|
Супервизия | Страх перед представителями властиАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Клиентка (назовем её Стелла) обратилась с запросом: «Я неадекватно общаюсь с людьми. Прохожу мимо любого официального лица (мой руководитель на работе, охранник в супермаркете, вахтер в метро) сразу страх, дрожь во всем теле, сердцебиение». Фигуры в расстановке:
Образ расстановки: Системная причина симптома распаковалась с помощью нескольких фигур в троицу: властный человек с понятными намерениями смотрит на женщину, рядом ребенок. Но постепенно, с течением времени, фигура властного человека «сдувается», теряет силу, в теле заместителя начинается тремор, страх, дрожь. В рабочем поле расстановки эта фигура расположена на месте деда по отцу. Информация от клиентки: Папа мой 1938 года рождения. Бабушка никогда ничего не рассказывала моему отцу о его отце. Известно только, что он был военный. Решение: посмотреть на деда с уважением Разрешающая фраза: «Дорогой дед, я тебя вижу. Ты замечательный. Я тебя и твою судьбу уважаю. Но повторять твоих страхов я не буду. Я оставляю их твоему времени. Для меня главное, что через тебя ко мне пришла жизнь. Спасибо тебе за это». Результат для клиентки: «Стало полегче… Мне нравится это новое для меня состояние». *** Обсуждение расстановки в рамках супервизии Фигуры Как только клиент в запросе заявляет о симптомах, мы предлагаем поисследовать ситуацию по схеме работы с симптомом. Одна фигура – клиент в контексте данного симптома. Другая фигура – системная причина таких необычных состояний. Упорядочить Сложность для расшифровки причины была следующая. Заместитель клиентки изначально встал на место деда. А заместитель системной причины симптома стоял как шлагбаум, не пуская клиентку в светлое будущее. Пришлось картинку упорядочить немного. Подстелить соломки Когда терапевт в ходе предварительного интервью выслушал довольно большой объем информации клиентки и подвела итог: «Хорошо» (имея ввиду, «Мне понятна ваша ситуация»), клиент проявил свой особый норов: «Ничего хорошего!» Стало сразу понятно, что клиент не только хочет поисследовать свою ситуацию, но и находится на данный момент времени в довольно агрессивном состоянии. И это повод насторожиться. И это повод предположить, что в ходе работы клиентка может сопротивляться любым другим предложениям и выводам терапевта. Имея такие исходные данные, стоит заранее сказать клиенту следующее: «Расстановка это не директивно-авторитарное воздействие на вас, дорогой клиент. Вы можете поисследовать с помощью расстановки самые актуальные для вас нюансы вашей жизни, увидеть с помощью заместителей причину происходящего и с помощью этой информации в корне поменять свою жизнь. А можете, это ваше полное право, посмотреть и не взять ничего из расстановки в свою жизнь. В этом случае всё останется как есть, без изменений. Что вы предпочтете – решать вам. И только вам! Поэтому, если уж вы сюда пришли, то выгоднее занять позицию хотя бы минимального доверия происходящему, терапевту, заместителям, процессу, гипотезам… Ваша работа в этом процессе – внимательно наблюдать, воспринимать, впитывать, делать выводы, менять своё поведение в повседневности на основе данной информации. К сигналам расстановке полезнее прислушиваться, чем их игнорировать». Почему я так это заостряю? Потому что потом это сопротивление клиента в полной мере проявилось в контакте с одним из заместителей. Благодаря настойчивости заместителя, был достигнут определенный прогресс, который клиентка не смогла игнорировать. Очень наглядно было. В результате клиент взял из расстановки достаточно много для себя. Паузы (длинноты, затянутости) Первая длиннота была когда клиент изложил всю необходимую информацию в ходе интервью и пора уже было переходить к выставлению фигур в поле. Вторая длиннота была после первых высказываний заместителей, после того, как клиент подтвердил, что «да, мы находимся в его фильме, это именно иллюстрация его актуального состояния». В этот момент можно было переходить к распаковке ситуации с помощью дополнительных фигур, или с помощью разрешения фигурам двигаться и других приёмов. Например, можно было сказать: «Давайте дадим фигурам еще немного времени, чтобы в образе проявилось еще что-то важное для вас…» И это была бы не пауза беспомощности и растерянности, а уверенная интервенция ведущего, который контролирует ситуацию. Темп речи Темп речи был гипнотический, пониженный темп, приглушенный звук, с ярко выраженным ритмом. Мне понравилось. Создавалось ощущение хорошего контроля ситуации со стороны растановщика. Сопротивление: Мне любопытно узнать… У клиентки было три явных момента, когда она демонстрировала сопротивление. Первый: «Мне любопытно узнать, почему дед расстался с бабушкой. Давайте узнаем…» И терапевт, на мой взгляд, абсолютно уместно ответил: «Дорогой клиент, это не является темой запроса. Мы работаем над тем, чтобы улучшить ваше состояние, вы хотите избавиться от непонятного страха… Давайте вернемся к нашей цели, о которой мы договорились в начале сессии…» И в этот момент в интонациях терапевта появились железные нотки. Это было необходимо, чтобы вернуть клиента к цели сессии. Сопротивление: А ресурс от деда получить можно? На самом деле когда клиент «капризно» требует ресурс от предков, в данном случае от деда, это он действует из своей детской части. И тут очень хорошо нас выручил в данной ситуации заместитель. Он сказал взрослой части клиента (взяв на себя временно управление полетом): «Знаете что, давайте лучше переплетение разберем до конца! Когда вы путаницу ролей преодолеете, и укрепите собственную идентификацию: «Я – это я!» - это уже будет крутой результат. К слову сказать, подобная реплика заместителя клиенту соответствует позиции расстановщика. А данный заместитель был у нас на группе первый раз. Честь ему и хвала! Сопротивление: Рисовать не буду. Поучайте лучше ваших паучат. Из уст заместителя прозвучало в адрес клиента: «Не нужно умствовать… Не надо ничего говорить... Просто чувствуйте… Просто побудьте на уровне чувств»… Если бы такая фраза была сказана терапевтом-расстановщиком, это могло бы вызвать еще большее сопротивление клиента, агрессию, и даже срыв всей сессии. А так как это слово прозвучало от заместителя, то клиент прислушался. Как оказалось, заместитель и клиент – давние знакомые, и между ними был большой кредит доверия. Это был шанс, которым клиент воспользовался. Реплика расстановщика: «Когда заместитель говорит что-то полезное клиенту, ему мешать не надо!» Безопасная дистанция для клиента Клиент смотрел на расстановку со стороны (все разрешающие фразы произносились-тестировались заместителями), и вошел только в итоговый образ расстановки, в образ хеппи-энда. Тема страха – это далеко не самая комфортная тема для работы в расстановке. Если клиент сильно попадет (залипнет) в энергии страха в ходе расстановки, это может привести к повторной травматизации. Поэтому дистанцирование было очень и очень оправдано. Пауза целительна До того, как встать в итоговый образ расстановки, клиент заявил, что он не видит никаких изменений. И когда клиент встал в итоговый образ расстановки, расстановщик выдержал весьма и весьма продолжительную паузу и только потом спросил: «Ну как вам, дорогой клиент?» И клиент совершенно искренне сказал: «Мне лучше. Мне нравится такое моё новое состояние». А почему? А потому что он успел это состояние всем своим телом прочувствовать, хотя это было для него весьма и весьма непривычно. Если времени этому процессу дать меньше, то клиент не успел бы прочувствовать изменения… И это могло «свести на нет» все усилия. Пауза оказалась очень уместна. Очень важную роль сыграл заместитель и его информация об улучшении. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|