|
Художественный вымысел как модель анализа психической реальности: Повелитель мухАвтор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Кинокартина «Повелитель мух» режиссёра Питера Брука снята по одному из выдающихся произведений мировой литературы 20 века роману нобелевского лауреата Уильяма Голдинга. Кинокартина «Повелитель мух» хороша, на мой взгляд, тем, что может быть понятна абсолютно всем. Не обязательно разбираться в социологических, культурологических и психологических теориях, проводить аллегории с различными образами и сюжетами, ассоциировать героев с библейскими персонажами, чтобы считать смысл этого произведения. Хотя те, кто ориентируется на развлекательный жанр кинематографа, возможно, будут разочарованы, так как это не о приключениях и робинзонаде, хотя завязка фильма выглядит именно так. Кинокартина требует, безусловно, интеллектуальной работы и перевода внимания с себя «повседневно хорошего» на свои теневые аспекты личности. Социальная антиутопия «Повелитель мух» – истинный ужас с детским лицом, от чего становится только страшнее. Сюжет фильма на первый взгляд не особо затейлив. В результате крушения самолета, оставшись без взрослых, группа английских мальчиков попадает на необитаемый остров. Школьники пытаются выжить и спастись, что оказывается весьма не просто. Правила и порядок, которые стараются выработать одни мальчики, попираются и нарушаются другими. Если в начале попадания на необитаемый остров большинство из них еще руководствуются здравым смыслом, то с течением времени в ребятах начинают проявляться худшие стороны человечества. Перед лицом опасности мальчики не способны сплотиться и действовать сообща, все это усугубляется жаждой власти и жестокостью. В течение короткого времени английские школьники становятся похожими на племя дикарей. В обычных английских мальчиках просыпается дикое Я. Контроль над ситуацией утрачивается, жестокость становится первобытной и неуправляемой. Магическое мышление выходит на первый план. Дети все глубже погружаются в мир иррациональных страхов и суеверий. События в фильме несутся очень стремительно (на мой взгляд, такая динамика фильма вполне оправдана) и внушают настоящий ужас от того, что ничего фантастического в этих событиях нет. «Повелитель мух» наглядно демонстрирует психическую жизнь «неорганизованной» массы. Неорганизованная масса импульсивна, неустойчива, непоследовательна, внушаема и опрометчива. Она признает лишь силу, гуманность же, представляется ей слабостью. От предводителя она требует силы и даже насилия. Превращаясь из индивидуальности в массу, сливаясь с ней, в аморфном неразличении исчезают тормозящие акты и пробуждаются для свободного удовлетворения первичных позывов все жестокие инстинкты, дремлющие в каждом человеке как пережитки первобытных времен. Главный герой Ральф – умный, ответственный мальчик, воплощение демократии, волеизъявления, порядка и цивилизации. Изначально он избран лидером. Ральф взывает к продуктивной деятельности на острове: планирует строительство хижин, разрабатывает план разведения и поддержания огня; все его действия направлены на то, чтобы выжить. Пока в остальных мальчиках были живы интериоризованные цивилизованные идеалы, Ральф может влиять на них. Однако культурные нормы начинают уступать перед первобытным зверем. Группа постепенно подчиняется диким инстинктам, и авторитет Ральфа стремительно падает. Ральф хочет вернуться в общество взрослых. В общем-то, именно эта сила дает Ральфу моральную победу в конце фильма (появление взрослых). Насилие, жажда крови, дикие танцы мальчиков и убийства являются трагическим опытом для Ральфа. Соперник и противоположность Ральфа — Джек, агрессивный альфа-самец, воплощение жестокости, насилия и стремления к власти. С самого начала Джеком руководит алчное желание властвовать над всеми. Его разрывает ярость, когда он проигрывает выборы Ральфу. Сначала он еще способен сохранять моральное приличие, внушенное ему цивилизованным обществом. Постепенно Джек начинает раздвигать свои границы: от подчиненной роли в группе до ее лидера. Когда Джеку впервые предоставляется возможность проявить себя как охотника, он не в состоянии убить свинью. Но вскоре он становится одержимым охотой. Со временем на сторону Джека переходят практически все ребята. Чем больше Джек имеет возможность контролировать остальных членов группы, тем более диким он становится. Все попавшие под влияние жестокого лидера подражают ему в насилии и жестокости. К концу фильма, на примере Джека, зритель может наблюдать, как с помощью страха перед зверем, можно манипулировать группой, и как страх становится безотказным инструментом власти. Сквозь призму истории о гибели человеческих ценностей, кинокартина подводит зрителя к незамысловатой истине: всякое социальное учреждение нуждается в управлении посредством контроля? Наличие контроля – обязательно, иначе вот вам – воспетая «гармония свободы»? Макаренко Амалия Тел.:+38 067 728 80 10 E-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|