|
Должен ли клиент быть интересен психологуАвтор статьи: Егорова Мария
У меня несколько раз случалось так, что демо-консультации резко обрывались со стороны клиента со словами: «Кажется, я вам совсем не интересен». Вот я и задалась вопросом о том, что за интерес должен исходить от психолога для поддержания нормального рабочего процесса? И о том, чего хочет клиент, когда хочет заинтересованности от терапевта? Должен ли клиент быть интересен психологу? У меня на этот вопрос есть одновременно два диаметрально противоположных ответа: и «Да» и «Нет». Начнём с простого – «Да». Да, клиент должен быть интересен психологу. Может быть, даже не столько сам клиент, сколько запросы, которые он приносит, та «загадка» его судьбы и души, которую нам предстоит вместе разгадать. И это, конечно, интерес! Интерес (а местами даже азарт!) заставляет задавать уточняющие вопросы, раскручивать этот клубок причинно-следственных связей, отправлять клиента на поиски новой информации о себе, формировать и проверять гипотезы. Да, эту работу продвигает вперёд интерес. Но интерес этот достаточно специфический и локальный. Это интерес терапевтического процесса, здесь-и-сейчас, когда мы оба сидим друг напротив друга или внимательно ждём каждого следующего сообщения в переписке. И этот интерес приостанавливается, ставится на «паузу», когда заканчивается время консультации. И другой мой ответ – «Нет». Нет, клиент не должен быть интересен психологу. Я крепко убеждена, что самым заинтересованным в процессе терапии должен быть сам клиент (не терапевт и не окружение клиента, которые вынуждают его обратиться к психологу). Заинтересованность клиента (его внятное внутреннее «Хочу!») является главной движущей силой, топливом психотерапевтического процесса. Если интерес психолога больше интереса клиента – это настораживает. Специалисту этот процесс нужен больше, чем клиенту? Зачем? Что это за зависимость от своей профессиональной деятельности? Специалист самоутверждается так? Не терпит неудачи? Выкачивает из клиента деньги? Интерес терапевта должен идти за интересом клиента. Но не наоборот! В личной истории каждого человека есть множество точек (развилок), куда можно приложить психотерапевтический интерес. Что это было? Как повлияло? Как изнутри переживалось? Какие были предпосылки и последствия? Как бы во всём этом разобраться! Глаза горят и руки чешутся. Но клиент здесь не для того, чтобы удовлетворять любопытство терапевта, а для того, чтобы принести себе пользу. Если клиент говорит, что сейчас для него интереснее и важнее точка Б, чем точка А, то мы идём за клиентским интересом. Я обычно проговариваю, что разработка того или иного сюжета кажется мне более перспективной для выполнения запроса, но если вектор интереса клиента указывает в другую сторону, мы следуем ему. А ещё здоровый НЕинтерес к клиенту позволяет не следить за ним в соцсетях))) Между сессиями интересен не клиент, а наш терапевтический процесс. Иногда между встречами придумывается какие-то техника или аргументация. Но это такая небольшая и очень локальная домашняя работа терапевта. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|