Как быть, когда невозможно доказать свою правоту?

Как быть когда невозможно доказать свою правоту

КАК БЫТЬ, КОГДА

НЕВОЗМОЖНО ДОКАЗАТЬ СВОЮ ПРАВОТУ?

 

Вот о чем пойдет речь:

Барьеры, о которых могут разбиваться все Ваши аргументы…

«Барьер вероятности»: как выглядит…

«Барьер вероятности»: типичные ошибки преодоления… Не делайте так!

«Домашняя статистика» не проходит!

«Надо ему объяснить, чтобы понял»… Не надо, он и так понимает!

«Барьер значимости»: как выглядит…

Типичные ошибки преодоления «барьера значимости» - по сути те же.

Иррациональность — путь преодоления

«барьеров вероятности и значимости»

Знаете, почему говорят «Любовь слепа»?

О технологии формирования аттракции – подсознательного состояния влюбленности

Об обучении психотехнологиям подсознательного состояния влюбленности

 

 

Барьеры, о которых могут разбиваться все Ваши аргументы…

 

В психологии описано два психологических барьера, о которые разбиваются любые доказательства, любые аргументы - это «Барьер вероятности» и «Барьер значимости». Как  увидеть, что это - рационально неразрешимая ситуация, и – главное – как всё-таки  убедить своего собеседника (если доказать невозможно)? Об этом и пойдет речь в ближайших статьях.

Начнем с «Барьера вероятности» - сначала как он выглядит, а потом, как его преодолеть….

 

«Барьер вероятности»: как выглядит…

Пример 1.

Мать, провожая сына гулять на улицу, говорит ему, чтобы он надел пальто:

—      Надень пальто, потому что на улице холодно и можно просту­диться. («Надень пальто» — это тезис, который сын в конечном счете
должен принять. Но поскольку мать не уверена, что сын примет этот
тезис априори, то она подкрепляет его аргументом: «...потому что на
улице холодно и можно простудиться».)

—      Да не простужусь.

А я говорю, простудишься.

Не простужусь же, мама.

Ну какой ты, право. Тебе говорят, простудишься — значит, про­студишься! Надень, пожалуйста, пальто.

— ...................

Здесь партнёры расходятся в оценке вероятности наступления события – простуды: один считает, что это маловероятно («да не простужусь же, мама»), а другой считает наступление этого события весьма вероятно. Налицо «Барьер вероятности» (см. 1-й рисунок).

Понятно также, почему эта ситуация - рационально неразрешимая ситуация: здесь приводимые доказательства, аргументы не действуют.

Чем заканчиваются подобные разговоры — всем хорошо известно: ме­таллом в голосе, силовым давлением типа: «А то не пойдешь гулять». Но нас интересует,  как все-таки маме добиться своего…

-Да всё очень просто, автор… надо если не заставить, то доказать, что он простудится, если без пальто… Чего проще-то…

- Вы так думаете? Посмотрим…

 

Теоретически доказать связь между низкой температурой  (если без пальто) и простудой можно, представив оппоненту статистический  материал (статистика проявляет закономерность), показывающий, что при сочетании низкой температуры и легкого пиджачка («без пальто», т.е. при низкой температуре) ве­роятность наступления простуды достаточно высокая.  Допустим так: «Статистика свидетельствует, что в 92% случаев сочетание этих двух факторов (низкая температура плюс легкий пиджачок) наступает просту­да». Так поступают, например, в науке, когда требуется доказать боль­шУю вероятность наступления какого-либо события.

Но в данной ситуации мать не располагает подобного рода статистическим обоснованием (кстати, равно как и сын в таких случаях не может дать такое же обоснование своей позиции — «простуда не наступит». Но! Бремя-то доказательства лежит на том, кто убеждает!)

И получается, что разрешить это противоречие (между матерью и сыном) рациональным способом (через доказательства) нет возможности.

- Так это понятно, автор, как ребенку объяснить про вероятность…

-Извините, дорогой мой оппонент, то мать и не пытается это сделать, поскольку не располагает доказательствами в виде статистического материала.

А что касается Вашего замечания, что доказать нельзя потому, что её оппонент – ребенок (т.е. пока малограмотный в вопросах статистики, в вопросах вероятности), то вот Вам еще один пример – уже со взрослыми…

 

Пример 2.

Руководитель вызывает к себе подчиненного и просит его срочно сде­лать такой-то документ (допустим, отчет для вышестоящей органи­зации).

Я прошу Вас срочно составить этот документ. (Сообщение руко­водителя состоит только из тезиса. Вероятно, руководитель не пред­полагал, что подчиненный не примет этот тезис.)

Что Вы, Н.Н., у меня сегодня и так много работы! (Тезис вопреки ожиданиям руководителя отвергнут.)

Но если Вы это не сделаете, у нашего отдела могут быть боль­шие неприятности, нас могут лишить... (Наконец руководитель приво­дит аргумент «могут быть неприятности».)

Да что Вы, Н.Н., ничего не будет! (Аргумент не принят.)

А я говорю, будут неприятности (помните? — «А я говорю, про­студишься»), и не только мне, но и Вам (используется аргумент к личному инте­ресу партнера. Но тот, как оказывается, игнорирует эту «добавку»).

Да нет же, никто и не заметит в этой неразберихе, что этого материала у них нет.

Ну какой же Вы, право. Вам говорят, что будут неприятности, зна­чит, будут!

— ……………

И в этой — вполне жизненной ситуации — имеет место расхождение  между партнерами в оценке вероятности наступления события («непри­ятности»): по мнению одного, «неприятность» наступит с большой вероятностью, по мнению другого — это событие маловероятно. Налицо опять «Барьер вероятности».

Если не прибегать к «силовому» решению, то теоретически для доказательства своей правоты каждый из них должен был бы пред­ставить статистику частоты совпадений «непредставления материалов» и «неприятности». Но естественно, ни у того ни у другого такой статистики нет. Получается, что и в этом случае доказать свою правоту невозможно. Ситуация рационально неразрешимого противоречия.

 

«Барьер вероятности»: типичные ошибки преодоления… Не делайте так!

 

«Домашняя статистика» не проходит!

Противники силовых методов пытаются все-таки представить статистику типа: «Вот Миша не послушался маму, гулял без пальто и простудил­ся», но в ответ такая же по убедительности «ста­тистика»: «А Колька во­обще без пальто гулял и не простудился»; или: «Я же говорю, будут неприят­ности. Вон в позапрошлом году из-за этого же самого были неприятности в со­седнем отделе», а в ответ: «А у Федотова тоже не на­писали эту справку — и ничего». Тупик.

 

«Надо ему объяснить, чтобы понял»… Не надо, он и так понимает!

Вот самое типичное предложение них слушателей: «Надо в таких случаях собесед­нику объяснить, чтобы он понял» (что он может простудиться; что могут быть неприятности для отдела и т.п.). Но ведь и ребенок знает, что хо­лодный воздух (когда без пальто) может привести к простуде, не говоря о взрослых, для которых очевидно, что, если начальство обнаружит от­сутствие документа, будут неприятности. Это объяснять не надо, ибо это известно всем. И хотя мать и сказала: «Ну как ты не можешь понять, что простудишься, если...» — но на самом-то деле понимание этого ребенком было. Сын понимал, что с позиции матери он может простудиться. Но — только с позиции матери! Так что расхождение объяснялось не от­сутствием понимания, а всего-навсего разной оценкой вероятности на­ступления «простуды» («неприятностей»).

Так надо, автор, просто объяснить им это!

— Простите, а как объяснить величину вероятности? Не что такое ве­роятность (в конце концов это можно объяснить и ребенку, пусть на при­мерах), а объяснить величину вероятности — как?

Обосновать величину вероятности — можно (той же статистикой), а объяснить — как?

И получается, что устранить разногласие, вызванное «барьером веро­ятности», рациональным путем — через объяснение — невозможно. Ибо в таких ситуациях невозможно привести доказательства своей правоты (а ссылки на прецеденты ничего не дают).

Одним словом —«рационально неразрешимое противоречие».

- И что теперь — полная безысходность?

— Если можно, не спешите пока с выводами. Автор ведь не рассказал о еще одном виде ситуаций, название которым «барьер значимости».

 

«Барьер значимости»: как выглядит…

 

В качестве модели этого барьера использует чуть скорректированный диалог мамы и сына.

Пример 1.

Мать, отправляя сына гулять, говорит:

Надень пальто, потому что на улице холодно и можно простудиться.

Да не холодно!

Нет холодно, всего пять градусов.

Да разве это холодно?!

Ну как тебе еще объяснять?! Раз говорю, холодно, значит, холодно.

 

— (см. 2-й рисунок)     

Пример 2.

Руководитель просит подчиненного срочно составить такой-то до­кумент:

—      Я прошу Вас срочно составить этот документ. (Тезис, уже из­
вестный нам.)

Что Вы, Н.Н., у меня и так сегодня много работы. (Тоже известная реакция.)

Но если Вы этого не сделаете, у нашего отдела могут быть боль­шие неприятности!

(Прервем диалог, с тем чтобы напомнить: в первом варианте этого приме­ра, как Вы помните, разногласие между партнерами было вызвано разной их оценкой вероятности наступления события («будут неприятности» — «не будут»). В этом варианте примера события принимают иное направление.)Ну и что, ну поругают, ну накажут, так это ерунда; зато мы вме­сто этого доведем до конца... и нас еще, может быть, наградят!

Это для Вас выговор — ерунда, а мне это совсем ни к чему. Вам все «не важно».

Ну и что! Можно потерпеть. Зато, может быть, мы сделаем та­кое, что все ахнут!

Ничего Вы не сделаете, а премии нас лишат — как пить дать!

Да ничего в этом страшного нет!

Ну какой же Вы, право! Вам все ерунда!

—     

Из этого диалога видно, что на этот раз подчиненный не отрицает веро­ятности наступления неблагоприятных событий, «барьера вероятности» на сей раз между партнерами нет. Но нет и согласия, ибо между ними имеет место другой барьер — из-за разной оценки значимости послед­ствий: для одного из них выговор — почти катастрофа (а может быть, у него высокая чувствительность нервного центра наказания — такое быва­ет); для другого тот же выговор малозначим (вероятно, у него запас «пси­хологической прочности» больше, чем у его партнера, что свойственно, например, периоду ранней взрослости. Но это вопрос о генезисе, вопрос интересный, но — пока не наш).

 

Типичные ошибки преодоления «барьера значимости» - по сути те же.

 

 

Как начальник может доказать этому подчиненному, что выговор — это серьезно? И можно ли это сделать, если учитывать, что его собеседник вовсе не ребенок и знает (понимает) возможные последствия выговора, и если учитывать, что собеседника эти последствия «не волнуют», не пред­ставляют для него значимости?

Но может быть, автор, повысить ценность тезиса (важность составления документа)?

— Можно, но не нужно, ибо, как мы видели, подчиненный поэтому поводу (важности документа) и не спорит (иначе он бы говорил что-либо в таком духе: «Да глупости все это — писать такие бумажки. Кому они сейчас нужны?» и т.п.). Разногласие между ними ведь в ином — в значи­мости неблагоприятных последствий, а не в значимости документа.

Но тогда, может быть, скорректировать позицию подчиненного и изменить его взгляд на значимость «выговора», допустим, посильнее его напугать последствиями, а?

А как устранить это рассогласование между партнерами — рассогла­сование по значимости того или иного фактора? «Объяснить партнеру, какое это имеет значение для того-то и того-то» — это наши слушатели вновь настаивают на важности «понимания». Но как, простите, объяс­нить, что +5° — это холодно? Тем более семилетнему ребенку — как? Да и взрослому...

Как и не получится «объяснить» значимость, ценность, поскольку эти параметры – весьма и весьма субъективные. Ибо многое из того, что для человека значимо или не значимо (ценно или не ценно), — суть результат воспитательного процесса, поскольку воспита­ние в узком, собственном смысле слова — это формирование у челове­ка (у ребенка) определенной системы отношений к окружающему миру, определенной системы ценностей и антиценностей («это хорошо, а это плохо», «это важно, а это не важно» и т. п.).

Сформированные в детстве установки во взрослом периоде практически не поддаются рационалистической коррекции. И даже долгие часы дискуссии, все новые и новые аргументы не изменят того, что сформировано в детстве. Не часы, не дни, а годы необходимы будут для подобных дискуссий, чтобы в конце концов изменить такие ценности, систему «значимостей».

Годы отпущены на это педагогам, воспитателям, но не бизнесмену, убеждающему банкира, не руководителю, убеждающему подчиненно­го, и даже не мужу, убеждающему жену купить автомобиль, а не ме­бельный гарнитур. Согласитесь: ведь необходимо сейчас, что бы сын перед прогулкой надел пальто; необходимо сейчас убедить сотрудника, что документ должен быть готов к завтрашнему утру; необходимо, что­бы пациент начал делать лечебную гимнастику с сегодняшнего дня (в крайнем случае — с завтрашнего); необходимо, чтобы подследствен­ный рассказал о соучастниках не через год, а как можно раньше (а у него сформирована блокирующая ценность «не выдавать своих»); не­обходимо, чтобы покупательница купила «в моем магазине» это пальто, а не то, поскольку то — молодежное, а «Ваш возраст, извините...» (а у покупательницы доминирует иная ценность — любым способом при­влечь к себе внимание)...

 

Иррациональность — путь преодоления

«барьеров вероятности и значимости»

 

Во всех этих и им подобных ситуациях «рационально неразрешимых противоречий» рациональный путь устранения рассогласования возмо­жен только теоретически, но на практике, в реальных ситуациях убеж­дения, особенно в деятельности профессионалов, движение по такому пути как минимум нерентабельно, а чаще – просто невозможно. И тогда невольно приходит на ум: значит, надо использовать нечто противоположное — не рациональный, т. е. иррациональный путь, путь воздействия на чувства, а не на разум, на подсознание, а не на сознание.

В психологической науке разработаны специальные приёмы воздействия на чувства. В основе эффективности действия этих приёмов лежит один из законов психологии убеждающей коммуникации – закон принятия (внутреннего согласия) позиции собеседника:

«При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому положительное отношение (от простого уважения до влюбленности), и наоборот – труднее принимают (даже отвергают) позицию того человека, к которому отрицательное отношение».

 

Знаете, почему говорят «Любовь слепа»?

 

Знаете, почему говорят «Любовь слепа»? – А потому что работает этот закон убеждающей коммуникации: когда человек влюблен, он всё безоговорочно принимает (конечно, влюблен по-настоящему, как в 17 лет). Вы хотите, чтобы Ваш собеседник безоговорочно принял Вашу позицию? Используйте закон психологии убеждающей коммуникации – влюбите в себя этого человека. Что, сложно? Так это для непрофессионалов… А профессионалы владеют приемами формирования аттракции – приёмами психологического притяжения человека к себе. Важно другое: чтобы Вы знали, когда без этих приёмов аттракции убедить просто невозможно.

- Так, может, автор, скажете всё же, что это за приёмы?

 

 

О технологии формирования аттракции – подсознательного состояния влюбленности

 

- Обязательно скажу и, возможно, не только скажу, но и обучу. Тем более им посвящено половина книги по описанию психотехнологий убеждающего воздействия («Как убеждать в своей правоте. Современные психотехнологии убеждающего воздействия»), которая написана в качестве учебника для курса «Современные психотехнологии профессиональной коммуникации». А чтобы эта информация не выглядела как реклама книги, я делаю предложение: если Вас интересуют эти приёмы – напишите автору об этом и я буду в виде статей помещать здесь выдержки из этой книги.  Пока же скажу: принцип расположения людей к себе заключается в следующем: в процессе общения следует посылать собеседнику приятные для него сигналы, НО делать это таком образом, чтобы собеседник воспринимал эти сигналы органами чувств, но не осознавал бы их поступление, т.е. проще говоря – не обращал бы на эти приятные для него сигналы внимание.

 

Об обучении психотехнологиям подсознательного

состояния влюбленности

 

В психологии разработаны и сами сигналы, которые практически для любого человека являются приятными, и сама технология такого скрытного  посыла сигналов по сути – в подсознание собеседника.

Я готов был бы и прямо здесь всё это описать, но не уверен, что Вы согласитесь сейчас прочитать 50-70 страниц текста. Проще, повторю, публиковать эти приёмы отдельными статьями, если… если будет от Вас, уважаемый мой читатель, такой заказ – заказ либо на чтение, либо на дистанционное обучение, о чем уже говорилось… С удовольствием сделаю.

А пока, по традиции: есть ли у Вас вопросы?

Ключевые слова: #рационально_неразрешимое_противоречие, #вероятность, #типичные_ошибки, #тезис, #подчиненный, #руководитель, #подсознание,  #психотехнологии, #состояния_влюбленности, #влюбленность, #формирование_аттракции, #аттракция, #притяжение, #психологическое_притяжение, #любовь, #«любовь_слепа», #иррациональность, #«барьер_значимости», #барьеры_общения, #общение, #психология, #психология_общения, #аргументы, #доказать, #доказать_свою_правоту, #когда_невозможно_доказать.

С уважением, проф. А. Панасюк

 



Просмотров: 620
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Это потому, что ты... Путь к душевной близости VS попытки объяснить, откуда что взялось.
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Глинотерапия. Что это такое и как это работает?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь