Художественный вымысел как модель анализа психической реальности: Повелитель мух

Кинокартина «Повелитель мух» режиссёра Питера Брука снята по одному из выдающихся произведений мировой литературы 20 века роману нобелевского лауреата Уильяма Голдинга. Кинокартина «Повелитель мух» хороша, на мой взгляд, тем, что может быть понятна абсолютно всем. Не обязательно разбираться в социологических, культурологических и психологических теориях, проводить аллегории с различными образами и  сюжетами, ассоциировать героев с библейскими персонажами, чтобы считать смысл этого произведения. Хотя те, кто ориентируется на развлекательный жанр кинематографа, возможно, будут разочарованы, так как это не о приключениях и робинзонаде, хотя завязка фильма выглядит именно так. Кинокартина требует, безусловно, интеллектуальной работы и перевода внимания с себя «повседневно хорошего» на свои теневые аспекты личности.

Художественный вымысел как модель анализа психической реальности Повелитель мух

Социальная антиутопия «Повелитель мух» – истинный ужас с детским лицом, от чего становится только страшнее. Сюжет фильма на первый взгляд не особо затейлив. В результате крушения самолета, оставшись без взрослых, группа английских мальчиков  попадает на необитаемый остров. Школьники пытаются выжить и спастись, что оказывается весьма не просто. Правила и порядок, которые стараются выработать одни мальчики, попираются и нарушаются другими.



Если в начале попадания на необитаемый остров большинство из них еще руководствуются здравым смыслом, то с течением времени в ребятах начинают проявляться худшие стороны человечества.  Перед лицом опасности мальчики не способны сплотиться и действовать сообща, все это усугубляется жаждой власти и  жестокостью.

В течение короткого времени английские школьники становятся похожими на племя дикарей. В обычных английских мальчиках просыпается дикое Я. Контроль над ситуацией утрачивается, жестокость становится первобытной и неуправляемой.  Магическое мышление выходит на первый план. Дети все глубже погружаются в мир иррациональных страхов и суеверий.

 

События в фильме несутся очень стремительно (на мой взгляд, такая динамика фильма вполне оправдана) и внушают настоящий ужас от того, что ничего фантастического в этих событиях нет. «Повелитель мух» наглядно демонстрирует психическую жизнь «неорганизованной» массы. Неорганизованная масса импульсивна, неустойчива, непоследовательна, внушаема  и опрометчива.  Она признает лишь силу, гуманность же, представляется ей  слабостью. От предводителя она требует силы и даже насилия. Превращаясь из индивидуальности в массу, сливаясь с ней, в аморфном неразличении исчезают тормозящие акты и пробуждаются для свободного удовлетворения первичных позывов все жестокие инстинкты, дремлющие в каждом человеке  как пережитки первобытных времен.



Главный герой Ральф – умный, ответственный мальчик, воплощение демократии, волеизъявления, порядка и цивилизации. Изначально он избран лидером. Ральф взывает к продуктивной деятельности на острове: планирует строительство хижин, разрабатывает план разведения и поддержания огня; все его действия направлены на то, чтобы выжить. Пока в остальных мальчиках были живы интериоризованные цивилизованные идеалы, Ральф может влиять на них. Однако культурные нормы начинают уступать перед первобытным зверем.  Группа постепенно подчиняется диким инстинктам, и авторитет Ральфа стремительно падает.  Ральф хочет вернуться в общество взрослых. В общем-то, именно эта сила дает Ральфу моральную победу в конце фильма (появление взрослых). Насилие, жажда крови, дикие танцы мальчиков и убийства являются трагическим опытом для Ральфа.

Соперник и противоположность Ральфа — Джек, агрессивный альфа-самец, воплощение жестокости, насилия и стремления к власти. С самого начала Джеком руководит алчное желание властвовать над всеми. Его разрывает ярость, когда он проигрывает выборы Ральфу. Сначала он еще способен сохранять моральное приличие, внушенное ему цивилизованным обществом. Постепенно Джек начинает раздвигать свои границы: от подчиненной роли в группе до ее лидера. Когда Джеку впервые предоставляется возможность проявить себя как охотника, он не в состоянии убить свинью. Но вскоре он становится одержимым охотой. Со временем на сторону Джека переходят практически все ребята.  Чем больше Джек имеет возможность контролировать остальных членов группы, тем более диким он становится. Все попавшие под влияние жестокого лидера подражают ему в насилии и жестокости. К концу фильма, на примере Джека, зритель может наблюдать, как с помощью страха перед зверем, можно манипулировать группой, и как страх становится безотказным инструментом власти.



Сквозь призму истории о гибели человеческих ценностей, кинокартина подводит зрителя к незамысловатой истине: всякое социальное учреждение нуждается в управлении посредством контроля?

Наличие контроля – обязательно, иначе вот вам – воспетая «гармония свободы»?

Макаренко Амалия 

Тел.:+38 067 728 80 10

E-mail: [email protected]



Просмотров: 498
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ фильма "Повелитель приливов"
  • Почему «Повелитель мух» так страшен. Несколько слов о детской жестокости.
  • Художественный вымысел как модель анализа психической реальности. Лицом к лицу.
  • «Странные танцы»: Когда ссора становится инструментом?
  • «Странные танцы»: Когда ссора становится инструментом?
  • Все об отцах: Повелитель Огня
  • Анализ фильма "Дом, который построил Джек" (18+)
  • Почему деньги «убегают» от вас? Хотя вы стараетесь изо всех сил (но денег больше не становится)
  • Магическое мышление – как ребенок пытается «спасти семью». На примере фильма «Игра слов»
  • Когда еда становится смыслом жизни.
  • Когда смыслом жизни становится мужчина
  • "Повелитель времени"
  • О последствиях детской травмы насилия: на примере фильма "Девушка и смерть"
  • Все об отцах: Повелитель глубины
  • Влюбиться в себя по собственному желанию. 9 советов, как полюбить себя, на примере фильма.
  • Все об отцах: Повелитель стихии Воздуха
  • Сказка про пьяные вишни. Когда трезвость становится в тягость, что делать чтобы не опустить руки?
  • Когда желание становится целью или как исполняются желания....
  • Когда мы говорим о деньгах, то их становится больше
  • Что происходит, когда внешняя оценка действия становится важнее внутреннего содержания?
  • Супервизия | Страх перед представителями власти
  • Художественный вымысел как модель анализа психической реальности. Осенняя соната
  • Когда жизнь становится кислой и скучной…
  • Мышление здоровья. Почему лечение не помогает или даже становится хуже?
  • Сохранять ли отношения на грани развала? И почему в России становится больше разводов?
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Принимай меня таким, какой я есть или сила женского принятия, на примере фильма «Он Дракон»
  • Как Маша становится Машей, а Петя Петей? Каков первый шаг к себе?
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь