|
Объективность существования субъективной реальностиАвтор статьи: Скляренко Виктор Рамэссович
Введение Эту статью меня вдохновил написать Кузьмин Иван Иванович, врач-психотерапевт из Владивостока. Он открыл на форуме тему под названием «Про концепции и теории» в которой поднял ряд очень интересных вопросов, непосредственно касающихся психологической практики и понимания ее смысла. Эти вопросы являются действительно фундаментальными в отношении понимания отличий науного подхода к исследованию психики, как объекта психологической науки, и понимания задач изменения состояния психической реальности в процессе психотерапии. Без осмысления сути объективного научного подхода к работе с субъективной реальностью психической деятельности человека качественная психологическая практика фактически невозможна, или она превращается в имитацию деятельности. Проблема взаимоотношения объективной и субъективной реальностей в психологии Каждая наука строится на объективном подходе к исследуемому объекту реальности. Это означает, что научное описание какого-либо объекта реальности должно иметь возможность проверки любым независимым экспериментатором. При соблюдении стандартизированных условий наблюдения любой независимый экспериментатор должен получить такой же результат о наблюдаемом объекте, который получали и получают и другие экспериментаторы при соблюдении тех же условий. Стандартизация условий наблюдения и условий эксперимента с изучаемым предметом имеет в науке ключевое значение, поскольку именно эта стандартизация позволяет разным исследователям понимать друг друга при сравнении результатов исследований. Так, например, если в биологии описывается биологический вид – он описывается по некой стандартной схеме и если другой экспериментатор встречает представителя данного биологического вида – именно эта стандартная схема описания позволяет ему понимать что он встретил именно описанного в систематике представителя. Это касается всех научных терминов и теорий в любой науке. Именно поэтому, если человек знает что такое логарифм, он может понимать другого человека, который пользуется этим термином и делает подобные вычисления. Однако, в психологии возникает проблема связанная с тем, что психика, как исследуемый объект, представлена преимущественно содержаниями субъективного характера. Мысли, сновидения, настроения, побуждения, воспоминания, мечты и т.д. – существуют во внутреннем психическом пространстве человека и не могут наблюдаться «любым независимым наблюдателем». Все попытки психологической науки «освободиться от субъективности» на данный момент времени не увенчались успехом. Поэтому, даже понятие «психика» не имеет в настоящее время единого понимания в психологии и в разных психологических парадигмах носит достаточно субъективный характер, определяемый особенностями субъективного мировосприятия автора той или иной психологической теории. Такое положение некоторой доли субъективности и неопределенности в психологических парадигмах побуждает некоторых специалистов обесценивать психологические теории, дескать «жизненные сценарии придумал Берн и они есть только у него в голове». Подобные точки зрения фактически пытаются опровергнуть ценность психотерапии. Именно поэтому важно научится интегрировать субъективную реальность психической деятельности в объективный научный опыт с наблюдением основного принципа объективации реальности – возможности проверить некий факт для независимого наблюдателя при соблюдении стандартных условий эксперимента. Способ интеграция субъективной реальности в объективную Тот факт, что у каждого конкретного человека есть свой внутренний мир, который содержит субъективные переживания и является фактом объективной реальности. Ведь независимо от того, можем ли мы проверить содержание субъективных содержаний внутреннего психического пространства, само их наличие – уже объективно наблюдаемо. Следующий шаг в понимании объективности субъективной реальности состоят в понимании объективно существующей индивидуальной и субъективной реакции на некий объективный раздражитель, которым может являться любой внешний наблюдаемый объект. Например, при разглядывании облаков человек замечает похожесть облака на какое-то существо, предмет, пейзаж и т.д. Данная субъективная реакция наблюдаема объективно и представляет собой проекцию содержаний внутреннего психического пространства на внешний объект, что и позволяет делать объективный анализ этих субъективных содержаний. При этом в качестве стимула для проекции может являться все, что угодно. Хотя для научных исследований обычно употребляются стандартизированные стимулы, как например, «Пятна Г.Роршаха». Таким образом, все проявления субъективной реальности могут быть рассмотрены, как наблюдаемые объекты и тем самым «объективированы». Проблема объективности научных теорий в психологии Исходя из выше изложенного метода интеграции субъективной реальности в объективную, все психологические теории так же могут быть рассмотрены в качестве объектов субъективной психической деятельности. С этой точки зрения, конечно же ни одна теория ни в одной науке не является полностью объективной по своему содержанию, но она точно является объективно существующей и объективно наблюдаемой. Например, самая точная наука математика, имеющая огромное количество рациональный доказуемых представлений, построена на аксиомах – положениях принимаемых умозрительно «на веру». Никто ведь в реальности не видел даже прямую линию, бесконечно продолжающуюся в пространстве – ее можно только представить, вообразить и верить в ее существование. Однако, несмотря на наличие в основе математики аксиом, этих содержаний субъективной реальности, мы ведь не отвергаем ценность математики. Правильность представлений математики проверяется практикой вычисления. И да, эти возможности ограничены. Есть задачи, которые не решаются в пределах аксиом эвклидовой геометрии, тогда аксиомы ставятся под сомнение и выдвигаются другие, которые позволяют решить другие задачи и расширяют возможности вычислений. Так появляются другие математики. Аналогичная ситуация существует и в психологии. Каждая психологическая парадигма имеет свои границы эффективности. Для успешного применения конкретного метода психотерапии желательно знать границы возможностей этого метода и работать в этих границах. Разные методы имеют в своей основе разные аксиомы (принимаемые на веру представления субъективной реальности). Соответственно, разные методы психотерапии имеют разные возможности действия. Например, работать с проблемами уровня коллективной психики могут только те методы психотерапии, которые содержат представление о коллективной психике (юнгианский анализ, психосинтез, гештальт-терапия). Выводы Субъективная реальность существует объективно и является необходимой частью любой части объективной реальности. Адекватность и целесообразность тех или иных содержаний субъективной реальности проверяется практикой в объективной реальности. Каждый подход в психологии (как и в любой другой науке) имеет свою долю субъективной реальности, и тем не менее дает объективные результаты. Не стоит ожидать ни от одного метода психотерапии безграничной эффективности, желательно знать эти границы. При необходимости расширить границы возможностей психотерапии нужно уметь пересмотреть, и если нужно – изменить, лежащие в основе метода аксиомы. Или взять метод с другими аксиомами, расширяющими возможности деятельности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|