"Повелитель приливов" - это фильм-танец. "Кто не танцует-тот не пьёт шампанское!". Главный герой внушает нам архетип плохого танцора по жизни. Этакого канатного плясуна, который едва балансируя на канате вот-вот норовит сорваться вниз. Но тем не менее он балансирует!
Не смотря на глубокую травму, которая в дальнейшем выкристаллизуется, Том создаёт семью, получает профессию (даже две), поддерживает отношения со всеми членами семьи. Дочери его обожают, жена любит... Но! В какой-то момент всё обрывается. Ведь над ним довлеет архетип Матери. Во всём! И как раз тот самый архетип практически решил за него: танцевать ему по жизни или нет. Но он балансирует! На вечеринке, где многие танцуют, он честно говорит:" Я плохой танцор!" И тем не менее делает попытку станцевать с гомосексуалистом (!!!) не проявляя никаких признаков незажившей раны от глубокой травмы. А дальше он вообще сам приглашает женщину-психиатра, Сьюзен Лоуэнстайн, потанцевать с ним медленный танец. Т.е. тот танец, который вначале он не дотанцевал (друг его сестры сказал-таки ему: "Да! Ты плохой танцор!"), он дотанцовывает со Сьюзен!!! Момент его сна-один из ключевых. Ему снится буря, после которой он танцует со Сьюзен медленный танец! А теперь самый ключевой момент - момент травмы. В роковой вечер мать со своими детьми танцевала... даже учила (!!!) их танцевать! И на самом пике танца разразилась буря (во сне наоборот). Тому не дали станцевать весь танец! Тому причинили боль и заставили забыть о ней! Забыть то, что случилось именно с ним. И его фраза в фильме: "Я всегда был полумужчиной по отношению к тебе!" (это он говорит своей жене, Салли Уинго) определяет его состояние незавершенности: потеря себя как личности, причём личности конкретного пола. То чувство вины в ключевой ситуации, когда он не мог помочь ни матери, ни сестре (сцена изнасилования, когда в дом, где Том провёл детство, ворвались сбежавшие заключённые и напали на мать Тома, его сестру и самого Тома), то чувство отстранённости от боли, которое его заставили взрастить в себе - определили его дальнейший путь как мужчины, как отца, как профессионала. Но он балансирует! И балансирует ровно до того момента, когда Сьюзен, проявляя к нему эмпатию, просит его быть мужественным, чтобы чувствовать боль! И тут происходит инициация! Том дотанцовывает то, что ему так долго не давали дотанцевать! Самое интересное, что изначально Сьюзен не была его психиатром. И это подчёркивалось неоднократно. Т.е. Том мягко входил в практику Сьюзен, в медленном танце, который ему и Сьюзен удалось завершить очень красиво! И именно Сьюзен стала его ярким воспоминанием в дальнейшем, что подчёркивается в конце фильма!
Но что именно давало баланс Тому? Равновесие. А что даёт равновесие? Самое дорогое для Другого. Начнём с конца. Что может быть самым дорогим? Например, дорогая вещь. У мужа доктора Сьюзен была дорогая вещь – скрипка. Том взял эту скрипку – самую дорогую для Другого – и решил её скинуть с балкона. Почему? Потому что ради той вещи муж Сьюзен был готов на всё. Даже попросить прощения у своей жены, хотя он не считал это нужным. А что сделал Том? Он взял ответственность на себя за Самое дорогое для Другого. И повернул всё так, как это делает действительно Взрослый человек. Он обозначил верную Ценность. Он сделал то, что делает мужчину мужчиной. Именно в этот момент он шагнул далеко вперёд – пережил трансформацию. Он всю жизнь отступал перед Самым дорогим для Другого. А в сцене со скрипкой не отступил. Он отступил перед Отцом, когда тот его укорял за слёзы. Он отступил перед матерью, когда та потребовала от него полного молчания в кризисной ситуации (изнасилование). Он также отступил перед матерью, которая очень сильно хотела замуж за богатого человека, от которого Том получил пощёчину и умолчал об этом. Он отступил перед своей женой, которая нашла себе любовника. Он отступил перед сестрой, которая своими поступками кричала о помощи и, в конце концов, вылила всё в своё творчество в стихи, которые сначала Том не хотел признавать. И, наконец, он отступил перед Собой, когда заставил себя забыть то, что забывать не следовало бы. И как только доктор Сьюзен помогает ему вспомнить – он преображается. Он не отступил, позволив себе выход через слёзы, тем самым, позволив выйти своим воспоминаниям наружу. Он понял – хватит отбиваться шутками. Он понял – теперь нужно быть серьёзным. Он понял – нужно делать то, что хочет он. А он хочет поступать правильно. Он помог Сьюзен. Он слился с ней. Он прошёл с ней самые прекрасные моменты в его жизни, которые перешли в приятные воспоминания. Именно в те воспоминания, которых ему так не хватало! И эти воспоминания никто и никогда не отнимет! Даже он сам! Потому что теперь он по-настоящему Взрослый!