|
Как научиться понимать подростка?Автор статьи: Димитрова Снежана Ростиславовна
КАК НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ ПОДРОСТКА Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека и жизни семьи, где есть подросток. Само слово «подросток» нам уже о многом говорит. Человек еще не вырос, еще не стал взрослым, но уже совсем близок к этому. Вспомните себя в этом возрасте. Как вам хотелось, чтобы взрослые считались с вашим мнением…как бурно вы реагировали, когда этого не происходило…как стремились добиться авторитета в среде сверстников….какие разные и противоречивые чувства вами переживались – от бессилия, одиночества и непонятости до ощущения своего всемогущества, осознания таких истин и понимания вселенной и человечества, о которых никто просто не догадывается! Итак, подросток. Какой он? Возраст – 11-15 лет. Сегодня дети взрослеют раньше и уже 11-летний ребенок может вполне называться подростком. Психо-физические особенности: Подростковый возраст совпадает с половым созреванием. Меняется тело, голос, черты лица и …меняется характер. В милом и таком привычном образе ребенка родители вдруг обнаруживают кого-то совсем незнакомого, иногда циничного и дерзкого. «Это не наш ребенок! Где та милая девочка, которую мы растили?!» - привычные возгласы родителей подростка. «И в кого у него (нее) такой характер?!» Наблюдается связанная с половым созреванием «гормональная буря», которая влияет на поведение и выражается : - резкой сменой настроения - вспышками агрессии - замкнутостью - претензиями к родителям и миру - колебаниями самооценки - гиперчувствительностью Восприятие мира становится очень субъективным, обостряются эмоциональные переживания от переживания «кайфа» от мира и контакта с ним до отвращения и ужаса пребывания в этом мире. Подросткам свойственно размышлять об устройстве мира, их захватывают разные философские темы, особенно актуальными становятся темы поиска смысла жизни, справедливости, добра и зла, любви и смерти. Этот внутренний поиск сопровождается чтением книг (от фэнтэзи до экзистенциальной литературы), написанием стихов и рассказов, арт-попыток выразить себя в одежде, прическе, на стенах домов, своей комнаты, заборах т.д. Интересует все запретное, тайное, мистическое. Привлекают фильмы ужасов, триллеры, драмы. Нередко в этом возрасте способом выразить себя становится принадлежность к той или иной субкультуре. И мы видим готов, эммо, гопников и т.д., которые свом видом демонстрируют друг другу и взрослым свои ценности и жизненные ориентиры. Зачастую самому подростку крайне трудно справляться со своими переживаниями и резкими сменами настроений. Это пугает его и пугает близких . И именно поэтому подросток так нуждается в поддержке и понимании окружающих. Какие ж основные проблемы и задачи решаются в подростковом возрасте? Что выходит на первый план? Чему необходимо научиться в этот период? Ответ прост – навыкам общения с осознаванием своего места и роли в социальной группе. Отношения со сверстниками становятся самыми важными для подростка. Все остальное как бы подчиняется удовлетворению этой потребности. Это может быть живое общения в подростковых группах или тусовках или общение on-line во всемирной паутине Интернет. И то и другое может сочетаться. Таким образом, подросток нарабатывает навыки общения, учится распознавать смысл и подтекст, учится доверять себе и миру и находить меру этого доверия. Увлечения и интересы напрямую связаны с темой общения – это может быть театральная студия, современные танцы, игра на гитаре и т.д. И все, чем занимается подросток в это время, служит основной задаче – привлечь внимание сверстников, заработать авторитет, почувствовать свою ценность и значимость в группе, ощутить признание группы. Центральным становится переживания своего места в группе сверстников. Поиск этого достойного места. Надо сказать, что группы или компании, создаваемые подростками в этом возрасте являются аналогией семьи, где есть более авторитетные старшие дети, играющие роль родителей и есть много братьев и сестер и конечно же конкуренция между ними за любовь и признание лидеров группы. Такая «семья» становится важнее семьи реальной и в ней есть возможность попробовать играть разные роли от шута и до лидера и наработать навык общения с людьми, навык выдерживания конкуренции и агрессии. В этом возрасте подростки достаточно ранимы, уязвимы и тем не менее агрессивны. Способ выражения себя и своих эмоций порою чрезмерен. Самоутверждение иногда может сопровождаться правонарушениями от мелких хулиганских выходок до ситуаций с тяжелыми последствиями. И конечно эта доминанта на общении и самоутверждении часто сопровождается снижением успеваемости в учебе и дистанцией в контакте с членами семьи. Франсуаза Дольто пишет о подростках, как о переживающих утрату - у них умирает детство. Для меня такая трактовка была открытием новых смыслов этого периода. Думаю, что подростки - это дети, которые испытывают горе от потери мира, в котором они пребывали. Изгнание из рая - это изгнание из детства. Состояние хронического стресса. Но что при этом переживаем мы, взрослые? Думаю, на уровне контрпереноса нечто подобное… Как же себя вести с подростком, чтобы сохранить доверительные отношения, которые бывают так остро необходимы и спасают в чрезвычайных обстоятельствах? Рекомендации для родителей:
Психолог, психотерапевт,доцент МОКПО руководитель Винницкого образовательного проекта по символдраме
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|