Плохое, хорошее, лучшее. Проблема субъективной оценки.

Общался я как-то с одним человеком, страдающим от своего перфекционизма. Перфекционизм, вкратце, это стремление к идеальному результату, стремление усовершенствовать сделанное, сделать его всё лучше и лучше. Ситуация вполне соответствует фразе: "Нет предела совершенству!"

Когда я мысленно моделировал его проблемное состояние у себя в голове, мне пришло в голову задать ему вопрос:
"Допустим, плохое, хорошее и лучшее можно расположить у себя в голове в некоем внутреннем пространстве. Как они располагаются у тебя?"
Этот вопрос поначалу его озадачил. Мало того, он даже поставил в тупик. Собравшись с мыслями, он всё-таки ответил:
"Ну, как у всех, сначала плохое, потом хорошее, потом лучшее."
"То есть, когда ты достиг какого-то результата, ты стараешься его улучшить?", - уточнил я.
"Да, насколько это возможно.", - ответил он.
Я: "Знаешь ли ты, когда тебе надо остановиться в своём стремлении улучшить результат?"
Он: "Нет, не знаю. Обычно я об этом не думаю. Просто стремлюсь сделать лучше."
Я: "А если тебе приходится всё-таки по разным причинам заканчивать с этим делом, остаёшься ли ты доволен результатом?"
Он: "Чаще всего нет, я недоволен. У меня такое ощущение, что я не доделал, не довёл до совершенства."
Я: "Но ведь у тебя нет образа этого совершенства, который ты мог бы сравнить с полученным результатом! Как ты можешь быть довольным, если не знаешь, какой результат тебя устроит?"
Он: "Не знаю. В этом и проблема."

Проблем у этого человека хватало. Вероятно, с этой оценочной шкалой была связана и другая проблема - проблема выбора. Он постоянно был недоволен своим выбором, часто сомневался в том, правильный ли выбор он сделал? Если он выбрал одно из некоторого множества дел, то как же другие дела? И занимаясь одним делом, он не мог отключиться на время от других дел. В результате то дело, которым он занимался, из-за неполной сосредоточенности на нём, растягивалось по времени, и не отличалось хорошим качеством. Думать о своей жене или о своей дочери в то время, когда измельчаешь ножиком овощи на доске, не очень хорошо, поскольку это приводит к порезам и другим более серьёзным травмам. Погружение в длительные сомнения по поводу выбора выдавало в моём собеседнике тревожно-мнительный характер.

Другой проблемой, связанной с перфекционизмом, было постоянное недовольство действиями других людей по отношению к нему. Выражалось это в недоумении: "Как так? Как они (он, она) могли? Ведь они же должны ... (перечисление того, что они должны)!" То есть, реальные люди и их поведение явно не соответствовало туманным идеалам моего визави. Его вопрос задавался им не из стремления понять их состояние и мотивы, а был просто выражением его возмущения. Когда я переводил этот вопрос в плоскость того, что могло происходить с этими людьми, и он мог поставить себя на их место, его взгляд на возмутителей его спокойствия становился более реалистичным, и он успокаивался. В конце концов, он соглашался со мной в том, что проецировать на других свои завышенные ожидания и идеальные представления - не самый лучший способ взаимодействия с окружающими.

Всем ли понятно, почему многие из нас недовольны жизнью, недовольны собой, недовольны окружающими? Я думаю, что это по причине закрепившейся в нашем подсознании оценочной шкалы "плохое - хорошее - лучшее".

 

Плохое хорошее лучшее Проблема субъективной оценки

В школе наши учебные успехи измеряли по пятибалльной системе. Тот, кто получал оценку "неудовлетворительно" (кол или двойка), был плохишом. Троечник был середнячком, четвёрочник - хорошистом. Пятёрочник был отличником. Кто-то стремился быть круглым (полным) отличником (по всем предметам). Это давало возможность называться лучшим учеником в классе, а то и в школе (или одним из лучших). Это также давало преимущество при поступлении в ВУЗ.

Конкуренция заставляет нас стремиться быть лучше и лучше. Лучше других в чем-либо, лучше самого себя вчерашнего. Вроде бы это и хорошо. Но не зря же их английское всё Шекспир  в трагедии «Король Лир» написал: «Стремясь к лучшему, мы часто портим хорошее». А их французское всё Вольтер после него выразился ещё короче: "Лучшее - враг хорошего."

Как часто, не ценя того, что у нас есть хорошего, и стремясь к тому, что кажется лучшим, мы теряли это хорошее, а из якобы лучшего получалось нечто худшее?

Например, человеку с проблемой переедания и лишнего веса всё кажется: "Хорошо, но мало." То же самое происходит на какой-нибудь пирушке с алкоголем: "Что-то стало холодать, не пора ли нам поддать?" Не отсюда ли всякая жадность (алчность), мания, зависимость? Человек теряет "берега", чувство меры, не знает, когда ему стоит остановиться, когда уже вполне достаточно. А тут ещё спортивный интерес: кто кого в чём-либо (количестве выпитого или съеденного) превзойдёт? ("Ну, ты силён!", "Да ты слабак!")

Женатый мужик ищет кого-то получше своей жены, оставляет хорошего человека страдать, отрывает "лучшую" от её семьи, и, в результате, делает и её несчастной. Гонка за лучшим превращает то, что мы имеем в средство для достижения этого лучшего.


Родители недовольны тем, что их ребёнок учится хорошо - на четвёрки. Требуют от него, чтобы он приносил домой пятёрки и, что ещё лучше (на самом деле хуже) только пятёрки. Порой их требовательность зашкаливает, и они добиваются своего принуждением, наказанием и насилием. Морально травмированный ребёнок превращается в невротика. Самооценка невротика, как известно, очень нестабильна.



Эта самооценка легко меняется со сверхпозитивной на сверхнегативную: "Порой я думаю, что лучше меня и нет. Потом понимаю, что лучше бы меня и не было."  ("Порой я гений, а порою - идиот.")

Богатенькие недовольны тем, что имеют, стремятся стать ещё и ещё богаче, причём любыми способами, незаконными и законными, придумывают для этого различные законные основания. Грань между законом и беззаконием стирается. Правосознание как отношение к закону становится мутным и порой резко отрицательным. Верхушка богатеет, народ нищает...



Чтобы не очень удаляться от заявленной темы субъективной шкалы оценивания, вернёмся к случаю моего общения с недовольным перфекционистом. Когда я предложил ему поменять расположение оценки "лучше" в субъективном пространстве (на субъективной шкале) и поставить её в любой точке между "плохо" и "хорошо", мой клиент оторопел. Конечно, это было для него непривычно, странно, неожиданно. В течение следующего нашего диалога до него стало потихоньку доходить то, что он этим может приобрести для себя.

1. Отпадает вечное стремление к недостижимому идеалу. ("И увидел Бог, что это хорошо." И сказал Бог: "Если кто-то желает лучшего, то пусть идёт к дьяволу").
2. Продвижение к любой точке на линии между нулём (плохо) и единицей (хорошо) оценивается как успех, который, как известно, вдохновляет и воодушевляет на дальнейший прогресс.
3. Даже если дело не доделано, а нам сегодня не хватило времени или мы приятно устали, завтра мы с большей вероятностью будем хотеть продолжить это приятное дело, а не отлынивать от него под любыми предлогами (лень). Поэтому нет никакой субъективной необходимости переходить от приятной усталости к неприятной - к утомлению и переутомлению. Возможно, объективная необходимость доделать всю работу именно сегодня всё-таки есть: обстоятельства требуют, требуют другие люди (с которыми, кстати, можно и поспорить). Но это разовое утомление и переутомление не становится нормой труда. В основном, все мы имеем возможность распоряжаться временем так, как нам удобно.
4. Больше, дальше, выше, глубже, сильнее, быстрее, и т.д., имеет смысл лишь до момента, когда стало хорошо. Стремление поразить кого-либо своими результатами, превосходящими все предыдущие, приводит в основном к преступлениям против других и себя, к травмами, болезням и к преждевременной смерти.

5. Больше внимания уделяется реальным людям, а не своим идеальным представлениям о них, о том, какими они должны быть. Соответственно, устраняется недоумение и возмущение по поводу того, что люди и их поведение не соответствуют представлениям о них. Значит, фокус внимания переносится с себя (эгоцентрическая позиция) на других (альтероцентрическая позиция). Стремление переделать людей под свои представления меняется на стремление узнать и понять этих людей для того, чтобы общаться с ними эффективно и к взаимному удовольствию.
6. В большей степени начинает цениться реальное Я, в меньшей - идеальное Я. Становится более реалистичным целеполагание (целеобразование): психопатический разрыв между Я-теперешним и Я-в-будущем ("А подать мне всё и сразу!") заполняется вполне посильными ближними целями, постепенно ведующими к самореализации Я-желаемого.

 

Потихоньку мой клиент, постоянно недовольный всем миром и самим собой,  становился периодически довольным. О постоянном довольстве речь не шла. Но когда-то же приятно и полезно для здоровья быть довольным самим собой и другими. Рецидивы острого недовольства были, и в эти моменты я напоминал ему о нашем диалоге и нашем соглашении. Так что постепенно новая привычка оценивать свои дела закрепилась и дала свои плоды. Он перестал стремиться к лучшему, сверх того хорошего, что у него было, и его внутренняя жизнь, как и отношения с близкими и дальними, каким-то мистическим образом, сама собой, улучшилась.


А как у вас с субъективной оценкой ваших дел и отношений с людьми (с самим собой)? Для вас лучшее - враг хорошего (справа от него) или друг ему (слева от него)?



Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь