Как научиться понимать подростка?

КАК НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ ПОДРОСТКА

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека и жизни семьи, где есть подросток. Само слово «подросток» нам уже о многом говорит. Человек еще не вырос, еще не стал взрослым, но уже совсем близок к этому.

Вспомните себя в этом возрасте. Как вам хотелось, чтобы взрослые считались с вашим мнением…как бурно вы реагировали, когда этого не происходило…как стремились добиться авторитета в среде сверстников….какие разные и противоречивые чувства вами переживались – от бессилия, одиночества и непонятости до ощущения своего всемогущества, осознания таких истин и понимания вселенной и человечества, о которых никто просто не догадывается!

Итак, подросток. Какой он?

Как научиться понимать подросткаВозраст – 11-15 лет. Сегодня дети взрослеют раньше и уже 11-летний ребенок может вполне называться подростком.

Психо-физические особенности:

Подростковый возраст совпадает с половым созреванием. Меняется тело, голос, черты лица и …меняется характер. В милом и таком привычном образе ребенка родители вдруг обнаруживают кого-то совсем незнакомого, иногда циничного и дерзкого. «Это не наш ребенок! Где та милая девочка, которую мы растили?!» - привычные возгласы родителей подростка. «И в кого у него (нее) такой характер?!»

Наблюдается связанная с половым созреванием «гормональная буря», которая влияет на поведение и выражается :

- резкой сменой настроения

- вспышками агрессии

- замкнутостью

- претензиями к родителям и миру

- колебаниями самооценки

- гиперчувствительностью

Восприятие мира становится очень субъективным, обостряются эмоциональные переживания от переживания «кайфа» от мира и контакта с ним до отвращения и ужаса пребывания в этом мире.

Подросткам свойственно размышлять об устройстве мира, их захватывают разные философские темы, особенно актуальными становятся темы поиска смысла жизни, справедливости, добра и зла, любви и смерти.

Этот внутренний поиск сопровождается чтением книг (от фэнтэзи до экзистенциальной литературы), написанием стихов и рассказов, арт-попыток выразить себя в одежде, прическе, на стенах домов, своей комнаты, заборах  т.д.

Интересует все запретное, тайное, мистическое. Привлекают фильмы ужасов, триллеры, драмы. Нередко в этом возрасте способом выразить себя становится принадлежность к той или иной субкультуре. И мы видим готов, эммо, гопников и т.д., которые свом видом демонстрируют друг другу и взрослым свои ценности и жизненные ориентиры.

Зачастую самому подростку крайне трудно справляться со своими переживаниями и резкими сменами настроений. Это пугает его и пугает близких . И именно поэтому подросток так нуждается в поддержке и понимании окружающих.

Какие ж основные проблемы и задачи решаются в подростковом возрасте? Что выходит на первый план? Чему необходимо научиться в этот период?

Ответ прост – навыкам общения с осознаванием своего места  и роли в социальной группе.

Отношения со сверстниками становятся самыми важными для подростка. Все остальное как бы подчиняется удовлетворению этой потребности. Это может быть живое общения в подростковых группах или тусовках или общение on-line во всемирной паутине Интернет. И то и другое может сочетаться. Таким образом, подросток нарабатывает навыки общения, учится распознавать смысл и подтекст, учится доверять себе и миру и находить меру этого доверия. Увлечения и интересы напрямую связаны с темой общения – это может быть театральная студия, современные танцы, игра на гитаре и т.д. И все, чем занимается подросток в это время, служит основной задаче – привлечь внимание сверстников, заработать авторитет, почувствовать свою ценность и значимость в группе, ощутить признание группы. Центральным становится переживания своего места в группе сверстников. Поиск этого достойного места.

Надо сказать, что группы или компании, создаваемые подростками в этом возрасте являются аналогией семьи, где есть более авторитетные старшие дети, играющие роль родителей и есть много братьев и сестер и конечно же конкуренция между ними за любовь и признание лидеров группы. Такая «семья» становится важнее семьи реальной и в ней есть возможность попробовать играть разные роли от шута и до лидера и наработать навык общения с людьми, навык выдерживания конкуренции и агрессии.

В этом возрасте подростки достаточно ранимы, уязвимы и тем не менее агрессивны. Способ выражения себя и своих эмоций порою чрезмерен. Самоутверждение иногда может сопровождаться правонарушениями от мелких хулиганских выходок до ситуаций с тяжелыми последствиями.

И конечно эта доминанта на общении и самоутверждении часто сопровождается снижением успеваемости в учебе и дистанцией в контакте с членами семьи.

Франсуаза Дольто пишет о подростках, как о переживающих утрату - у них умирает детство. Для меня такая трактовка была открытием новых смыслов этого периода. Думаю, что подростки - это дети, которые испытывают горе от потери мира, в котором они пребывали. Изгнание из рая - это изгнание из детства. Состояние хронического стресса. Но что при этом переживаем мы, взрослые? Думаю, на уровне контрпереноса нечто подобное…

Как же себя вести с подростком, чтобы сохранить доверительные отношения, которые бывают так остро необходимы и спасают в чрезвычайных обстоятельствах?

Рекомендации для родителей:

 

  • Вспомните себя в этом возрасте и разговаривайте с подростком с позиции равного, а не с позиции «сверху».
  • Воздерживайтесь от нравоучений и высказываний типа «А вот мы в твоем возрасте…» В лучшем случает вас не услышат, в худшем - будет ждать агрессивная реакция подростка.
  • Ни в ком случае не сравнивайте вашего ребенка с детьми ваших друзей, коллег и знакомых. Это понижает самооценку и создает дистанцию в отношениях.
  • При возникновении проблемных ситуаций воздержитесь от прямых советов. Эффективнее будет рассказать о том, как вы в свое время справились с подобной трудностью или же рассказать похожую жизненную историю с другими людьми при этом делая акцент на том, что вы верите в своего ребенка и в то, что он сможет принять правильное решение.
  • Не обесценивайте переживаний подростка фразами «Да разве это проблема?» или «Что за ерунда!» или «Не переживай, все пройдет». Этим вы только отобьете охоту общаться с вами и обращаться за помощью. Чувства, которые испытывает подросток очень интенсивны и недооценивать их бывает опасным.
  • Если вы видите, что ваш ребенок чем-то расстроен, попытайтесь поговорить с ним, проявляя заботу и бережное участие. Возможно, простые объятия без слов помогут больше, чем  все ваши советы.
  • В спорных ситуациях общения с другими людьми, постарайтесь занять нейтральную позицию: не обвиняя  и не выгораживая других или своего ребенка. Постарайтесь задавать вопросы: Как ваш ребенок оценивает эту ситуацию? Где он видит и в какой мере свою долю в создании проблемы? Какой опыт он может из этого извлечь? В какой помощи от вас нуждается?
  • В конфликтных ситуациях  с вашим ребенком, хорошо,  если вы и себе зададите следующие вопросы: Что есть во мне такого, что привело к конфликту? Что можно было бы сделать, чтобы избежать подобной ситуации в будущем?
  • Учитесь договариваться с подростком, делая акцент на том, что это договор между равными взрослыми (ведь он так хочет добиться признания своей взрослости!) людьми и каждая из сторон отвечает за его соблюдение. Взрослый – означает прежде всего ответственный. И не забывайте, что требовать от других можно только тогда, когда и вы сами выполняете данные обязательства.

 

 

Психолог, психотерапевт,доцент МОКПО

руководитель Винницкого образовательного проекта по символдраме

 



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • В какой момент подросток становится взрослым?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Может ли подросток изменить отношения родителей?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Отношения. В семье есть подросток, трудный возраст. Ч 6
  • Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим
  • Как вести себя с подростком, чтобы сохранить с ним доверительные отношения?
  • 9 способов научиться принимать себя таким, какой есть
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Трудности общения в подростковом возрасте
  • «Сравнение и сопоставление себя с другими - больше в этом беспокойства или мотивации?»
  • Внутренний подросток.... Может быть, пусть остаётся?
  • Кризис семьи: совсем не то, что мы об этом думаем
  • Как узнать, какой меня видит мужчина, не спрашивая его об этом?
  • Подросток и современный подросток. Есть ли разница?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Уверен ли ты в себе. 5 вопросов, которые помогут разобраться в этом
  • Принять себя такого, какой ты есть
  • Скрытая депрессия может быть в любом возрасте
  • ДАНО: Мне нет места в этом мире
  • Изменяться или принять себя таким, какой есть?
  • Я обиделась! И какой в этом смысл?
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • В этом мире все боятся себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь