Этот процесс я придумал совсем недавно во время поездки в метро. Он может найти своё применение при работе с группой как эзотерической, так и психологической направленности.
Предыстория
Все мы живём в «консенсусной реальности». Мы участвуем в громадном количестве различных договорённостей, большую часть которых даже не осознаём. Эти договорённости буквально пронизывают всю нашу жизнь – начиная от конкретных способов реагирования в типичных ситуациях и заканчивая определённым типом восприятия окружающей действительности.
В самом факте существования «консенсусной реальности» и нашего в ней существования нет ничего плохого. Благодаря ей мы не остаёмся одиноки в этой мире, мы можем найти общий язык с другими, мы имеем возможность пользоваться «благами человечества»… да и вообще, благодаря этой «реальности» мы живём не в лесу или на деревьях, а в комфортных домах.
Проблемы появляются из автоматичности и неосознанности функционирования в этой «реальности» — ведь в таком стиле жизни совсем мало нас самих. Мы постоянно участвуем в договорённостях, которых не заключали и подтверждение которых не осуществляли.
Этот процесс направлен на:
1. Осознание факта существования «консенсусной реальности»;
2. Осознание части договорённостей.
Описание процесса
Выполнение процесса крайне простое. Участники в броуновском движении ходят по тренинговому пространству и, встречаясь друг с другом, подтверждают одну из договорённостей – один из участников (кто быстрее) озвучивает договорённость, другой соглашается с ней. После этого они расходятся, ищут себе новую пару и процесс продолжается.
Общение в парах должно быть примерно таким:
- Предлагаю, на всё неизвестное реагировать испугом.
- Ок, договорились.
- Предлагаю считать работу в офисе более престижной, чем труд на заводе.
- Согласен, договорились.
- Нужно чувствовать дискомфорт и страх, имея на руках большую сумму денег.
- Договорились.
- Предлагаю жалеть бездомных собак и кошек.
- Договорились.
- Предлагаю считать основным назначением стула – возможность на нём сидеть.
- Согласен, договорились.
Примечание
1. Важно не сильно задумываться над договорённостями: «доставать» первую, которая приходит в голову. При этом договорённости должны быть реальными – те, которые оба встречающихся участника соблюдают в своей жизни. А если договорённость не реальная или она имеет силу только для одного человека (то есть в этом месте участники находятся в разных «консенсусах»), они вместе ищут новую договорённость.
2. Во время процесса важно никак не оценивать подтверждаемые в парах договорённости. Поскольку принципы оценки так же чуть ли не полностью являются территорией «консенсусной реальности». Ключевой критерий договорённости – осознание её силы действия на участников в паре.
3. Если участникам не нравится договрённость, но она имеет над ними власть – надо её подтверждать в процессе. Во-первых, вы лишь делаете осознанным то, что и так влияло на вашу жизнь, во-вторых, ничто не мешает вам в будущем отказаться от этой договорённости. Но возможность передоговориться появляется только после осознания.
4. В зависимости от целей процесс может быть разной продолжительности. Если это демонстрация существования «консенсусной реальности» — достаточно нескольких минут. Если это способ осознания как можно большего числа договорённостей – имеет смысл сделать его более длительным.
Практическая ценность
Сам по себе процесс выполняет функцию практического обоснования вышеизложенной теории о «консенсусной реальности». А в случае трансформационных тренингов — является подготовительным к дальнейшим упражнениям, которым могут сильно разниться, в зависимости от тематики и направленности группы.
Подобное осознание, появляющееся по результатам упражнения, даёт возможность инициировать процессы выслеживания себя и своего поведения (Кастанедовский «сталкинг»), а так же появляется большая вариативность (а, следовательно, и свобода) в отношении «договорённостей»: их можно подтверждать, от них можно отказываться, их можно использовать.
И, конечно, появляется большее понимание принципов функционирования социума в целом и конкретных людей в нём живущих, а как следствие и новые возможности влияния на других людей – что тоже имеет самостоятельную практическую ценность.