Когда клиент - не клиент

Автор статьи: Марк Сухорученков

Когда клиент  не клиент

Клиент приходит на терапию. Или не приходит, звонит по скайпу. В общем, тем или иным способом вступает в контакт с психотерапевтом, и начинается терапевтическая ситуация. Хочется сказать: начинается психотерапия, но это не так, начинается именно некоторая ситуация взаимодействия клиента с терапевтом, которая может быть терапией, а может и не быть.

Иногда бывает, что клиент и не приходит (не звонит, исчезает), несмотря на договоренности, иногда даже несмотря, что заплатил, так тоже бывает. Нет, мы сейчас говорим о том, что клиент пришел, встреча началась, а терапии нет. Что делает клиента клиентом, участником психотерапевтического процесса? Что такого в его позиции мешает клиенту получить  реальную и действенную помощь?

Первое, у клиента должна быть проблема, некоторое противоречие, препятствие. Проблема подразумевает то, что ее можно решать и, даже, в итоге решить. Вообще, появление клиента на психотерапии подразумевает то, что он  будет решать свою проблему. Но иногда проблемы нет, и тогда, получается, что нечего решать.

Вот примерные фразы клиента, позволяющие подозревать, что проблемы нет:

- Мне ужасно плохо.

- Я плохо сплю по ночам.

- Мне не удается познакомиться с молодым человеком.

- Я хочу стать более оптимистичной.

Можно предположить, что за «мне ужасно плохо» стоит «я хочу, чтобы мне было хорошо, но мне ужасно плохо», что «Я плохо сплю по ночам» более полно выглядит как: «Я хочу спать по ночам, но у меня не получается», «Мне не удается познакомиться с молодым человеком» - «я хочу познакомиться с молодым человеком, но не умею это сделать». Но может быть все это совершенно не так, и человек, который в данный момент занимает клиентское кресло, реальное или виртуальное пришел не решать проблему, а за чем-то еще. Например, за тем, чтобы его пожалели, по поводу того, что он плохо спит, и вообще весь из себя несчастный и больной. Или за тем, чтобы оправдать свое неумение, а может и нежелание знакомится. И в этом случае работа может стать кошмаром психотерапевта, ибо все, что они вместе с клиентом будут пытаться делать, будет не получаться. Все это со стороны клиента будет, чтобы доказать: клиент – неисправим, не стоит и стараться.

На самом деле в начале работы проблемы нет довольно часто. Клиенты обычные люди, часто не рефлексивные, это нормально. Но чтобы психотерапевтический процесс начался, проблема должна возникнуть. Надо, чтобы клиент ее сформулировал, осознал, подтвердил, что он собирается именно с ней работать.

Второе, проблема должна быть значимой для клиента. Вот клиентская фраза:  

- Я хочу научиться рисовать, я трачу на это деньги время, но когда я могла бы этим заниматься вне учебы, я, почему, то не рисую.

Может быть, клиенту это важно, а, может, и нет. Может быть, клиент испытывает некоторое влечение участвовать в терапии, ему нравится сам процесс, или он так повышает свою важность перед собой, или что-то еще, неважно. Важно, что заявленная проблема клиенту «по барабану». С этой проблемой можно работать бесконечно, терапии не будет. Будет что-то еще, надо-ли это терапевту? Плата за сессию частично решает эту проблему. Считается, что когда клиент платит, он заинтересован. Но иногда (гораздо реже, чем, когда бесплатно) клиент заинтересован в чем-то еще, кроме терапии.

За проблемой должны быть эмоции. Проблема должна остро переживаться клиентом. Чем более сильные эмоции, чем острее переживается, тем эффективнее может быть терапия. Нужно, чтобы клиент пожаловался на свою проблему, описал, что он чувствует, описал, насколько это все его затрагивает. Один известный психотерапевт говорил: «Если бы я давал рекламу своему центру, я бы написал так: «Только для тех, кто не может с этим справиться сам»». Если проблема не очень значима, то этот психотерапевт, например, «катастрофизирует» проблему, поднимает ее градус, поднимает ее значимость и важность, для клиента, прежде чем делать что-то еще.

Третье, должен быть запрос. Запрос означает то, что клиент ожидает определенной помощи от терапевта, он запрашивает эту помощь, он ждет ее. Вот некоторые клиентские фразы:

- Я очень хочу, зарабатывать много. Я много и тяжело работаю, но у меня не получается.

- Я не могу забыть мою первую любовь

- Когда я выхожу на улицу, мне беспричинно страшно.

За всем этим могут стоять серьезные проблемы (а могут и не стоять, за некоторыми, как писал выше), все эти фразы могут начинать серьезные процессы психотерапии, а могут и не начинать. Что ждет клиент от терапевта? Может быть, он ждет, что терапевт поможет ему найти более высокооплачиваемую работу на рынке, или научит инвестировать деньги? Может быть, клиент ждет, что психотерапевт гипнозом амнезирует его первую любовь, будет держать его за ручку, когда тот выйдет из дома, или вообще, нажмет свою волшебную кнопку и все изменится. Для того, что бы началась терапия нужен запрос, причем запрос реальный, запрос на то, что терапевт в самом деле может клиенту дать.

Бывает и вовсе уникальный случай. Человек приходит на терапию, садится в клиентское кресло и кидает терапевту наживку:

- Я плохо сплю по ночам, меня это очень мучает, я не высыпаюсь, помогите мне разобраться в причинах?

Казалось бы, все нормально, терапевт заглатывает наживку:

- Вас мучают какие-либо страхи?

- Нет.

- Может быть у вас есть какие-то травматические переживания?

- Нет.

- Может быть вы увлечены каким-то делом, вас увлекает какая-либо идея?

- Нет, нет.

- Может быть, ваша мама не давала вам спать ночью, папа ругался с мамой, когда вы засыпали в младенчестве, инопланетяне прилетают ровно в полночь и сильно шумят, вы вообще никогда не спите, потому что с Альфа-Центавры?

- Нет, нет, нет, нет.

Я утрирую, на самом деле этот процесс может быть очень продолжительным, человек в кресле клиента может быть гораздо хитрее и изощреннее, он может соглашаться, подыгрывать, рассказывать о своих переживаниях, о своем детстве, детстве своей мамы, бабушке и кошке их Марусе… Терапии не будет. Причем иногда, клиент радостно или наоборот грустно будет демонстрировать, или прямо говорить, что нет терапии, ничего не помогает. На мой взгляд – это самый сложный случай. Считается, что клиент платит и тем самым хотя бы компенсирует терапевту затраченное на него время. Но, согласитесь, хочется результата. Здесь я думаю важно терапевту контролировать усилия, контролировать вклад свой и вклад предполагаемого клиента в процесс. Они должны быть равные. Клиент может очень долго и много о чем-то говорить, какие усилия? – Ноль! Вот подумать, родить мысль, высказать предположение, чувство – это усилие. Клиент должен прилагать усилий не меньше, чем терапевт. Если клиент сачкует, можно подождать, предоставить ему возможность поработать чуть больше. Правда, те кто не на терапию пришли – уйдут и перестанут платить, но те кто колеблются, могут занять клиентскую позицию, стать настоящими клиентами и добиться для себя результата.



Просмотров: 660
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что клиент не может сделать сам?
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Может ли клиент дружить со своим психологом?
  • Может ли клиент не прийти? (юмористическая заметка)
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Аноргазмия. Хотеть мужа. Сильные мужчины. В чем может быть проблема?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Страх секса у девушек. В чем может быть проблема.
  • «Ничего не хочу. Может быть работа - это не мое?»
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Аноргазмия. Проблема может быть решена. Оргазм, какой он?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Почему молодой психотерапевт может быть эффективнее?
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Почему я боюсь пойти к психологу? Кто же на самом деле психолог и чем он может быть полезен?
  • Должен ли клиент быть интересен психологу
  • Процесс «Может быть» (или «расшатывание убеждений»)
  • Мама не может быть человеком
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН). Иногда причина может быть иной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь