовь, по Винникотту, теряет часть своей ценнейшей агрессивной составляющей, а ненависть становится еще более вспыльчивой. Больше не происходит слияния агрессивных и эротических компонентов. Эротические переживания в полной мере никогда реально не осуществляются. Изолированно от них существуют чисто агрессивные реакции, которые зависят от переживания массивного сопротивления.
В отношениях это может проявляться в том, что они застывают и перестают развиваться. Пара перестает развиваться как пара, устанавливать отношения друг с другом, как равным по силе и выходить в отношения с миром, как пара равных. Рассмотрим, такой пример, когда один партнер «сдается», обычно это тот, который выбирает отношения, он предпочитает связь с другим ощущению своего достоинства и проявления своей силы. Он уже делал это в детстве, когда не было других вариантов выживать в дисфункциональной семье. Тут надо вспомнить, что мы начинаем отношения с того, что сначала бессознательно «узнаем» партнера, который отвечает нашему внутреннему образу отношений, которые были с близкими, самыми близкими людьми — родителями. Сдается — значит, отказывается добиваться своего, прояснять, выяснять у другого, почему это невозможно, а давай еще попробуем это обсудить и найти решение. Сдается, потому что другой категоричен и выдает сопротивление, превышающее ресурсы «сдавшегося» двигаться дальше. А другой в силу своей истории, готов идти на все, лишь бы отстоять свое мнение и победить, он попадает в своего рода захваченность страхом быть побежденным. Нужно во что бы то ни стало удержать свою власть, иначе он проиграет в том, что он не умеет устанавливать отношения с миром, который сопротивляется. Мир фантазий удовольствия и всемогущества рухнет.
И оба затем чувствуют себя одинокими и ненужными: и тот, кто сдался — потому что не может проявлять свою любовь и тепло без своей силы, и без ответного тепла и встречи, и тот, кто взял власть и отстоял свое — потому что да, он отказался от встречи с другим, но он все также желает этой встречи и близости, а импульса от другого нет, а самому проявлять — страшно и невозможно.
Роли в таких парах могут меняться, но данная система слаба тем, что это однозаряженные отношения. Всю силу в них забирает один человек, а другой должен подчиняться. Здесь много стыда, боли и мало места для реального удовольствия, развития и равенства. В системе с несколькими зарядами сила принадлежит обоим. Да, здесь больше конфликтов, и решения принимать сложнее. Но зато это отношения живые, и люди в этой системе чувствуют себя живыми и открытыми и готовы открываться другому. В такой паре много агрессии, много силы и много огня, и при наличии сострадания — много тепла и любви. У нас есть шанс в близких отношениях исцелить те раны, что мы получили в ситуациях непонимания или фрустрации, более сильной, чем мы могли тогда пережить. Есть шанс укрепить свою способность переживать сильные чувства и жить свою жизнь, дыша полной грудью.
Возвращаясь к началу, в ответ на вопрос, как жить в гармонии с любимым человеком, я обычно предлагаю для начала определить, каким образом клиент распознает эту гармонию, что она все же есть. Что такое в нем самом живет и движется к …, в чем его спонтанность и его сила. Как эта сила проявляется в его жизни, как она преодолевает сопротивление. Что приходит как опыт, как чувствование, когда это сопротивление преодолевается. И так потихоньку, с каждым по-разному, через работу с чувствами и телесный опыт мы движемся к большему контакту с собой, к большему чувству себя и большему чувству реальности своей жизни и возможности чувствовать радость своей жизни, своего бытия. И, конечно, возможности устанавливать удовлетворяющие, гармоничные отношения с другим, другими исходя из своей силы. (в написании статьи использованы материалы статьи В.Я. Обухова "Обзор теории Винникотта"). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|